Получи документы

Личностно ориентированный подход в коррекционно-развивающей работе школьного психолога

Анна Юсова
Личностно ориентированный подход в коррекционно-развивающей работе школьного психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на республиканском семинаре. Показ – презентация.

Следующим за диагностикой и не менее важным направлением в деятельности школьного психолога является коррекционно-развивающая работа. В коррекционно-развивающей работе традиционно выделяют два направления: развивающая работа и психокоррекционная работа.

Публикация «Личностно ориентированный подход в коррекционно-развивающей работе школьного психолога» размещена в разделах

Термин «коррекция» в переводе с латинского означает «исправление», развитие же подразумевает реализацию возможностей, заложенных в человеке. Таким образом, развивающая деятельность школьного психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, а психокоррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Развивающая и психокоррекционная работа организуется прежде всего по итогам проведения психодиагностических минимумов, наблюдений за учениками и бесед с классными руководителями.

Остановимся чуть подробнее на характеристике коррекционной и развивающей деятельности школьного психолога.

Развивающая работа в школьной практике традиционно ориентирована, прежде всего, на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы жизни и самосознание детей. Для того чтобы развивающая работа принесла ожидаемый результат, необходимо соблюдать следующие методологические принципы:

1. развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребёнка;

2. субъектное отношение к ребёнку, а не объектное. Объект мы можем исправлять, но субъекта исправить нельзя, можно лишь предоставить ему возможность для самоизменения.

3. развивающая работа должна строиться на основе личностно ориентированного подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребёнка;

4. занятия должны проводится в игровой форме или с применением игр и вызывать у участников группы живой интерес;

5. отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными;

6. ученик должен иметь право на ошибку.

Развивающая работа в нашей школе проводится согласно ФГОС в нескольких параллелях. В параллели 1-х классов (5 классов, одно занятие в неделю в течение учебного года по программе О. М. Алендеевой «Мои первые шаги к успешности». В параллели 5 классов (4 класса, одно занятие в неделю в течение года по программе занятий по формированию коммуникативных навыков «Я и мы». В параллели 9 классов проводится элективный курс по профориентации по программе «Основы профессионального самоопределения», один раз в неделю в течение полугодия.

Свои классы я на подгруппы не делю, в связи с чем есть определённые трудности в проведении занятий. Большая наполняемость класса (25-30 человек, следовательно, сложно организовать внимание всех учеников во время дискуссий, обсуждений, невозможно спросить всех детей, желающих высказаться. Из-за нехватки помещений занятия проводятся в своих кабинетах, нет возможности организовать работу в кругу, поэтому работаем сидя за партами. Несмотря на существующие сложности, детям развивающие занятия нравятся. Многое зависит и от самого психолога, т. к. он создаёт эмоциональный фон в группе, разжигает в детях интерес к предлагаемым заданиям при помощи соответствующей эмоции, мимики, интонации в голосе. Только добившись того, что маленький человек станет союзником взрослого и сам пожелает научиться тому, что ему предлагают, можно решить задачи развивающей работы.

Психокоррекционная работа в школе, как уже отмечалось, ориентирована на школьников с различными психологическими проблемами и направлена на их решение. Коррекционная работа предполагает активное воздействие на личность с целью формирования у неё ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности.

Методологические принципы деятельности в психокоррекционной работе:

1. Принцип гуманности. Вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей.

2. Принцип комплексного изучения детей. Учитывать данные, полученные при обследовании детей всеми специалистами: педагогами, медиками, дефектологами, психологами. При решении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место.

3. Принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование умственных способностей. Обязательное сопоставление всех полученных о ребенке данных: об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния.

4. Принцип динамического изучения. Учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в данный момент, но и их возможности в обучении. В основе лежит учение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», их потенциальных возможностях в обучении.

5. Принцип качественно-количественного подхода. Оценивать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранных решений задачи, логическую последовательность, настойчивость в достижении целей, мотивацию и т. п.

Психокоррекционная работа может осуществляться как в форме групповой, так и индивидуальной деятельности. В нашей школе проводятся групповые занятия в 2 параллелях: 1классы – 12 учеников, 2 классы – 6 учеников и индивидуальные занятия с ученицей 4 класса. Коррекционные занятия проводятся по программе Н. П. Локаловой «Уроки психологического развития» один раз в неделю в течение учебного года.

Цель работы: формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структур путём целенаправленного и всестороннего развития системы процессов анализа и синтеза.

Методические средства, которые я использую и в развивающей и в коррекционной работе это игры, беседы, упражнения. В коррекционной работе так же важно заинтересовать детей, а организовать занятия интереснее и разнообразнее возможно, применяя элементы здоровьесберегающих технологий: кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику, массаж пальцев рук, лица и ушных раковин, упражнения для снятия напряжения. Общая атмосфера на уроках создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе, что в свою очередь имеет определенное последействие и постепенно распространяются на обычные школьные уроки. Тем самым развивающие и коррекционные уроки становятся одним из способов формирования положительного отношения и интереса к учению в целом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Игровые методы в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возрастаИгровые методы в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста Я психолог-практик и психолог-теоретик в коррекционной сфере (с детьми с умственной отсталостью, задержанным психическим развитием, поведенческими.

Игры с песком в коррекционно-развивающей работеИгры с песком в коррекционно-развивающей работе Подготовила: воспитатель 1 кв. кат. Корнилова Наталия Юрьевна. МАДОУ Малинский ЦРР - д/с "Ивушка" Ступинского муниципального района Московской.

Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.

Кинезиология и Су-Джок терапия в коррекционно-развивающей работе учителя-логопедаКинезиология и Су-Джок терапия в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В современном обществе сложно найти совершенно здоровых детей. У детей существует множество отклонений в психическом и психосоматическом.

«Волшебная птица». Конспект интегрированной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №12» п. Романовка Конспект интегрированной.

Личностно-ориентированный подход к физическому развитию детей дошкольного возраста Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на.

Личностно ориентированный подход в проектировании индивидуального образовательного маршрута с детьми с ОВЗ .

План работы по самообразованию «Личностно ориентированный подход в воспитании дошкольников» ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию воспитателя Дручининой Елены Сергеевны Тема: Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами образовательного учреждения в коррекционно – развивающей работе с детьми- логопатами Во.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Личностно ориентированный подход в коррекционно-развивающей работе школьного психолога
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 23:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Личностно ориентированный подход в коррекционно-развивающей работе школьного психолога» (включая файлы) размещена пользователем Анна Юсова (УИ 1460721) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД