Папки-передвижки

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в решении задач физического и речевого развития

Ольга Бердышева
Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в решении задач физического и речевого развития

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Тюменского муниципального района

Ембаевский детский сад комбинированного вида «Родничок»

Консультация

«Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в решении задач физического и речевого развития дошкольников»

Публикация «Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в решении задач физического и речевого развития» размещена в разделах

Бердышева Ольга Васильевна,

учитель – логопед 1 квалификационной категории МАДОУ Ембаевского детского сада «Родничок»

с. Ембаево 2016 г.

Цель: Распространение опыта по организации совместной деятельности инструктора по физической культуре и учителя логопеда.

Задачи :

1. Систематизировать представления педагогов о совместной деятельности инструктора по физической культуре и учителя логопеда в физическом и речевом развитии дошкольников.

2. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

Совместная работа учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в образовательном процессе детского сада доказывает, что качество результатов коррекции речи достигается при наличии комплексного подхода к этой проблеме. Сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Работу в данном направлении в нашем детском саду ведут специалисты учитель – логопед Бердышева Ольга Васильевна, инструктор по физической культуре Косарева Ольга Александровна и воспитатели.

В начале учебного года я знакомлю с речевыми заключениями детей (их речевой характеристикой). Мы выявляем уровень психоречевого развития детей, совместно определяем цели и задачи формирования речедвигательных навыков. Совместно с инструктором по физической культуре и воспитателями составляем план коррекционной работы.

Опыт показывает, что обучение основным видам движения в сочетании с речью (различные виды ходьбы, бега, упражнения с заданиями на все группы мышц) дает положительный результат.

Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движений.

Пример:

«Правая и левая»

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку выполняю! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышц групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования.

Пример:

«Дождик: кап!»

Птица: кар, кар, кар! (крылья)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами попеременно)

Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

Материал для произношения и комплекса упражнений для проговаривания текста я подбираю в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, даю рекомендации инструктору по физической культуре и воспитателям.

К примеру: если на данном этапе логопедического воздействия у ребенка определенный звук не получается (мною воспитатель и инструктор по физической культуре ознакомлены с этим, то при организации деятельности с данным ребенком, в играх не нужно заострять внимание на его произношении. Однако исключать ребенка из общего потока тоже не нужно.

Конечно же, перед инструктором по физической культуре при организации физической деятельности с дошкольниками в большей степени стоят другие задачи :

обучение основным видам движения, развитие физических качеств, обеспечение достаточной двигательной активностью, моторной плотности и др. Но включение в деятельность с детьми речевого материала обеспечит большую насыщенность образовательной деятельности, а самое главное, результативность образовательного процесса как для ребенка с нарушениями речевого развития, так и для детей с нормой речевого развития.

Рекомендовано инструкторам по физической культуре включать в образовательную деятельность:

- артикуляционные упражнения;

- игры и упражнения на развитие речевого дыхания;

- игры, способствующие развитию и уточнению словаря; расширению предметного словаря;

- игры на развитие общей моторики, мелкой моторики пальцев рук;

- игры и упражнения на развитие чувства ритма;

- игры и упражнения на развитие фонематического восприятия.

( Вариант 1: Привожу примеры использования игр)

Вариант2: предлагаю инструкторам самим назвать какие упражнения они используют например на звукоподражание, на расширение глагольного словаря и др., кто – то может и покажет интересную игру.

Также на занятиях по физической культуре проводится :

- работа по формированию, уточнению и обогащению словаря:

• звукоподражание («Лошадки», «Барашек» «Самолет» и др.);

• предметный словарь по темам («Спорт», «Виды спорта», «Спортивный инвентарь»;

• слова, обозначающие признак предмета ( по цвету: красный, желтый, разноцветный и т. д.);

• глагольный словарь (играет, прыгает, катается, ползет, поворачивается и т. д.)

- работа по формированию и расширению понимания речи (выбор предмета – спортивного снаряда, атрибута к играм и выполнение действий в соответствии с инструкцией);

- работа по формированию лексико-грамматических средств языка:

единственное и множественное число существительных («Покажи и назови» : где мяч, где мячи? и др.);

предлоги: «на», «под», «в», «за», «к», «от», «перед», «между», «около», «из», «из-за», «из-под» и т. д.);

• слова антонимы (большой – маленький); слова антонимы во фразе (Поймав мяч, ответь: слон большой, а муха….)

• уменьшительные слова (передай предмет и «Назови ласково» : брат, братик, братишка);

приставочные глаголы: бежать, подбежать, выбежать, забегать, шел, пришел и т. д.);

Часто используются и игры в рифмы с использованием спортивных атрибутов, кинезеологические упражнения (провести кинезеологическое упражнение)

Требования к речи педагога на занятиях по физической культуре :

1. Правильно произносить все звуки речи.

2. Использовать различные части речи точно по смыслу.

3. Использовать точно синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.

4. Задавая вопросы, выслушивать ответы.

5. Использовать короткие рассказы о предметах.

6. Способствовать расширению кругозора ребенка на занятиях по физической культуре.

7. Давать четкие и внятные, команды, понятные инструкции.

8. Осуществляя контроль за выполнением физических упражнений и ОВД оценивать ребенка используя краткую речь («Хорошо приземлился», «Твой мяч ударился о стенку?», «Ты смелый, но попробуй приземлиться на мат»)

(при этом дети запоминают части тела, прилагательные, глаголы, а вы осуществляете контроль за правильным выполнением).

В своей деятельности использую речевой материал пособия Е. Н. Вареник «Физическое и речевое развитие дошкольников», а также рифмофки других авторов.

В помощь педагогам предлагаю следующих авторов пособий по логоритмике:

1. Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова. «Логопедическая ритмика с дошкольниками, страдающими ОНР».

2. А. Е. Воронова «Логоритмика для детей 5-7 лет»

3. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3, 4-5, 5-6 лет».

4. Н. Ш. Макарова «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики».

5. Т. А Хацкалаева «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики» и др.

Взаимодействия учителя – логопеда и инструктора по физической культуре позволяет вовлекать в сферу коррекционно – речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно - педагогического воздействия, повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений у детей, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысив качество образовательного процесса.

Предлагаю в вашу копилку подборку логоритмических упражнений.

Логоритмические упражнения в детском саду

Начинать заниматься логоритмикой рекомендовано со среднего возраста. Логоритмика предполагает решение :

- оздоровительных;

- образовательных;

- воспитательных;

- коррекционных задач.

Систематически вводя элементы логоритмики, в своей работе я убедилась, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.

Занятия с элементами логоритмики, на мой взгляд, стали продуктивнее, проходят на более высоком эмоциональном уровне. Дети ждут их с радостью, активно включаются в игровые действия речевых упражнений.

В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшаются ритмические способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее, а также заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки.

Стихотворения (речевые упражнения) необходимо подбирать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая в том же ритме слова.

НАПРИМЕР:

«Оладушки»

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух - тух! (сжимать и разжимать кулачки)

Сковородки раскалили, ух – тух! Ух - тух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)

Ди - ди, ла - да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)

Хлоп - шлеп, хлоп шлеп, хлоп - шлеп, хлоп- шлеп! Лады - лады, ладушки, горячи оладушки! ( круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки.)

«Муравьиная зарядка»

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках,

Потянулись (встают, потягиваются).

Встали прямо (опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)

Новый начался денек!

Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

«Дождик: кап!»

Птица: кар, кар, кар! (крылья)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами попеременно)

Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

«Шарик»

Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)

Он становится большой (медленно развести руки в стороны)

Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)

Воздух вышел, (подуть на ладони)

Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)

«Хвостатый - хитроватый»

- Эй, хвостатый - хитроватый! (хлопки в ладоши)

Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)

-Тс – с - с! (приложить пальчик к губам)

- Эй, хвостатый - хитроватый! (хлопки в ладоши)

Это ты в траве шуршишь?

- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)

- Эй, хвостатый - хитроватый! (хлопать в ладоши)

Не боюсь твоих «шу - шу» (погрозить пальчиком)

- У- ку - шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).

«Козлики»

Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь)

Вот козлик рогатый (указательный палец и мизинец выставить вперед)

На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед)

Упрямцу с упрямцем опасно встречаться, И козлики наши стали бодаться. (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз.

Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест - накрест)

И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).

«Пальчик-непоседа»

Мой пальчик – непоседа,

Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)

А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки)

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)

Вышел дождик погулять! (марш)

Шел неспешно по привычке.

А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)

Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)

«По газону не ходить!» (отрицание – головой)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на выдохе)

И ушел. Газон засох. (присесть)

«Правая и левая»

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая! (вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

«Шел по берегу петух»

Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)

Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)

Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются, грозя пальчиком)

Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)

«Игровой самомассаж»

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну

Затем руки я помою, («моют»)

Пальчик в пальчик я вложу («замок»)

На замочек их закрою и тепло поберегу…

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)

Логоритмические упражнения

Упражнение 1

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому бы съесть?

Или Бореньке снесть?

Я и сам укушу, да и Бореньке снесу!

Спокойная ходьба детей.

Имитация движений “пирожка”.

Ходьба детей на месте.

Разводят руки в стороны.

Руки вперёд и обратно к груди.

Повороты туловища вправо-влево.

Упражнение 2

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза-смелые, зубы-белые.

Выйдет котя в огород,-

Всполошится весь народ.

И петух и курица

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

ИП: о. с. руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

ИП о. с. руки от груди развести в стороны и обратно.

ИП о. с. повороты головы в стороны.

Ходьба на месте с высоким подниманием ног.

ИП: ноги слегка расставлены. Наклоны вперёд.

Подскоки на месте (можно с продвижением вперёд).

Упражнение 3

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Кашу не варил,

Тебе нет ничего!

Прыжки детей.

Имитация движений “варить”.

Имитация движений “кормить”.

Хлопки в ладоши.

Развести руки в стороны.

Покачивание туловища из стороны в сторону.

Наклоны туловища вперёд.

Имитация движений “варить”.

Подскоки детей на месте.

Упражнение 4

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Махи руками из стороны в сторону.

Повороты головы в стороны.

Имитация умывания глаз.

Имитация умывания щёк.

Подскоки на месте.

Упражнение 5

Топ-топ по земле,

Ведь земля-то наша.

И для нас на ней растут

Пироги да каша!

Спокойная ходьба детей.

Приседание, дотронуться до пола.

Поднимание рук вверх.

Повороты туловища вправо-влево.

Упражнение 6

Привяжу я козлика

К белой берёзке.

Привяжу рогатого

К белой берёзке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся!

Белая берёза,

Стой, не качайся!

Ходьба детей друг за другом.

Показать “рожки” на голове.

Пригрозить пальчиком, топнуть ногой.

Руки на поясе, повороты туловища.

Упражнение 7

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые, зубы белые.

Повороты туловища вправо-влево.

Повороты головы.

Подскоки на месте.

Упражнение 8

Котик серенький присел

На печурочке.

И тихонечко запел

Песню Юрочке.

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка!

Приседания.

Повороты туловища вправо-влево.

Взмах руками вверх-вниз.

Подскоки на месте.

Упражнение 9

Котик серенький присел,

Киска, киска, брысь!

На дорожку не садись!

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт!

Приседание.

Топанье ногами.

Подскоки детей.

Ходьба на месте.

Упражнение 10

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду –

Потерял пастух дуду,

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

На-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

Там бурёнка лежит,

На телёночка глядит.

А домой не идёт,

Молока не несёт.

Надо кашу варить,

Детку кашей кормить.

Имитация игры на дудке.

Разведение рук в стороны.

Поднимание рук вверх, потянуться.

Повороты туловища вправо-влево.

Наклоны вперёд с вытянутыми руками.

Ходьба на месте, высоко поднимая колени.

Лёжа на полу, руки перед грудью, повороты головы влево-вправо.

Приседание на двух ногах.

Подскоки на месте.

Упражнение 11

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

Повороты туловища.

Поднять руки вверх.

Приседание.

Повороты головы.

Медленный бег.

Упражнение 12

Мы варили суп, суп

Из перловых круп, круп.

Получилась каша.

То-то горе наше!

Замесили тесто,

А оно ни с места!

Замесили на дрожжах-

Не удержишь на вожжах.

Имитация движения варки.

Хлопки руками.

Разведение рук в стороны.

Наклоны головы.

Имитация движений замешивания теста.

Подскоки на месте.

Бег детей в разных направлениях.

Упражнение 13

Здравствуй, Васька-козёл,

Если в гости пришёл.

Угощайся травкой,

Да смотри не чавкай.

Разведение рук в стороны.

Наклоны туловища вперёд (приседание).

Упражнение 14

Еду-еду к бабе с дедом

На лошадке в красной шапке!

По ровной дорожке,

На одной ножке.

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг…в яму!

“Пружинка” на месте.

Ходьба.

Поочерёдное поднимание ног.

Прыжки на месте.

Присесть (или упасть).

Упражнение 15

Барашеньки-крутороженьки

По лесам ходили, по дворам бродили,

В скрипочку играли,

Ваню потешали.

А совища из лесища

Глазами хлоп-хлоп.

А козлище из хлевища

Ножищами топ-топ.

Ходьба друг за другом.

Разведение рук в стороны.

Махи руками (в стороны).

Топанье ногами (подскоки).

Упражнение 16

Наши уточки с утра

Кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда

Га-ага-га! Га-га-га!

А индюк среди двора

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Повороты туловища в стороны.

Топанье ногами.

Подскоки

Упражнения на снятие напряжения воротниковой зоны

«Вверх -вниз»

Вверх – вниз, вверх – вниз –

Это, мама, не каприз! Дети двигают головой вверх - вниз

Вправо – влево, вправо – влево

Посмотри, как королева Поворачивают голову направо и налево.

Покивать по сторонам

Нужно нам, нужно нам. Наклоняют голову к плечам

Головою покрутить

Не забыть, не забыть. Вращают головой

И Незнайками побыть,

Плечи вверх и опустить. Пожимают плечами

И плечами повращать,

Нужно плечики размять Вращают плечами вперед и назад

Вперед – назад, вперед – назад,

И дела пойдут на лад Двигают плечами вперед и назад

Упражнения и игры на снижение психоэмоционального и скелетно – мышечного напряжения.

«Кенгуру»

Что за зверь на двух ногах? Дети наклоняются вперед, гладят ноги снизу вверх 3 – 5 раз

Сумку держит он в руках Гладят правую, левую руку.

Прискакал к нам поутру Через стороны поднимают руки, с усилием тянуться вверх

Австралийский кенгуру Руки на пояс

Прыгать кенгуру горазд,

Он подпрыгнул десять раз!

Вы, ребята, не сидите

И попрыгать выходите. Прыгают на двух ногах

«Вот такие»

У котенка – усы вот такие, Дети проводят пальцами под носом

У слоненка – уши большие Гладят уши

У крокодила – острые зубы, Показывают зубы

А у пингвинов – теплые шубки Гладят руки, ноги

У бегемота – толстый животик Гладят животик

У лягушонка – улыбчивый ротик Улыбаются

У зайчонка - коротенький хвостик Гладят поясницу

А у мышонка – малюсенький носик Дотрагиваются до носа

«Тихий час для мышат»

Мышки бегать подустали Дети бегают на месте

И тихонько прошептали:

- В норку мы к себе пойдем Шагают на месте

И немножко отдохнем Садятся на ковер, закрывают глаза

Использованная литература:

1. Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова. «Логопедическая ритмика с дошкольниками, страдающими ОНР».

2. А. Е. Воронова «Логоритмика для детей 5-7 лет»

3. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3, 4-5, 5-6 лет».

4. Н. Ш. Макарова «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики».

5. Т. А Хацкалаева «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики».

Публикации по теме:

Взаимосвязь детского сада с семьёй в успешном решении задач физического воспитания Детский сад уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей, их полноценного физического развития, повышения двигательной.

Физкультурно-речевой досуг «На кухне» взаимодействие инструктора по физкультуре и учителя-логопеда Образовательная область: физическое развитие. Цель: содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи, развивать интерес к движениям.

Конспект интегрированного занятия инструктора по физической культуре и учителя-дефектолога. Образовательная область: «Физическая культура» и «Дефектология». Интеграция: «Познание», «Социализация». Задачи: формирование у детей.

Конспект занятия «Взаимодействие инструктора по физическому развитию и учителя-логопеда в ДОУ» «Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физическому развитию в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию.

Методические рекомендации «Речевое развития детей 3–4 лет». Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла Методические рекомендации «Речевое развития.

Методические рекомендации «Речевое развития детей 4–5 лет». Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла Методические рекомендации «Речевое развития.

Портфолио инструктора по физической культуре Портфолио инструктора по физической культуре. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического, психического, социального здоровья, важная роль отводится дошкольному.

Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в группах старшего дошкольного возрастаВзаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в группах старшего дошкольного возраста ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в группах старшего дошкольного.

Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Кочергина Лариса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в решении задач физического и речевого развития
Опубликовано: 23 октября 2018 в 10:44
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД