Елена Игнаткина
Современные технологии построения образовательного процесса в ДОУ. Технология проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на районном семинаре для воспитателей
«Современные технологии построения образовательного процесса в ДОУ. Технология проектной деятельности»
(слайд 1)
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.
Публикация «Современные технологии построения образовательного процесса в ДОУ, Технология проектной деятельности» размещена в разделах
Слайд 2. В статье 20. Федерального Закона «Об образовании» говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития РФ».
Также, согласно ФГОС ДО ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития. Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Поэтому их нужно эффективно изучать и использовать в дошкольном учреждении.
В настоящее время выделяют большое количество технологий. Перечислите самые популярные. (слайд 3) да, правильно. На слайде вы видите названия популярных технологий. Сегодня на семинаре мы поговорим о проектной технологии, технологии проблемного обучения и технологии системно-деятельностного подхода. Вначале вспомним, что же означает сам термин «технология». Слайд 4
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Рассмотрим подробно технологию проектной деятельности.
Метод проектов возник в 20-х годах в США, начало ему положил американский философ и педагог Джон Дьюи. Тема педагогического проектирования не является новой темой в образовании. Но технология активно начала внедряться в дошкольную педагогику с приходом ФГТ. И, сейчас, внедряя ФГОС, мы продолжаем активнее использовать её в своей деятельности.
Слайд 5. Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей.
Мы всегда стараемся привлечь родителей к совместной деятельности, но иногда это довольно проблематично. Всем известно, что у родителей, в связи с большой загруженностью, необходимостью зарабатывания денег, не хватает времени, чтобы позаниматься с собственным ребенком. Именно при реализации проектов родители становятся активными участниками образовательного процесса. А совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на результатах. Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний.
Что же это такое проект?
Слайд 6. Проект –в переводе с греческого – это путь исследования т. е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
По словам Л. Свирской, «под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр».
В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
слайд 7. В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов
Слайд 8 По количеству участников Индивидуальный Подгрупповой
Фронтальный Групповой
Сл. 9. По содержанию Монопроекты (одна образовательная область)
Интегративные (две и более образовательные области)
Сл. 10. По продолжительности Краткосрочные (1-4 недели)
Среднесрочные (от 1 месяца)
Долгосрочные (полугодие, учебный год)
При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Слайд 11. По доминирующему виду деятельности выделяют :
Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.
Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Дети с игровой позицией способны на шутливо-доброе обыгрывание различных реальных ситуаций, они фантазируют, создают доброжелательную, веселую атмосферу. Применяется с младшей группы.
Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. Их отличает четко обозначенный ожидаемый результат деятельности. Данный тип проектов требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах. Применяется со средней группы.
Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, концерта и т. п. Этот тип проекта применяется с младшей группы.
Сегодня мы представим Вам презентацию творческого проекта. Также позднее вы сможете ознакомиться с некоторыми проектами наших воспитателей. (показать папку с проектами).
Если мы сравним возрастные этапы, то четко можно увидеть, что уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью взрослого; в среднем возрасте принимают участие в реализации проекта, в старшем возрасте являются полноправными участниками проекта. Главное действующее лицо в старшем дошкольном возрасте - ребёнок.
Слайд 12. А теперь подробно рассмотрим структуру проекта
Деятельность педагога и детей в проекте представлена в таблице. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не изведанным. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, чтение познавательной и художественной литературы, наблюдение, исследовательскую деятельность и др.
1 этап – Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, вводится игровая ситуация. Выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта. Удовлетворение интересов ребёнка, запросов родителей, воспитатель выступает в роли инициатора. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию.
Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы.
2 этап- Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы: «Модель трёх вопросов», «Системная паутинка по проекту», Образ "Семь мы".
Разрабатываем планирование по выбранной проблеме на тот период, который рассчитан на его длительность. Здесь мы определяем тип, прорабатываем задачи проекта. Продумываем, каким образом можно включить детей и родителей в проект. При этом учитываются все виды детской деятельности. Воспитатели особое внимание уделяют организации развивающей среды, способствующей изучению темы проекта.
3 этап - Реализация проекта. Воспитатель организует деятельность детей в центрах развития, обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. У детей формируются специфические знания, умения, навыки.
4 этап- Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Дети представляют продукт деятельности.
Таким образом проект можно представить как "Шесть П". (слайд 13)
Проблема
Проектирование проекта
Поиск информации
Продукт деятельности (т. е. практический результат).
Презентация. На презентацию приглашают всех желающих родителей (на пример на родительском собрании). Это стимулирует другие семьи включиться в проект. Главные герои презентации, - дети, рядом с ними находится воспитатель. Они рассказывают о том, что узнали, сделали, демонстрируют подготовленные материалы.
Портфолио проекта, в котором собраны наработанные материалы по проекту. Единых требований к оформлению портфолио нет.
Слайд 14. Рассмотрим способы разработки проектов (на этапе планирования) :
"Модель трёх вопросов"
Есть три начальных пути:
1) Воспитатели, накапливают информацию о интересах и потребностях детей, о событиях в детском саду, семье и обществе. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы проекта. Следующие действия посвящены развертыванию данной темы.
2) Другой, заключается в определении взрослыми темы, актуальной для развития детей как членов социального общества – например «Одежда», «Животные», «Моя семья» и т. д.
3) Ребенок задает вопрос.
Итак, вопросы:
Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
То, что дети уже знают. План, тема проекта. Источники, которые помогут раскрыть тему проекта.
Слайд 15. На слайде приведён пример использования «Модели трёх вопросов» по теме «Ягоды».
В заполнении модели принимают участие дети и их родители. «Модель трех вопросов» можно вывесить в раздевалке группы, чтобы родители приняли самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляют в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять в чем нужна их помощь.
Образ "Семь мы" (по Заир-Бек) слайд 16
даётся 7фраз, которые нужно наполнить содержанием
Мы озабочены. (формулируется факт, противоречие, которое привлекает внимание).
Мы понимаем. (представляется осознанная проблема).
Мы ожидаем. (описание предполагаемых целей - результатов).
Мы предполагаем. (выдвигаются идеи, гипотезы).
Мы намереваемся. (составление плана действий).
Мы готовы. (описание имеющихся ресурсов).
Мы обращаемся за поддержкой.
Системная паутинка по проекту слайд 17
Выстраивать системную паутинку нужно с учетом требования ФГОС ДО.
При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей. Модель паутинки вы видите на слайде. Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана - как содержательная, так и по видам детской деятельности.
Слайд 18 МЕТОД «МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ» (Тони Бьюзен)
Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку. Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом). Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавит каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. Затем прорабатываем ответвления. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витаминами и т. д.
Слайд 19. Желательно изображать всё в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди.
Слайд 20. Итак, использование технологии проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма.
Умение пользоваться данной технологией — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI в.