Лучший педагог года

Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Часть 2

Юлия Школьная
Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Часть 2

Часть 2

I этап: Организационно-подготовительный;

Работа проводилась в три этапа, включающие констатирующий,

формирующий и контрольный этапы.

Опытно - поисковую работу начали со сбора и анализа сведений о

родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также

выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольной организации.

Эти задачи и определяют формы и методы нашей дальнейшей работы.

К ним относятся: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение и

специальные диагностические методики.

Публикация «Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, Часть 2» размещена в разделах

На I этапе (констатирующий) был проведен мониторинг, а именно:

-

изучить опыт работы педагогов ДОУ по взаимодействию с

родителями в период адаптации детей раннего возраста;

- выявить представления педагогов о взаимодействии с семьей в период

адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;

- выявить представления родителей о взаимодействии воспитателя и

семьи, а также потребности, затруднения, пожелания родителей в период

адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

На диагностическом этапе исследования использовались следующие

методы: анкетирование педагогов, анкетирование родителей, анализ

документации.

Анкетирование педагогов. Общепринятым научным подходам и формулировкам, полные, разнообразные;

2 балла - представления в целом соответствуют современному

пониманию данного процесса, неполные, однообразные;

1 балл - представления не соответствуют современным научным

подходам и формулировке, неполные.

Представления воспитателей о методах, средствах и формах

организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей

раннего возраста :

3 балла - представления воспитателей о методах, средствах и формах

организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей

раннего возраста полностью соответствуют современным требованиям,

которые предъявляются к процессу адаптации детей раннего возраста, они

полные, разнообразные, четко определено их значение, выбор методов

средств и форм соответствует возрастным особенностям детей.

2 балла - представления в целом научные, полные, но недостаточно

разнообразные, выбор средств методов и форм не всегда соответствует

возрастным особенностям детей.

1 балл - представления не научные, не полные, однообразные, выбор

средств, методов и форм не соответствует возрастным особенностям детей.

Обработка данных: записываются ответы педагогов, выставляется

критерий оценки. На основании анализа данных выделяется, характер

представлений и опыт педагогов в области решения задач по взаимодействию

с родителями в период адаптации детей раннего возраста.

Анкетирование родителей.

Цель: выявить представления родителей о взаимодействии воспитателя

и семьи, а также потребности, затруднения, пожелания родителей в период

адаптации детей раннего возраста к ДОУ; определить степени эффективности взаимодействия детского сада и семьи в предадаптационный период и

период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Обработка данных: анализируются ответы родителей, составляется

процентное соотношение.

На основании анализа данных выделяется уровень эффективности

взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации детей раннего

возраста к ДОУ

Анализ планов воспитательно-образовательной работы.

Цель: выявить организационные и содержательные аспекты

взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации детей к ДОУ. Организация: осуществляется просмотр и анализ воспитательно-образовательной работы.

Критерии: наличие в планах задач по взаимодействию с родителями в

период адаптации детей раннего возраста, соответствие методов и форм

работы задачам по адаптации детей раннего возраста к ДОУ, их разнообразие,

системность и углублнность работы. Оценка экспериментальных данных :

3 балла - в планах работы имеются задачи по взаимодействию с

родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ,

соответствующие современным требованиям, которые предъявляются к

адаптации детей раннего возраста к ДОУ, методы и формы работы

запланированы исходя из задач по взаимодействию с родителями в период

адаптации детей раннего возраста к ДОУ, методы и формы разнообразные,

запланированная работа имеет системный и углублнный характер.

2 балла - в планах работы имеются задачи по взаимодействию с

родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ, но формы и

методы работы не всегда соответствуют поставленным задачам, формы и

методы однообразные, запланированная работа не является системной и

углубленной.

1 балл - в планах работы отсутствуют задачи по взаимодействию с

родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Обработка данных: анализируются планы работы по взаимодействию

воспитателя и семьи, выставляется критерий оценки.

На основании анализа данных выделяется уровень эффективности

взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации детей раннего

возраста к ДОУ.

Анализ и интерпретации результатов:

1 При выявлении характера представлений и опыта педагогов в

области решения задач по взаимодействию с родителями в период адаптации

детей раннего возраста было выявлено, что:

- отношение воспитателей к взаимодействию с родителями в период

адаптации детей раннего возраста неосознанное, поверхностное, наблюдается

острая нехватка системности и организованности в действиях воспитателей.

Отвечая на вопрос: «С какими проблемами могут столкнуться родители в

период адаптации ребенка к ДОУ? Как вы их преодолеваете?», воспитатели

ответили, что проблем как таковых обычно нет, ребенку просто нужно

привыкнуть к другой обстановке. На вопрос: «Какие Вы используете

средства, методы и формы организации при взаимодействии с родителями в

период адаптации детей раннего возраста?» поступили ответы невнятные,

были приведены в пример общие типовые рекомендации. Из этого следует то,

что у воспитателей недостаточно знаний и опыта по взаимодействию с

родителями воспитанников в период адаптации;

- представления о взаимодействии с родителями в период адаптации

детей раннего возраста не очень соответствуют современным общепринятым

научным подходам и формулировкам, однообразные, наблюдается бедность

приемов, фрагментарность работы. Однако, педагоги (в этой группе их два)

отметили важность работы с родителями в процессе адаптации детей раннего

возраста к ДОУ. Например, они выделяли в вопросе №7 («Поставьте цифры,

которые бы указали на степень значимости и частоты использования тех или

иных педагогических средств, методов, форм …») организации совместных

игр с родителями, брошюры и папки-передвижки; - представления воспитателей о методах, средствах и формах

организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей

раннего возраста, в основном, не имеют под собой научных обоснований,

скорее они были достигнуты эмпирическим путем. Педагоги указывали, что

информацию об адаптации, игры, темы и ход занятий с детьми они берут не

из научной литературы, а из не надежных Интернет-источников, более менее,

подбирая подходящие на свой «вкус».

2 При анализе анкет родителей были получены следующие ответы: На

вопрос, с какого возраста Ваш малыш начал посещать дошкольное

учреждение 10 человек отметили 1,5-2 года; 3 ответа – 2-2,5 года и два

родителя – 2,5-3 года.

Большинство родителей на вопрос : «В какой форме у вашего малыша

протекал адаптационный период» ответили, что в «тяжелой», 2 человека

отметили, что в «легкой» и пять в «средней» форме. Более половины детей 2

– 3х лет оказались неготовыми к детскому саду. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями - дети начинают

непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические реакции, обостряются психосоматические явления и прочее.

Проанализировав ответы на данный вопрос, мы можем сделать вывод, что в

этом детском саду не уделяется достаточного внимания вопросу адаптации

детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Трудности, которые возникали у родителей и их детей при поступлении

в детский сад указывают на схожесть проблем: детям было трудно

расставаться с родителями, они плакали, просились на руки, родителям

иногда приходилось достаточно длительное время успокаивать и прощаться с

малышом. Так же можно отметить, что дети с «тяжелой» адаптацией часто

подбегали к дверям и звали маму. Родители отмечали, что дети с «тяжелой»

адаптацией, приходя домой очень много плакали и капризничали, а утром

кричали, что не хотят в садик. Почти половина родителей указала, что их

дети часто болели.

На вопрос, «Какую помощь и в каких формах Вы получали от

сотрудников ДОУ?», - родители отвечали смазанно, говорили, что, в

основном, Не было трудностей, Частые капризы по утрам, Частые болезни.

консультировались с воспитателями на тему того как облегчить состояние

ребенка утром, когда он приходит в детский сад и насчет режимных

моментов. Некоторые отмечали, что им помогли бы родительские собрания с

качественными лекциями и консультациями от воспитателей по адаптации

детей к детскому саду. Мало были отмечены анкетирование, брошюры,

памятки. И совсем не были отмечены открытые занятия, совместные игры,

тестирование. Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду идет

не активная и малоуспешная работа, по взаимодействию воспитателя и

семьи.

Практически все родители были удовлетворены помощью сотрудников

ДОУ, и только трое родителей указали, что не были удовлетворены, потому

что помощи как таковой не ощущали.

Родителями было предложено большое количество рекомендаций по

расширению форм взаимодействия детского сада и семьи: им бы хотелось,

чтобы воспитателями уделялось больше внимания утром при приеме их

детей в группу; больше родительских собраний; больше папок-передвижек,

информации в виде брошюр; увеличить количество утренников и совместных

праздников. Отсюда следует, что родители серьезно настроены на

организацию по улучшению результатов взаимодействия детского сада и

семьи.

3 Анализ плана воспитательно-образовательной работы по

взаимодействию детского сада и семьи не осуществлн, так как педагоги не

смогли его предоставить по причине его отсутствия.

Наблюдение:

- начинаем поэтапный прием детей в группу;

- постепенно увеличиваем время пребывания детей в группе;

- во время пребывания детей в ДОУ наблюдаем за их поведением.

Используем такие методы работы с детьми как:

- элементы телесной терапии;

- создание положительных установок на предстоящие режимные

процессы - чтение потешек во время умывания одевания, приема пищи,

засыпание с любимой мягкой игрушкой;

- проводим развивающие игры; пальчиковые игры, подвижные,

релаксационные;

- рассказываем сказки с показом настольного театра.

Проводим консультации для родителей на тему «Стили семейного

воспитания» :

- индивидуальные беседы с родителями на тему : «Роль семьи в

формировании навыков самообслуживания»;

- беседуем с родителями об адаптации ребенка к ДОУ, заполняем

адаптационные карты, карты нервно - психического развития.

Работает родительская почта; обратная связь через интернет

ресурсы (каждый родитель может задать вопрос воспитателю по электронной

почте и получить на него ответ)

В группе созданы такие формы взаимодействия родителями как :

игротека совместная вместе с ребенком игра; лекотека - совместное с детьми

чтение художественной литературы (книгу можно почитать с ребенком в

группе, можно взять домой, но обязательно вернуть).

Работает гостиная - родители приходят в гости : приглашаем

музыкального работника или любого другого специалиста для работы с

родителями.

Педагогическая студия - кто-то из родителей демонстрирует свои

умения или делятся своими семейными традициями.

Проводим мастер - классы по заявкам родителей. Педагог или родитель

демонстрируют свои умения (обязательно продукт). Так же мной проводилось педагогическое наблюдение за детьми в период адаптации к условиям детского сада. Работа проводилась без какого- либо взаимодействия детского сада с родителями, а так же их активного участия в адаптационном периоде.

Воспитатель обращал внимание на эмоциональное состояние ребенка,

на характер его деятельности, на взаимоотношения со сверстниками и

взрослыми, на речь ребенка, на его потребность в общении. Итак, было

выявлено, что к 1 группе относятся 8 детей, 53%. Это дети, у которых

преобладали плач, слезы, негативное отношение к взрослым и другим детям,

отказ от деятельности. Речь у таких детей отсутствовала. Дети испытывали

потребность в общении с близкими родными, в получении от них ласки.

Адаптационный период у этих детей длился более 20 дней, и на момент

определения группы по характеру поведения детей еще был не закончен.

Ко 2 группе были причислены дети, которые при уходе близких

взрослых испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, они

готовы были заплакать. Дети, отнесенные к этой группе, отвечали на вопросы

взрослого, у них была сформирована потребность в общении с

воспитателями и получении от них сведений об окружающем. Но они еще не

могли самостоятельно заняться какой либо деятельностью, а лишь подражали действиям взрослого человека. Таких детей было 5 Это 33%.

После заполнения листов адаптации детей было замечено, что

адаптационный период этих детей длился от недели до 10-20 дней.

К третьей группе отнесли 2 человека, 14%. Эти дети не испытывали

определенных трудностей в общении со сверстниками и детьми. Они вели

себя спокойно. Сами охотно обращались ко взрослым и остальным детям.

Умели самостоятельно найти себе занятие.

Результаты наблюдения за детьми в период адаптации показали, что

более половины детей из группы негативно реагировали на педагога,

испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, плакали при уходе

родителей, не хотели идти в группу. Наблюдения, проведенные воспитателем

за ребенком в условиях семьи и в первые дни пребывания в детском саду

позволили правильно определить принадлежность ребенка по характеру

поведения к той или иной группе, но наметить соответствующую систему

педагогических воздействий не получилось.

Итак, констатирующий этап эксперимента выявил низкий уровень

педагогической подготовки и психолого - педагогических знаний родителей,

вместе с тем обнаружен интерес к проблеме использования новых форм

сотрудничества воспитателя с семьей, как у педагогов, так и у родителей в

вопросах адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Данный этап показал необходимость разработки цикла мероприятий по

адаптации детей раннего возраста к ДОУ и соответствующих методических

рекомендаций для воспитателей и родителей. Целью формирующего этапа стало разработка мероприятий по

адаптации детей в ДОУ.

Детей раннего возраста к дошкольному учреждению взаимодействие и

преемственность между воспитателем и родителями актуальна. Ребенок

часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания.

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея

о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие

социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить

их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного

воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.

Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и

«взаимодействие».

Цель проекта: оказание помощи родителям в период адаптации детей к

условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:

- преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста,

в период адаптации к детскому саду;

- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу

адаптации детей;

- способствовать созданию условий для возникновения дружного

родительского коллектива.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени,

занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной

педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его

воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании

благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени

участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание

дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и

дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится,

как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его

положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной

роли принимается как равноправный партнер в воспитании

Для того чтобы родители стали активными помощниками

воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей

является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-

педагогическом плане. В нашей группе проводятся различные мероприятия с

привлечением родителей. Основой этого является нетрадиционная форма

взаимодействия с родителями : Общество Полной Ответственности «Шире

круг». Развитие такого взаимодействия предполагает несколько шагов:

1 Шаг - организационный:

- проводится первое родительское собрание «Пора в детский сад»,

здесь мы знакомим родителей с воспитателями, психологом, медсестрой.

Проводим экскурсии по ДОУ, участку, группе;

- собираем информацию о будущих воспитанниках, т. е. проводим

анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»;

- знакомим родителей с режимом детского сада;

- с помощью анкетирования выявляем отношение родителей к

поступлению ребенка в детский сад ««Давайте познакомимся»; тест «Какой

вы родитель», так же проводим социальное, медицинское анкетирование;

- составляем адаптационный маршрут на ребенка вместе с психологом;

- приглашаем родителей вместе с детьми на прогулку с воспитателем на

участок. На основе этих данных определяется степень субъективной

готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям

даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в

детский коллектив.

2 Шаг основной. Шаг - итоговый (анализ и выводы) :

- обработка результатов с психологом (анализ адаптационных листов,

анализ индивидуальных карт развития); выявление детей с тяжелой адаптацией и индивидуальная работа с

- оценка уровня нервно - психического развития детей.

На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями

по вопросам адаптации : наглядно - консультативный материал: буклеты,

журналы, стенды; фотовыставки; информационные стенды.

В заключение всей работы проводится дискуссия на тему: «Наши

достижения» (родители проговаривают положительные и отрицательные

результаты во время адаптации ребенка к ДОУ). С помощью анкетирования

проверяем удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и

семьи в период адаптации.

Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по

адаптации детей к ДОУ с детьми, родителями являются успешными, а

условия создаваемые - благополучными. Только при взаимодействии с

родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.

В завершении опытно-поисковой работы на констатирующем этапе с

целью проверки эффективности используемых методов и форм работы ДОО с семьей, были предложены те же самые анкеты, что и в начале исследования.

Контрольный этап эксперимента. Проведены те же методики что и

констатирующем этапе.

Анализ и интерпретации результатов:

При выявлении характера представлений и опыта педагогов в области

решения задач по взаимодействию с родителями в период адаптации детей

раннего возраста на контрольном этапе было выявлено, что:

- отношение воспитателей к взаимодействию с родителями в период

адаптации детей раннего возраста стало более осознанным, воспитатели

проявляли больше интереса к процессу взаимодействия, действия

воспитателя стали более системными и организованными. Отвечая на вопрос:

«С какими проблемами могут столкнуться родители в период адаптации

ребенка к ДОУ? Как вы их преодолеваете?», воспитатели ответили, что

проблем есть и что их нужно решать. На вопрос: «Какие Вы используете

средства, методы и формы организации при взаимодействии с родителями в

период адаптации детей раннего возраста?», воспитатели отвечали какие

именно способы, формы и средства они стали применять для более успешной

адаптации детей. Из этого следует то, что у воспитателей появилось больше

знаний и опыта по взаимодействию с родителями воспитанников в период

адаптации;

- представления о взаимодействии с родителями в период адаптации

детей раннего возраста стали более

соответствовать современным общепринятым научным подходам и формулировкам, разнообразные, применяются различные приемы, работа воспитателя с детьми стала наиболее разнообразная. Педагоги (в этой группе их два) увидели важность работы с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

- представления воспитателей о методах, средствах и формах

организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей

раннего возраста, в основном, стали иметь под собой научное обоснование,

скорее они были достигнуты эмпирическим путем. Педагоги указывали, что

информацию об адаптации, игры, темы и ход занятий с детьми они стали

брать, не только из Интернет-источников, а так же из научных изданий,

журналов, методических пособий.

На данный момент обстановка в группе детского сада изменилась, дети

меньше плачут, с большим удовольствием идут в детский сад. Все родители

стали ощущать помощь сотрудников ДОУ.

Практически все рекомендации предложенные родителями по

расширению форм взаимодействия детского сада и семьи были применены на практике: воспитатели стали уделять не много больше внимания утром при приеме их детей в группу; количество родительских собраний увеличилось;

сделали больше папок-передвижек, информационных стендов, брошюр.

Количество утренников и совместных праздников осталось прежним. Отсюда

следует, что процесс взаимодействия родителей и воспитателей протекет

плодотворно, приводит к улучшению результатов взаимодействия детского

сада и семьи.

Так же повторно проводилось педагогическое наблюдение за детьми в

период адаптации к условиям детского сада. Работа проводилась без какого-

либо взаимодействия детского сада с родителями, а так же их активного

участия в адаптационном периоде.

Итак, было выявлено, что к 1 группе относятся 2 ребенка, 14%.

Ко 2 группе были причислены дети, которые при уходе близких

взрослых испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, они

готовы были заплакать, таких детей было 5 Это 33%. К третьей группе

отнесли 8 человек, 53%. Эти дети не испытывали определенных трудностей в

общении со сверстниками и детьми. Они вели себя спокойно. Сами охотно

обращались ко взрослым и остальным детям. Умели самостоятельно найти

себе занятие.

Результаты наблюдения за детьми в период адаптации показали, что

более половины детей из группы положительно реагировали на педагога,

испытывали уравновешенное эмоциональное состояние, некоторые плакали

при уходе родителей, нов группу заходили.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для педагогов «Игры в период адаптации»Консультация для педагогов «Игры в период адаптации» С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными для него. В детском.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детейНетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Часть 2
Опубликовано: 2 мая 2020 в 14:21
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД