Тараканова Людмила Вячеславовна
Песочная игротерапия — эффективная педагогическая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете МБДОУ Тема : «Песочная игро-терапия- эффективная педагогическая технология»
«Представление о том, что при любом двигательном тренинге…упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».
Н. А. Бернштейн
Песочная игро-терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на теории швейцарского психолога и философа Карла Густава Юнга, первым отметившего терапевтический эффект игры с песком в начале 20 века, о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой –либо символ в глубине бессознательного.
Публикация «Песочная игротерапия — эффективная педагогическая технология» размещена в разделах
Один из позитивных механизмов позитивного воздействия песочной игро-терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его собственными руками.
Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике», учёный рекомендовал использовать на занятиях с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, как средство для их социальной диагностики и развития.
Метод песочной терапии берет начало в 1929 году: английский детский психотерапевт М. Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми, придавая огромное значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Таким образом родилась техника «построения мира».
Д. Кальфф разработала технику песочной терапии и дополнила её психоаналитическим подходом, представив песочную терапию как составную часть аналитического процесса, форму выражения метода «активного воображения».
Позднее, наши соотечественники, Т. Грабенко и Т. Зинкевич – Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно – развивающими.
Песок – это натуральный материал, который состоит из мельчайших песчинок: в процессе взаимодействия с ним активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок очень податливый и демократичный инструмент творчества.
Занятия с песком имеют огромное значение для развития психики ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Метод игро- песочной терапии, а ныне – это эффективная технология развития в работе с детьми с ОНР в ДОУ. Песок обладает особенными свойствами, позволяющими развить у ребёнка саморегуляцию, терпимость, коммуникативные навыки; познавательно- речевую сферу в целом, мелкую моторику рук и тактильные ощущения, творческое начало и самовыражение.
Во время «песочных игр» развивается воображение, активизируется мышление ребенка.
Цели песочной терапии :
- создание естественной стимульной среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищённо, проявляет творческую активность;
- развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия); памяти, внимания, воображения; пространственных представлений;
- развитие фантазии, наглядно- образного и критического, словесно- логического мышление; побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания; способствуя к проявлению эмпатии.
- развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению;
- дифференциация, автоматизация звуков;
- совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные;
- снижение психофизического напряжения
- актуализация эмоций.
Задачи песочной терапии :
Образовательные:
• Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета
• Обучать умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
• Обучать специальным движениям и их выполнение детьми.
• Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
• Закреплять представления об окружающем мире.
Развивающие:
• Развивать психические процессы (внимание, память).
• Развивать логическое мышление, слуховое внимание и память.
• Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
• Развивать умение действовать по инструкции.
- Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
- Развивать эмоциональную сферу, гуманные чувства.
Воспитательные:
• Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
• Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
• Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
• Совершенствовать навыки позитивной коммуникации; способствовать осознанию нравственных понятий посредством песочной игровой терапии.
• «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке
Дети, нуждающиеся в игре с песком:
• Различные формы нарушения поведения;
• Сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками;
• Психосоматические заболевания;
• Речевые нарушения;
• Повышенная тревожность, страхи;
• Сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации (развод, появление младшего ребенка)
• Неврозы.
Методы и приемы песочной терапии, рекомендуемые для использования в работе:
• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;
• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
• Словесные методы - беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
• Наглядные методы (презентации, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование)
Формы проведения занятий
• Индивидуальная.
• Групповая.
• В парах.
Виды игр на песке.
• Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, развивает тактильно-кинестетической чувствительность
• Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. Географические игры, фантастические игры, игры для ознакомления с окружающим.
• Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
• Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение.
Методы и приемы песочной терапии :
-дискуссии;
-беседы;
-игры –коммуникации;
-экологические и исторические игры;
-проективные игры; -познавательные игры;
-рисование цветным песком; рисование на мокром и сухом песке разными способами;
- лепка с использованием «космического песка»;
-элементы сказкотерапии;
-музыкотерапия.
Функции игро-песочной терапии : воспитательная, психотерапевтическая, диагностическая, коррекционная, развивающая.
Многофункциональность технологии песочной терапии позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи, памяти, логического и абстрактного мышления; мелкой моторики и тактильных ощущений рук; способствует развитию познавательно –речевой сферы в целом. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.
Песочная игро-терапия - своего рода пирамида открытий, которая помогает творить, экспериментировать, создавать новое, получать новые знания, анализировать, делать выводы. Песочная терапия –это одна из тех техник которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, устранить его психологические затруднения, развивать способность осознавать свои желанья и возможности их реализации. Она дает возможность любому человеку выразить свой внутренний мир через творчество. Песочную терапию можно использовать, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет :
-стабилизировать психоэмоциональное состояние;
-совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
-стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
-развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;
-стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
-разнообразить способы сотрудничества.
Метод песочной терапии способствует развитию эмоций у часто болеющих детей, развитию фантазии, мелкой моторики, связной речи, наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.
Мариелла Зейц назвала песок универсальной игровой всевозрастной средой. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между педагогом и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире. Для этого педагогам необходимо изучить специальную литературу, проявить творчество, фантазию, подобрать нужные предметы, выбрать форму песочной для достижения желаемого результата. При этом обязательно учитывать индивидуальные, психологические, возрастные особенности, помнить о соблюдении норм санитарной гигиены и технике безопасности во время организации игр с разными видами песка.
Играя с детьми в песке, можно использовать предметы различной фактуры. Необходимые материалы и оборудование
- Малая песочница.
-Чистый, речной песок.
- Цветной кварцевый песок.
«Космический» песок.
-Коллекция миниатюрных фигурок из «киндер – сюрпризов»;
•человеческие персонажи;
•животные
•машины
•макеты растений
•природный материал (плоды растений, ракушки ит. д)
•сказочные герои
•бросовый материал
•пластиковые или деревянные буквы и цифры.
Именно тактильная форма ощущений самым тесным образом связана с мыслительными операциями, с познанием мира.
Игры и игровые упражнения по песочной терапии. Коррекционно- обучающие игры –обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счёту, грамоте; звукопроизношению, формированию лексико- грамматических форм.
Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.
Проектные игры – откроют потенциальные возможности ребёнка, разовьют его творчество и фантазию.
Развивая тактильно – кинестетическую чувствительность можно работать над речью ребенка – словарным запасом, лексико- грамматическим строем, связной речью, звукопроизношением.
Такие занятия по развитию речи основаны на действиях детей с предметами в песке, дают возможность использовать достаточно большое количество наглядного материала, звукозапись, в них можно включить чтение стихотворений, потешек, загадки, песенки, частушки. На таких занятиях развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение ребенком определенного темпа фразы.
Речь может быть сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Развивается восприятие интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного типов, появляется способность дифференцировать различные виды интонаций.
Во время действий с песком можно развивать высоту и силу голоса, длительность и интенсивность речевого дыхания. Игры в «песочницах» могут быть направлены на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения. Так, например, воспитатель, рассказывая историю о звуках, может сам находить нужные предметы, обсуждая с детьми местонахождение звука в словах, а в дальнейшем лишь подбирая предметы, а дети определяют место звука в слове. Можно планировать и проводить занятия на узнавание в различие неречевых звуков. На таких занятиях формируются навыки слухового внимания и слуховой памяти, способность дифференцировать неречевые звуки.
Игры с песком можно применить и на занятиях на узнавание и различие речевых звуков. На таких занятиях воспитываются и развиваются навыки слухового контроля, как за произношением звуков в чужой речи, так собственной, развивается восприятие и различие правильного и дефектного произношения звуков.
Опыт показывает, что песочные игры с предметами, разной фактуры, карточками- заменителями способствуют расширению словарного запаса, способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; коррекции звукопроизношения; помогают освоить навыки звуко- слогового анализа и синтеза; позволяют развивать фонематический слух и восприятие; помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку.
Игры с песком в работе с детьми с ОНР и ОВЗ способствуют облегчению процесса обучения: чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры расширяют кругозор детей; проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают творчество и фантазию.
Учитывая коррекционно- развивающую направленность педагогической деятельности нашего ДОУ эффективно использование песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ОНР. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.
Игры-занятия с песком могут быть использованы педагогами при изучении различных лексических тем. Использование элементов песочной терапии на занятиях с детьми усиливает положительное отношение к изучаемому материалу, способствует созданию психоэмоционального комфорта, самовыражению и самоутверждению каждого ребёнка. Так, например, при изучении лексической темы «Растения» можно спрятать в песок и отыскивать плоды деревьев (шишки, каштаны, желуди, при этом обследовать их форму, поверхность, отгадать: «С какой ветки детка»?
Изучая тему «Овощи», «посадить» в песок муляжи овощей, учить сочетать прилагательные с существительными, обсудить их вкусовые качества, как кем используются, какую имеют форму.
Знакомясь с темами «Перелетные птицы», «Домашняя птица», можно нарисовать на песке различных птиц, формы птичьих клювов, развивать при этом просодические компоненты речи, играя в д/игру «Кто как кричит?», послушать во время игры звукозаписи пения птиц. Во время изучения темы «Домашние животные» можно использовать игрушечных домашних животных. Детям педагог предлагает отыскать на песке детенышей и их мам, при этом выполняли звукоподражание лошади и жеребенка, корове и теленку, меняя высоту голоса, тембр, интонацию голоса, назвать действия, характерные для домашних животных и выполняя их игрушками на песке, изменяя темп действия по комментарию педагога : идёт, бежит, скачет, стоит. Педагог предлагает детям образовать новые слова с помощью суффиксов:
Лошадь – лошадка;
корова – коровка;
осел – ослик – осленок;
козел – козлик – козленок.
Следующее задание- спрятать детенышей домашних животных в песке, согласовывать множественное число существительных в винительном падеже с числительными. На таких занятиях можно оказаться не только на скотном дворе, но и сказочной стране «Лимпопо», где живет гласный звук «О». Интересным может стать путешествие в страну звуков в гости к звуку «А», поиграть в веселые игрушки и спеть звук «И», побывать на лугу в гостях у звука «У».
«Песочные игры» можно применить на индивидуальных подгрупповых занятиях, с помощью песка можно оживить абстрактные символы: буквы, цифры, геометрические фигуры.
Погружаясь в песочные познавательные игры дети с легкостью усваивают понятия о геометрических фигурах, быстро овладевают количественным и порядковым счётом предметов, их расположением на поверхности песка (справа. слева, вверху, внизу, ориентируются в нахождении предметов в рамках углов песочницы, называя при этом, например, «машина стоит в правом верхнем углу песочницы» и т. д.
Через песочную игру дети могут познать то, что находится рядом с ними: животных (диких и домашних, насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, профессии, транспорт, город. Ребята моделируют в песочнице «Живые» картинки на песке.
Рисование песком и на песке.
На практике, используя различные варианты (методы рисования песком, я убедилась, что психотерапевтические и свойства песка очень ощутимы в работе с детьми в целом, том числе и коррекционной работе.
Рисование можно использовать в индивидуальной подгрупповой формах работы с детьми, принимать участие может и сам педагог, что усиливает эффективность результата работы, способствует развитию диалогической речи у детей.
Рисовать можно песком и на песке. Песок может быть мокрым или сухим, обычным речным, либо цветным.
Техника рисования руками. Это несколько другое рисование, нежели рисование кистью. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Работая с данной техникой, можно поставить цели такие, как:
• свободное владение кистями обеих рук;
• развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком;
• корректировать психоэмоционнальное состояние воспитанников.
Задачи:
• развитие художественно-эстетического вкуса;
• развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений посредством определённых игровых упражнений, развитие глазомера;
• упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески;
• Рисовать можно песком и на песке. Песок может быть мокрым или сухим, обычным речным, либо цветным.
Рисование песком на гладкой поверхности.
Юный художник сыплет песок, создавая образы, которые под влиянием его пальцев и кисточки, новых струек песка перетекают в другие. Создать таким способом узнаваемые образы с помощью песка трудно. Но детям нравится пересыпать песок из в руки, из одной ёмкости в другую. (Открывателем этого способа считают американскую художницу Керолайн Лиф, создавшую с помощью такой техники анимационный фильм).
Предлагаю несколько вариантов рисования с детьми.
Детям доставляет удовольствие рисовать на поверхности, покрытой слоем цветного пластилина (причём во время нанесения на поверхность пластилина развивается мелкая моторика рук.) При этом можно использовать стекло и дополнительный материал для нанесения контура для украшения рисунка (ракушки, камешки, семечки, мозаику, пуговицу, и. т. д. А песок захватывается в щепотку и пальцами рассыпать по гладкой поверхности.
Песок в кулёчке.
Ребёнку предлагают кулёчек с небольшим отверстием (маленькую воронку). Кулёчек наклоняют и наполняют сухим песком. Затем положение кулька изменяют ближе к вертикальному, позволяя песку сыпаться тонкой струйкой. Песок можно сыпать на зеркало или картонку. Движения рукой позволяют создавать разные кривые, линии. С приобретением опыта задания можно усложнять.
Педагог заранее рисует контурное изображение, на картинке ребёнок пытается сыпать песок, повторяя линии. Чтобы замедлить бег песка, кулёк надо наклонять, но при этом следить, чтобы он не пересыпался через край.
Рисование всеми пальцами рук.
Песок насыпается на гладкую поверхность, а художник видит по ней разными пальцами, оставляя линии. Чтобы нарисовать ствол дерева надо провести линию двумя пальцами, а изобразить гнущиеся ветви сразу четырьмя.
Круглое дупло на дереве можно сделать одним пальцем, а изобразить морские волны, используя одновременно по четыре пальца каждой руки.
Можно чередовать приёмы, это придаёт неповторимость картине и разнообразит действие пальцев рук.
Рисование способом обводки собственной руки.
Этот способ можно использовать во время рисования как на сухом, так и на мокром песке.
Рисование на мокром песке требуют больших физических усилий, напряжение мышц пальцев растёт. Так же, можно использовать стекло палочку, рисовать можно пальцем рук, кулачками, косточками пальцев, зажав кисти в кулак.
Такие рисунки можно сделать, более яркими, украсив их ягодами рябины, бутонами живых цветов, камешками, ракушками, шишками и т. д. А края подноса украсить прищепками!
Рисование водой на песке.
С помощью стеки, пальца, нанести контур рисунка, а за тем маленькой лейкой, чайника повторить рисунок водой. При этом развивается не только мелкая моторика рук, но и зрительные адаптеры. Детей очень манит такой способ рисования.
С помощью песка можно создать композиции в стеклянных ёмкостях, наполняя их слоями цветного песка разной толщены.
Все способы рисования использованы мной в практической педагогической деятельности с детьми с ОНР и дали положительный результат в развитии познавательно- речевой сферы у дошкольников.
Рекомендуемая литература:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная
игро- терапия. - Спб, 1998.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. - М. : Из-во «Речь», 2005.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - Спб, 2013.
4. Сакович Н. А. Технологические игры в песок. Динамическая песочная терапия. - Спб, 2010 Штейнхар Л. Юнгианская песочная психотерапия. – Спб, 2000.
5. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. - СПб, 2010
6. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОН ДНР от 04 апреля 2018 года № 287