Светлана Лугинина
Построение образовательного процесса по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование ориентирует педагога на необходимость учета индивидуальных особенностей развития личности ребенка. Одним из эффективных средств улучшения физического состояния дошкольников является двигательный режим, осуществляемый дифференцированно с учетом состояния здоровья, индивидуального уровня физической подготовленности и функциональных возможностей детей. У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:
1. По развитию физических качеств. Дети с расстройствами речи отличаются низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий нет.
Публикация «Построение образовательного процесса по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ» размещена в разделах
2. По степени сформированное двигательных навыков. Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).
В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Этиология речевых расстройств так многообразна, и структура дефекта так неоднородна, что составление коррекционного курса по физическому воспитанию должно опираться только на результаты развернутого психомоторного обследования детей и оценку сформированности двигательных навыков в соответствии с возрастной нормой. При дислалии психомоторное развитие детей практически не отличается от детей массовых садов. При заикании у детей в основном нарушены темпо - ритмические характеристики всех циклических локомоторных актов, недостаточно сбалансированы процессы возбуждения и торможения, а также есть различные проблемы в эмоционально-волевой сфере. Дети с таким сложным дефектом как алалия, отстают от своих сверстников по всем компонентам психомоторики (статическая и динамическая координация, одновременность и точность движений и т. д.) на один-два года. Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей с задержкой речевого развития. Поэтому в своей работе используем различные физкультурные занятия с элементами корригирующей гимнастики («На огороде», «На птичьем базаре», «Обитатели уголка природы», «Подводный мир аквариума» и др.)Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым, сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Утренние гимнастики проводятся в стихотворной форме с музыкальным сопровождением («Колобок», «По дорогам сказок», «Репка», «Муха-цокотуха», «Теремок»). Гимнастика после сна.
Необходимо постоянно контролировать физическое состояние детей. Дети с нарушениями речи, как правило, относятся к 2-3 группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на физкультурных занятиях. Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворения, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний мир детей часто или ускорен, или наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. У детей с различными речевыми нарушениями изменен тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо в работе с данной категорией детей. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедической группы.
Дыхательным упражнениям в курсе коррекции необходимо уделять особое внимание. Вентиляция легких обеспечивает постоянство газового состава альвеолярного воздуха. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, а это возможно обеспечить только путем увеличения количества дыханий в минуту и возрастанием глубины дыхания. Вместе, с тем дети речевыми нарушениями при выполнении даже сравнительно легких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому правильному дыхании их нужно специально учить. Необходимым условием реализации данного акта является движение грудной клетки, которое осуществляется специальными мышцами. Особенно важно диафрагмальное дыхание, так как оно физиологически белее целесообразно для лучшей вентиляции нижних отделов легких и экскурсии диафрагмы. Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом. Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнее реберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения проводятся без музыки. Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика должна выполняться в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Обучение навыкам правильного дыхания проводится под контролем педагога и по его показу. В игровых занятиях раскрываются целебные возможности звука, учат детей, как эффективно для здоровья его произносить. При произношении звука используются движения и специфическое дыхание. Звуки произносятся с различной интонацией, темпом, силой голоса. («Самолеты», звук «В» при насморке, при болях в горле звук «3»- комар, звук «Ж» - жуки)Эти упражнения лучше начинать с выдоха, выполняя конкретные задания: «согреть руки» (выдох со звуком «х-х-хо») «остудить воду» (выдох со звуком «ф-ф-фу»). Можно при выдохе имитировать задувание свечи с произнесением гласных звуков и т. д. по возможности более длительно. Нужно следить, чтобы выдох был полным, т. е. не прерывался для небольшого вдоха. Для углубленного вдоха детям предлагается конкретное и понятное задание «понюхать цветок». Во время вдоха голова должна быть приподнята, шея выпрямлена, чтобы грудная клетка свободно поднималась вверх. Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуда и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны;выдоху- упражнения со сгибанием туловища вперёд,приседания,сведение и опускание рук вперёд.
Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. В нашем детском саду 2-й год идет внедрение региональной программы «Наш дом - Южный Урал». Программа предусматривает воспитание положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста через использование народных подвижных игр (башкирских, татарских, казахских, русских и других народов, населяющих уральский регион) Например, башкирская подвижная игра «Юрта», казахская - «Находчивый мяч», «Золотые ворота» - русская, «Продаем горшки» - татарская.
Особое значение в коррекции детей с речевыми нарушениями занимает ритмика. Ритмика имеет те же закономерности и методику проведения, которые характерны для обычной гимнастики. Основной структурной единицей ритмики является композиция, т. е. слитное по технике выполнения и непрерывное по содержанию двигательное упражнение. Комплекс состоит из пятишести композиций, время выполнения каждой из которых составляет 10-12 минут. В подготовительной части широко используются различные виды ходьбы, упражнения на перестроение и ориентировку в пространстве. Для основной части характерны упражнения для мышц плечевого пояса и шеи, наклоны. Повороты. Упражнения для туловища и специальные упражнения для ног. Максимальная нагрузка приходится на «прыжковую часть», в которой используются беговые, маховые упражнения и различные по сложности координации комбинаций движений. Заключительная часть составлена из упражнений на релаксацию и восстановление. В целях снятия физического и психического напряжения, создания позитивного эмоционального настроя, овладения простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния используем методику Джекобсона:
1. Расслабление мышц рук - «Кулачки».
2. Расслабление ног - «Загораем».
3. Расслабление мышц корпуса, рук, ног - «Штанга»
4. расслабление мышц живота - «Шарик».
Поскольку дети с нарушениями речи в силу своих психофизиологических особенностей не справляются с сериями ритмических упражнений под аудиозапись, полезно разучивать комплексы под пение или с фортепиано, где музыкальный руководитель играет «под детей». Только после свободного овладения движениями можно приступать к исполнению под магнитофонную запись.
Физическое воспитание в группах заикания, имеет свои особенности. В таких группах дети находятся в определенном режиме. Учебный год делится на 6 этапов: режим молчания, режим шепотной речи, режим сопряженной речи, режим отраженной речи, режим вопросно-ответной речи и режим самостоятельной речи. Физкультурные занятия должны учитывать все речевые режимы. Занятия проводятся, начиная с режима шепотной речи, пропуская режим молчания. Занятия строятся так, чтобы основная часть упражнений выполнялась лежа на полу. Используются игры малой подвижности, большой объем занимают упражнения на расслабление. Этот режим длится в течение октября-ноября. В этот период уделяется повышенное внимание индивидуальным занятиям каждого ребенка. В дальнейшем, с переходом на режим сопряженной речи, содержание работы меняется. Длительность детей на занятиях становится более активной.
Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития, мелкой моторики, в частности мышц кисти. В практике оздоровительной работы мы используем пальчиковую гимнастику - «Погладим котенка»,»Белка», «Веер», «Детки» и т. д. ; специальные задания для рук выполняются как с предметами, так и без них в течение 3-5 минут 2-3 раза в день. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» должны занимать значительной место в процессе физического совершенствования дошкольников.
Помощь детям с нарушениями речи состоит из организации комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление нервной системы. Поэтому на занятиях должен создаваться положительный эмоциональный фон, речь педагога должна быть спокойной, плавной, певучей. Целенаправленно создаются ситуации, помогающие детям почувствовать себя ловкими и сильными.