Шевцова Людмила Николаевна
Развитие творческих способностей детей в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей в условиях ДОО
«От творчества педагога – к формированию творческой личности ребёнка – дошкольника»
В каждом ребенке спрятан большой творческий потенциал. В детстве мы все уникальные творцы и любопытные экспериментаторы. Но с годами творчество угасает, если его не развивать регулярно. Поэтому главная задача воспитателя - создать благоприятную среду для прорастания творческих семян ребенка.
Что такое творческие способности и зачем их развивать в детском саду
Публикация «Развитие творческих способностей детей в условиях ДОО» размещена в разделах
Творчество происходит от слова “творить”. Это процесс, в котором создаются и реализуются новые оригинальные идеи. А значит, творческие способности - это способность человека принимать нестандартные решения, придумывать уникальные идеи и воплощать их в жизнь.
Часто родители и воспитатели делают основной акцент на развитии логического мышления и памяти ребенка. И упускают из фокуса внимания творческие способности. Например, не развивают фантазию и воображение, интуицию и любознательность, образное мышление и восприятие. Творческое развитие так же важно, как и логическое. Они дополняют друг друга. Только при взаимодействии творческих способностей с интеллектом, ребенок становится гибким в мышлении и действиях, способным высказывать оригинальные идеи и быстро ориентироваться в непривычных ситуациях.
Общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях, способных к творческой деятельности. Существует мнение, что способность креативно мыслить важна только для творческих профессий, таких как писатель, дизайнер или художник. На самом деле человек с развитыми творческими способностями с большей вероятностью сможет реализоваться и стать лучшим в любой профессии, которую выберет.
Фундамент творческой личности закладывается в детском саду.
Методы развития творческих способностей в ДОО согласно ФГОС
Чтобы раскрыть детские способности и творческий потенциал, ФГОС рекомендует использовать 6 основных способов.
1 - Изучение окружающего мира
Дети по своей природе очень любопытны. У них много вопросов без ответов: “Почему небо голубое?”, “А кто это там бегает такой пушистый?” и “Почему трава зеленая?”. Задача воспитателя - вызывать и поддерживать интерес детей к окружающему миру. На прогулках показывать растения и разговаривать о животных, в группе говорить об игрушках и бытовых предметах. Во время таких разговоров дети получают ответы на свои вопросы, выстраивают логические цепочки и учатся внимательно наблюдать за всем, что их окружает.
2 - Развивающие игры
Игра - это основной способ развития детей. Игры помогают развивать воображение и творческое мышление, применять теоретические знания в жизни. Например, ребенок строит из конструктора здание. Сначала он представляет его в голове с помощью образного мышления, а потом переносит этот образ в реальность. Также игры могут быть в виде квестов, викторин и театрализованных микро-сценок. Перевоплощаясь в другой образ, ребенок учится ставить себя на место другого человека или даже предмета и сопереживать.
3 - Рисование
Это самый привлекательный для детей вид творческого труда. Рисование развивает фантазию, воображение и пространственное мышление (способность представить предмет во всех деталях, учит контролировать свои действия. На рисунках детей раннего возраста сложно различить очертания предметов, но к 3-4 годам рисунки становятся более понятными, а движения четкими. Воспитатель следит, чтобы у детей всегда были в доступе инструменты для рисования.
4 - Лепка
Лепка отлично развивает мелкую моторику у детей и способность представить предмет в деталях. Начинать обучение лепке лучше с простых фигур, таких как круг и овал. И постепенно переходить к более сложным. Дети ассоциируют лепку с игрой, потому что появляется большой соблазн поиграть с фигурками, которые вылепили. Для лепки рекомендуем воспитателям использовать несколько разных материалов и чередовать их - пластилин, глину или тесто.
5 - Чтение
Воспитателю следует подбирать книги по возрасту и интересам ребенка, чередовать жанры - рассказы, притчи и стихотворения. Рекомендуем разыгрывать сценки из книг и побуждать детей придумывать рифмы. Если книга увлекательная, у детей проявляется любознательность - им становится интересно, чем закончится история. Вступает в работу воображение - дети самостоятельно пытаются додумать конец истории. Чтение и прослушивание книг развивает логику, учит анализировать и запоминать важные моменты.
6 - Музыка
Музыка развивает музыкальный слух, память и пространственное мышление. Помогает выражать свои эмоции и чувства. Дети быстро запоминают песенки, учатся узнавать ритм, придумывают свои движения и начинают танцевать в такт. Поэтому полезно иногда включать детские песни или классическую музыку.
На что обращать внимание воспитателю, развивая творческие способности детей
Если воспитатель серьезно и комплексно подходит к развитию детей, они с удовольствием будут участвовать в творческой деятельности. Такой подход поможет сформировать творческое мышление у детей и показать, как можно применять теоретические знания на практике.
1. Привлекайте детей к творческой деятельности с первых дней в ДОУ. Организовывайте мастер-классы и практические занятия по рисованию и аппликациям. Составьте план творческого развития детей, чтобы реализовать системный, а не единоразовый подход.
2. Создайте благоприятную обстановку, которая будет подталкивать ребенка к творчеству. Для этого разместите материалы для творчества на видном месте и поддерживайте любые начинания ребенка. Не отказывайте ребенку в помощи во время занятий, но и не делайте все за него. Если малыш хочет рисовать, не стоит переубеждать его и предлагать лепку или танцы.
3. Двигайтесь от простого к сложному. Сначала слепите шарик, а только потом фигурку. Сначала предложите ребенку придумать одну рифму, а потом четверостишие. Сначала прочитайте короткую сказку, а потом более длинный рассказ. Постепенное усложнение задачи создает условия для развития.
4. Учитывайте возрастные особенности ребенка. Дети 1,5-3 лет активно интересуются музыкой. Они пытаются двигаться в такт и улавливать ее ритм. Они учатся держать кисть и фломастеры, много экспериментируют. К 3-4 годам у детей наступает пик интереса к творчеству. Они уже многому научились, теперь пытаются изобразить окружающий мир в своих творческих работах, начинают фантазировать. А к 5-6 дети активно изучают окружающий мир, фантазируют и воображают, способны сосредоточиться на задаче и самостоятельно справляться с трудностями.
Примеры игр и упражнений в детском саду для развития творческих способностей
Рекомендуем использовать эти игры в занятиях с детьми.
О чем говорит музыка?
Игра подходит для детей 4-5 лет.
Воспитатель включает яркое классическое произведение. Дети закрывают глаза и пытаются представить, о чем рассказывается в этой мелодии. Когда музыка затихает, ребенок делится, какой образ возник в их голове. Рассказывает словами или рисует на бумаге. Для этого упражнения можно использовать произведение Глинки “Марш Черномора” или “Танец с саблями” Хачатуряна.
Мозаика
Игра подходит для детей старше 3 лет.
Воспитатель готовит набор семян и зерен и предлагает детям выложить из них любую фигуру. Главное - позволить малышам сделать все самостоятельно и проявить фантазию. Игра помогает развивать пространственное мышление и мелкую моторику.
Две феи
Игра подходит для детей 4-5 лет.
Воспитатель готовит 2 листика с одинаковыми фигурами. Задача ребенка - так раскрасить фигуры, чтобы одна превратилась в добрую фею, а вторая - в злую. Пусть сам придумает, как это сделать, заранее не нужно объяснять.
Четыре предмета
Игра подходит для детей старше 4 лет.
Воспитатель записывает на карточках несколько характеристик предмета. Достает карточку и зачитывает признаки детям. Например, холодный и мягкий, кислый и твердый. Задача детей - назвать четыре предмета, которые соответствуют этим признакам. Можно не использовать карточки, а просто называть признаки вслух. Игра отлично развивает воображение и способность детей представить предмет во всех деталях.
Дошкольники очень любознательны. У них нет стереотипов, поэтому они открыты к новой информации. Развитие творческих способностей в детском саду позволит ребенку стать нестандартным, активным и самостоятельным человеком.