Папки-передвижки

Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детской инициативы

Лидия Коваленко
Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детской инициативы

Добрый день, уважаемые коллеги. Хотим вам рассказать, как привлечь родителей к совместной работе по поддержке детской инициативы, собственной активности ребенка. Для начала погрузимся с вами в теоретическую часть сегодняшней темы.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детской инициативы» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в общих положениях, утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициативность проявляется ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, к ведению здорового образа жизни. Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям и родителям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, с изобретательностью.

Мир ребёнка должен быть добрым, ярким, интересным. А сделать его таким могут взрослые. В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми.

Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка, всю работу в нашей группе строим так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса. Л. С. Выготский писал: «Семья – это воспитательная колыбель, здесь человек совершает свои первые шаги на пути освоения мира».

Сегодня многим родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Родители часто неохотно поддерживают проявления детской самостоятельности, инициативности : оно обременительно и небезопасно, пресекают и часто переключают внимание ребенка на более разумные действия.

Они забывают, а даже и зачастую не знают, что первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка – семья, а папа и мама - образцы для подражания. Ребенок стремится быть похожим на членов семьи. Целеустремленность у него проявляется в безудержных инициативах : ребенок хочет подражать маме во всем: умываться, кушать, делать зарядку, как мама, или закаляться, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо поддержать ребенка.

Многие родители не осознают, насколько важно совместно с детьми играть, рисовать, лепить, конструировать, исследовать. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление обучения, вооружить их определенными знаниями и умениями.

На основании наших личных наблюдений за детьми, бесед с ними, в нашей группе используются такие активные формы и методы работы с родителями:

Беседы. Чаще всего они у нас индивидуальные, конкретно о ребенке, о достижениях, неудачах, методах их решения, по запросам родителей, о том какая индивидуальная работа ведется с ребенком, на что необходимо обратить особое внимание. В личных беседах рассказываем родителям, что для развития инициативности ребенка важно участвовать самим родителям. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме или папе, научиться делать, как родители. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребенок «лезет помочь». И, во-вторых, не вздыхать «инициатива наказуема», когда ребенок в чем-то ошибся. Нужно поощрять желание ребенка разговаривать и вступать в контакты.

Консультации по развитию детской инициативы. Групповые, индивидуальные, приватные, в устной форме, написанные специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физическому воспитанию, или воспитателями.

Памятки. «Как поддержать детскую инициативу и индивидуальность

Необходимо нацелить родителей на поддержание в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе.

Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной, ведь инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы. Наблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т. д., подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.

Даже если увлечение вам кажется бесполезным, поддержите ребенка. Помогите организовать эту деятельность: ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность. Купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т. д. Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.

Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т. д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.

Не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней. Будьте терпимы к ошибкам ребенка и критикуйте только тогда, когда ребенок уже достаточно уверен в себе.

Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.

Хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой разумной и нравственно оправданной активности и деятельности, которая исходит от ребенка. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка близким - то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, заниматься спортом, в общем - творить. Не скупитесь на знаки внимания!

Не сравнивайте ребенка с собой («вот я в твои годы» и т. д.).

Собственный пример родителей заразителен. Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом.

Совместные конкурсы и акции. Родителям с детьми нравится участвовать во внутрисадовских и общегородских конкурсах, они всей семьей проявляют фантазию, занимают призовые места:

- создание книги «Мой домашний друг»

- участие в конкурсе стенгазет «Ребенок и природа»

- участие в конкурсе поделок «Осенний переполох», «Новый год в гостях у сказки», «Летательные космические аппараты»;

- участие в акции «Покормим птиц зимой»;

- конкурс семейных фотоплакатов «Здоровые дети помогают планете» в рамках программы «Разговор о правильном питании».

Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями. Это позволяет сплотить семью, способствует духовно - нравственному объединению всех ее членов.

Фотоотчеты. Фотографии мы используем для оформления тематических выставок, стенгазет, для добавления на сайт детского сада, доступ к которому имеют все родители нашей группы. А также все праздничные утренники (осенний, новогодний, поздравление ко Дню Матери, спортивное развлечение ко дню Защитника Отечества, 8 марта, а также интересные занятия и мероприятия с детьми мы фиксируем на фото и видео, монтируем и отправляем родителям.

Совместные праздники и развлечения. Очень важно в работе с родителями и участие их в подготовке и проведении праздников. Семьи воспитанников с удовольствием готовят костюмы и праздничные атрибуты для детей.

Дни добрых дел. Родители помогают нам сделать дидактические пособия, приносят для группы книжки и игрушки, конструкторы, пазлы. Родители приняли активное участие в создании снежных построек на нашем прогулочном участке.

Автор:

Коваленко Л. А., Овчинникова О. В.

Используемая литература:

1. Веракса Н. Е. Инициатива в ДОУ. журнал Современное дошкольное образование № 5/2011

2. «Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте» М. издательство «Институт практической психологии» Воронеж. 1998. стр 256.

3. Т. И. Бабаева г. Санкт - Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».

4. https://doshkolnik.ru/skoro-v-shkolu/10849-inniciativa.html

5. https://doshkolnik.ru/skoro-v-shkolu/10849-inniciativa.html

6. https://sdo-iournal.ru/ioumalnumbers/iniciativa-v-dou.html

7. https://www.ug.ru/archive/56676

Публикации по теме:

«Игры и конкурсы». Взаимодействие с семьями воспитанников«Игры и конкурсы». Взаимодействие с семьями воспитанников Традиционными для детского сада являются детские праздники. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоматериал с описанием конкурсов,.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в рамках проекта «Красная книга» СЛАЙД 1. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в рамках проекта «Красная книга»http://www.maam.ru/maps/news/209507.html СЛАЙД 2. Что.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Взаимодействие с семьями воспитанников детского сада. Отдых выходного дня ВидеоВзаимодействие с семьями воспитанников детского сада. Отдых выходного дня Видео Подготовка к конкурсу для воспитателей и дошкольников. "100 лет Российской Заповедной Системе ". Видео - поздравление. Цель: Привлечение.

Взаимодействие с семьями воспитанников младшей группы в рамках реализации проекта «Океан добрых дел»Взаимодействие с семьями воспитанников младшей группы в рамках реализации проекта «Океан добрых дел» Проект по организации совместной деятельности с семьей. «ОКЕАН ДОБРЫХ ДЕЛ» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,.

Взаимодействие с семьями воспитанников. Перспективный план работы с родителями (или лицами, их заменяющими) Взаимодействие с семьями воспитанников ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (или лицами, их заменяющими) Форма работы с родителями Название.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детской инициативы
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 19:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД