Любовь Канунова
Взаимодействие с родителями воспитанников в «Клубе Семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что роль семьи в воспитании ребёнка огромна и несравнима ни с каким другим социальным институтом. Именно в семье развивается и формируется личность ребёнка, происходит его социализация. Но и в ДОУ за время существования накопился значительный опыт воспитательно - образовательной работы и сотрудничества с родителями.
Публикация «Взаимодействие с родителями воспитанников в „Клубе Семьи“» размещена в разделах
Неоспорим тот факт, что гармоничное развитие ребёнка возможно при объединении и согласованности воспитательной и образовательной систем воздействия взрослых на ребёнка. Объединив свои усилия с семьёй, детский сад имеет возможность скорректировать возможные недостатки семейного воспитания.
Наиболее подходящей формой взаимодействия детского сада и семьи мы считаем организацию клубов. Свой клуб мы назвали «СВИР» - союз воспитателей и родителей. Идея создания клуба пришла неожиданно : для составления перспективного плана по работе с родителями на текущий год, мы разработали игру – анкетирование и провели её на родительском собрании в сентябре. Цель игры- анкеты заключалась в следующем: с помощью вопросов узнать пожелания родителей по поводу организации воспитательно – образовательного процесса и работы с родителями. Проведя анализ анкет, мы пришли к общему мнению, что простых психолого-педагогических консультаций будет недостаточно, так как у родителей много пожеланий, вопросов, а у кого - то и проблем относительно воспитания. Родителям нужна квалифицированная помощь в их решении. Необходимо привлечь к работе специалистов: психолога, медработника, физкультурного работника, музыкального руководителя и повара.
Цель такого клуба – воспитать ребёнка полноценной личностью, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, а также укрепить и сохранить здоровье ребёнка. И как основной аспект работы, это вовлечение и погружение родителей в «детсадовскую» жизнь детей, и совместный поиск единых подходов воспитания ребёнка.
Соответственно перед нами встал ряд задач, которые нужно было решить:
- сплотить родителей;
- побороть недоверие родителей к ДОУ;
- выявить проблемы семьи;
- найти наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями;
- организовать работу клуба.
В процессе работы над этой идеей было выбрано направление деятельности клуба : информационное – предоставление родителям информации для повышения их педагогической культуры и практическое – вовлечение родителей в выполнение общего дела.
Работу над поиском наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями строили поэтапно.
Первый этап заключался в выявлении проблем в семьях. Положительное общение с родителями достигается путём индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи и проблем в развитии и обучении ребёнка. Для этого много внимания уделялось изучению семейной среды, компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей. Применяли следующие методы: беседы, наблюдения, опросы. Анализ результатов выявил психолого-педагогическую некомпетентность родителей в некоторых вопросах воспитания и развития детей.
Второй этап заключался в выборе наиболее эффективных форм сотрудничества с семьёй по выявленным вопросам. Необходимо было найти такую форму работы, которая позволила бы родителям принимать непосредственное участие в педагогическом процессе, вызвала у них интерес к познанию самих себя и детей, поддержала их в развитии социальной компетентности в воспитании, привела к осознанию того, что именно от них зависят внутрисемейные отношения, мотивировала их к положительным изменениям и поиску новых способов отношений.
Понимая, что для решения таких важных вопросов нужна уютная, комфортная, семейная обстановка, пришли к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества ДОУ с родителями будет клуб семьи.
Третий этап заключался в реализации поставленных задач.
Принципы взаимодействия с родителями :
- сознательное отношение детей и родителей к предлагаемым мероприятиям и получаемой информации;
- привлечение специалистов к осуществлению целенаправленной деятельности;
- взаимодействие с родителями с учётом специфики каждой семьи;
- последовательное усложнение содержания работы, непосредственная связь усвоенного с новым;
- учёт возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
- объединение усилий работников ДОУ и родителей для достижения необходимого результата.
Ожидаемые результаты были достигнуты. У родителей появился интерес к происходящему в детском саду: к работе педагогов, воспитанию детей, улучшению отношений между детьми и родителями, заметно повысилась компетентность в вопросах воспитания и развития детей, сформировались навыки по эффективному взаимодействию с ребёнком. Родители были довольны работой воспитателей и специалистов ДОУ. Улучшились взаимоотношения и между воспитателями и родителями.
В работе нашего клуба мы использовали различные формы: мастер- класс, круглый стол, тренинги, видео презентации, консультации для родителей по интересующим их вопросам, вечера вопросов- ответов, информационно-наглядные материалы для родителей.
Эта форма взаимодействия удобна тем, что тематика встреч клуба может варьироваться в зависимости от запросов родителей, ведь у каждого родителя есть возможность внести своё пожелание, предложение или задать любые, волнующие его вопросы. Такое сотрудничество обогащает всех участников этого процесса, создаёт положительную эмоциональную атмосферу в саду и для детей, и для взрослых.
Работа клуба способствовала развитию креативных способностей родителей и детей, созданию комфортной среды общения между детьми, родителями и воспитателями, обогащению педагогических знаний родителей, повышению педагогической культуры родителей.
«Клуб Семьи», как форма организации взаимодействия родителей воспитанников и ДОУ- это современная модель работы по вовлечению родителей в воспитательно- образовательный процесс. Она способствует укреплению связи между семьями воспитанников и детским садом.