Марус - Камалеева
Взаимодействие дошкольников с цифровыми технологиями
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие дошкольников с цифровыми технологиями : риски и возможности
Современный ребенок начинает знакомство с цифровыми технологиями с самого раннего детства. Молодые родители покупают младенцам интерактивные игрушки, оснащают кроватки малышей радио-нянями, учат детей использовать игровые приложения и смотреть мультфильмы на планшете или смартфоне. Исследования показывают, что многие современные дети знакомятся с гаджетами начиная с 6 месяцев, а к концу дошкольного возраста умеют ими пользоваться самостоятельно [5; 23]. Согласно опросу, проведенному в 2020 году на выборке российских родителей, 88% родителей считают, что в старшем дошкольном возрасте ребенку уже необходимо уметь пользоваться как минимум планшетом, и поддерживают его в стремлении к использованию различных гаджетов [18]. При этом среднее экранное время – время, проводимое ребенком за экраном любого устройства (планшет, смартфон, телевизор, – по данным разных
Публикация «Взаимодействие дошкольников с цифровыми технологиями» размещена в разделах
исследований колеблется от 1 до 3 часов в день. Фиксируется тенденция к увеличению экранного времени детей в выходные дни в ущерб прогулкам и играм на свежем воздухе.
Несмотря на актуальность темы и большое количество вопросов, связанных с данной проблематикой, в нашей стране пока не накоплен достаточный массив эмпирических данных, отражающих влияние взаимодействия ребенка с цифровыми устройствами на различные аспекты развития; не разработаны рекомендации по взаимодействию детей и подростков с гаджетами.
Понятие цифровых технологий
К цифровым технологиям относят те технологии, с помощью которых информация представляется в универсальном цифровом виде. Это понятие объединяет технологии, которые позволяют создавать, хранить и распространять данные. Говоря самым простым языком, к цифровым технологиям относят все то, что связано с электронными вычислениями и преобразованием данных: гаджеты, электронные устройства, технологии,
программы.
Цифровые устройства, с которыми взаимодействует ребенок
Современный дошкольник взаимодействует со множеством цифровых устройств : это привычные смартфон и планшет, программируемые игрушки, книги с возможностью воспроизведения текста, игровые консоли, «умные» колонки и т. д.
Далее в лекции при упоминании слова «гаджет» мы будем иметь в виду
в первую очередь смартфоны и планшеты, так как именно эти устройства родители указывают в качестве наиболее доступных для детей.
Детский цифровой контент
Цифровой контент объединяет множество информационно-развлекательных материалов, распространяемых в цифровом виде по каналам связи и предназначенных для использования на цифровых устройствах (компьютер, смартфон, планшет и т. д.). Согласно проведенным ранее исследованиям, дети-дошкольники используют следующие виды цифрового контента : видео, образовательные программы, музыка, игры. В каждом из этих видов можно выделить свои разновидности, поэтому дошкольник, взаимодействуя с гаджетом, сталкивается с разнообразными видами цифрового контента. На сегодняшний день классификация цифрового контента весьма условна, так как в одном продукте могут сочетаться элементы разных его типов.
Так, видеоконтент, адресованный дошкольникам, представлен разными жанрами. Это не только отечественные и зарубежные мультфильмы, но и обучающие видео, музыкальные видео, музыкально-обучающие видео, vlog, научно-популярные программы, DIY, review и т. д.
Обучающие видео включают видео по изучению чего-либо, например, азбуки, цифр, геометрических фигур, цветов и т. д. Отдельно можно выделить уроки на различных онлайн-платформах (Zoom, Google meet и т. д., где происходит взаимодействие преподавателя и ученика (дошкольника) в реальном времени.
Научно-популярные программы представлены сюжетами о жизни животных, о производстве чего-либо в промышленных условиях, видео, которые на уровне, доступном для понимания ребенка, раскрывают сущность физических, химических и иных процессов и явлений.
Музыкальные видео представлены видеовырезками из мультфильмов с детскими песнями, сюжетами, где музыка наложена на видеоряд, часто содержательно не относящийся к мелодии, караоке-видео и т. д.
Детский vlog (от англ. «video blog») – это интернет-дневник, который в видеоформате рассказывает о повседневной жизни ребенка. Контент
детского vlogа включает распаковку и обзор игрушек (от англ. «review» – обзор, путешествия, игры с популярными игрушками, челленджи и т. д.
Видео жанра DIY (от англ. «do it youself» – сделай это сам) по содержанию похожи на мастер-классы. В них рассказывается и поэтапно показывается, как можно сделать ту или иную поделку своими руками.
Следующий вид контента, с которым сталкивается дошкольник, – это образовательные программы. Часто такой контент занимает промежуточное положение между игрой и собственно обучением: дошкольнику необходимо помочь выполнить задания, тогда герой похвалит ребенка. Цель данных программ – познакомить ребенка с буквами, цифрами, цветами и т. п.
Еще один вид контента для детей – это программы для развития творческой активности. К ним относятся приложения для рисования и раскраски.
Игровой контент, нацеленный на детскую аудиторию, очень разнообразен. На данный момент не существует какой-либо отдельной типологии игр, устанавливаемых на планшеты или смартфоны. На наш взгляд, типология компьютерных игр, предложенная Е. О. Смирновой и Р. Е. Радаевой [22], с некоторыми корректировками применима для описания детского игрового контента, используемого на гаджетах с технологией тач-скрин. Видеоигры для дошкольников можно разделить на :
1) настольные игры, перенесенные на компьютер, предполагают наличие партнера, роль которого может выполнять искусственный интеллект или другой человек (реально или виртуально). Это шашки, паззлы, тетрис,
игры «Найди пару», «Я – принцесса. Игра в переодевание» и т. п. ;
2) головоломки предполагают, что игрок решает задачу самостоятельно («Змейка», «Водопровод», «Крокодильчик Свомпи» и т. п.);
3) обучающие игры предполагают, что ребенок занимает позицию
«ученика», а сам процесс обучения связан с выполнением заданий в игровой форме: изучение букв, цифр, цветов, иностранных слов, например, «Фиксики. Математика», «Фиксики. Английский для детей», «Азбука для
детей», «Рисуем буквы», «Буковки» и т. п., а также игры на логику, внимание, кратковременную память («В стране логики», «Игры на память», «Animals. Memory game» и т. п.);
4) экшн – игры на скорость и быстроту реакции («Minion Rush», «Doodle Jump», «Subway Boy Runner», «Traffic Racer» и т. п.);
5) аркады – игры, в которых герой проходит череду препятствий
6) стратегии («Фиксики Город»; «Дикий запад: Новые земли»; «Промышленник – стратегии развития завода»; «Домовые – игра для всей семьи»);
7) симуляторы («Виртуальный питомец», «Водитель грузовика» и т. п.);
8) ролевые игры («Барбоскины. Врач-дантист», «My town : полиция», «Гипо-окулист» и т. д.).
Рекомендации по использованию гаджетов
Приведенные ниже рекомендации основаны на анализе отечественных и зарубежных исследований в этой области.
Первый важный показатель – экранное время, то есть время, которое ребенок проводит за экраном. Рекомендации относительно длительности экранного времени для дошкольников опубликованы в журналах Американской академии педиатрии и Канадского педиатрического общества (в 2016 и 2017 годах соответственно). Врачи и психологи не рекомендуют детям до 2-х лет проводить время за экраном (телевизионным или экраном гаджета). Максимально разрешенное время для детей 2-5 лет – 1 час в день [9; 10].
Вторая рекомендация связана с качеством контента, с которым взаимодействует ребенок.
Под качественным контентом имеются в виду программы, отвечающие следующим требованиям:
1) контент соответствует возрастным особенностям ребенка;
2) программы отличаются качественным дизайном;
3) контент несет образовательную нагрузку;
4) в программе можно создать индивидуальный аккаунт, где можно следить за успехами ребенка, пройденными темами и т. п. ;
5) программа имеет функцию ограничения сеанса взаимодействия до 5-
20 минут [4].
Третья рекомендация связана с присутствием родителя, когда ребенок взаимодействует с гаджетом.
4. Роль взрослого при взаимодействии ребенка с гаджетом
Тема отношения родителей к использованию их детьми гаджетов активно исследуется в современной научной литературе.
Так, исследования говорят о том, что, сопровождая процесс взаимодействия ребенка с гаджетом, родитель может выступать в роли «хранителя» или «проводника». Родители детей младшего возраста чаще выбирают роль «хранителя», оберегая ребенка от излишнего, по их мнению, взаимодействия с гаджетами. По мере того, как ребенок взрослеет, родитель становится его «проводником» в мир цифровых технологий. Однако в некоторых исследованиях отмечается, что иногда трансляция знаний о цифровых устройствах происходит «снизу вверх», а не «сверху вниз», то есть дети оказываются более компетентными в среде новых технологий и обучают им родителей.
В современных условиях для взрослых крайне важно выбрать правильную стратегию родительского посредничества при взаимодействии ребенка с цифровыми технологиями. Выделяют следующие виды такого посредничества (рис. 1) :
Поддержка
Разрешающий Авторитетный
Нет правил Правила
Согласование Контроль
Поддержка Поддержка
Нет правил Правила Контроль
Нет поддержки Контроль
«Приходящая няня» Нет поддержки
Рис. 1. Стратегии родительского посредничества при взаимодействии ребенка с цифровыми технологиями
1. авторитетный – родители устанавливают четкие правила и объясняют их, чтобы воспитывать у ребенка ответственное поведение и саморегуляцию. Это наиболее приемлемая родительская стратегия;
2. авторитарный – родители устанавливают правила без объяснений и ожидают послушания, не открыты к диалогу и навязывают свое восприятие и взгляды на цифровой контент;
3. разрешающий – родители не устанавливают явных ограничений, но время от времени контролируют процесс взаимодействия ребенка с гаджетом и договариваются с детьми об ограничении экранного времени;
4. безразличный – родители не контролируют ни экранное время, ни
цифровой контент, с которым взаимодействует ребенок.
Принимая во внимание отличительные характеристики авторитетного типа родительской стратегии, можно предложить следующие рекомендации родителям дошкольников по взаимодействию детей с гаджетами :
1) родителям необходимо обсудить с ребенком допустимое экранное время. Так как дошкольник в силу возрастных особенностей еще не может понять, что на практике значит 15 или 30 минут, то взрослым в
разговоре целесообразнее опираться на количество серий мультфильма или уровней игры. Кроме того, важно следить, чтоб цифровая активность не мешала полноценной физической активности дошкольника.
2) родителям стоит позаботиться о выборе качественного и доступного для ребенка контента;
3) если старший дошкольник имеет доступ в интернет, необходимо проговорить с ним возникающие интернет-риски;
4) необходимо отвечать ребенку на возникающие вопросы и поощрять ребенка за его успехи в виртуальном пространстве.
Риски неконтролируемого использования цифровых
технологий
Анализ существующих эмпирических исследований показывает, что при несоблюдении указанных выше рекомендаций возникают риски:
• контент, содержащий сцены насилия или агрессивного поведения, способен повысить уровень агрессии у дошкольника ;
• время использования гаджетов обратно коррелирует с уровнем
развития социальных навыков, тогда как время игр на свежем воздухе прямо коррелирует с уровнем социальных навыков ;
• увеличение экранного времени и взаимодействие с гаджетом перед сном оказывают влияние на качество сна;
• наличие телевизора в столовой или взаимодействие с гаджетом во время еды влияет на возможность ожирения ;
• выявлена обратная зависимость между развитием эмоциональной сферы ребенка и его экранным временем ;
• выявлена обратная зависимость между расширением словарного запаса ребенка и его экранным временем ;
• выявлена обратная зависимость между качеством игры
дошкольника и его экранным временем.
Преимущества грамотного использования цифровых технологий
Цифровые технологии при их разумном использовании могут способствовать развитию когнитивных, социальных и иных навыков ребенка. Данные эмпирических исследований свидетельствуют о том, что:
• контент, содержащий просоциальные установки (помощь другим людям, забота о них, способствует улучшению социальных навыков ребенка
• использование в работе с детьми определенного вида компьютерных игр («Serious games») способствует увеличению и структурированию физической активности детей ;
• умеренное использование компьютерных игр развивает перцептивные способности дошкольников
• при соблюдении норм экранного времени развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов ребенка.
Выводы
Современные дошкольники активно взаимодействуют с цифровой средой. Цифровые технологии проникают в их жизнь с самого раннего возраста, поэтому при организации взаимодействия ребенка с гаджетом родителям следует дозировать экранное время в соответствии с возрастными нормами и подбирать качественный цифровой контент.
В настоящее время в России относительно мало научных работ по данной проблематике, еще не накоплен достаточный массив эмпирических данных. Сохраняется острая необходимость исследований в области цифровизации дошкольного детства, в частности, с целью разработки рекомендаций для психологов, педагогов и родителей по взаимодействию детей с новыми технологиями.