лариса башкатова
Взаимодействие с семьёй через организацию проектной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Новосибирская классическая гимназия № 17»
(дошкольное отделение)
Тема: Взаимодействие с семьёй
через организацию проектной деятельности в детском саду
Выполнила: Башкатова Л. Н.
Новосибирск 2019
Публикация «Взаимодействие с семьёй через организацию проектной деятельности в детском саду» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования – 17 октября 2013 года был утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Который вместо передачи суммы знаний, направлен на развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.
Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение Дошкольного отделения и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Новый стандарт указывает на то, что вся система дошкольного воспитания должна работать на ребенка, строиться вокруг его интересов, что главная особенность организации непосредственно образовательной деятельности –
• это уход от учебной деятельности (занятий,
• повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
• включение в процесс эффективных форм работы с детьми.
Признано, что действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения — метод проектов.
В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей.
В практике дошкольного учреждения используются следующие типы проектов :
• творческие,
• исследовательские
• информационные
каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Дети учатся объединяться в пары, подгруппы, приобретают навыки сотрудничества, вместе обсуждают пути осуществления замысла, поэтапно планируют и согласовывают свои действия, распределяют между собой обязанности и задания, помогают друг другу, выбирают адекватные способы решения.
Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно.
СЛАЙД 2
Д о 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне.
Алгоритм действий
1-й шаг — интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение проблемы педагогом.
2-й шаг — определение взрослым цели проекта, его мотивация.
З-й шаг — привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
4-й шаг — совместное движение взрослых и детей к результату.
5-й шаг — совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен терпеливо выслушивать педагога и сверстников.
СЛАЙД 3
1-й шаг — выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
2-й шаг — совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
З-й шаг — планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.
4й шаг — выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.
5-й шаг — обсуждение результата, хода работы, действий каждого выяснение причин успехов и неудач.
6-й шаг — совместно с детьми определение перспектив проектирования
Можно видеть, что на втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не столько формирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.
СЛАЙД 4
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в Дошкольном отделении– сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами дошкольного отделения.
Какова же роль родителей в проектной деятельности?
Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей.
Привлечение родителей к реализации проектов в Дошкольном отделении обусловлено несколькими причинами:
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.
Без участия родителей не может осуществиться ни один проект
В начале каждого уч. года на родительском собрании мы предлагаем родителям план работы на год, в котором также прописаны запланированные экскурсии. Перед собранием мы с детьми обсуждаем, где бы мы хотели побывать и что увидеть. Предлагаем несколько вариантов и дети сами выбирают. Потом доводим информацию до родителей и вместе обсуждаем, и планируем экскурсии.
СЛАЙД5
Задачи взаимодействия с родителями : работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
СЛАЙД 6
Как родители могут участвовать в проектной деятельности и оказать посильную помощь своему ребёнку
Формы участия родителей в проектной деятельности :
1. Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
2. Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).
3. Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т. д.
4. Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций. Ведётся накопление материала для «Истории нашей группы»
Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Самое важное- совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.
Один из наиболее эффективных способов разработки тематических проектов связан с использованием, так называемой «модели трех вопросов».
Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: • Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Что нужно сделать, чтобы узнать?
Расскажу на примере проекта «Лошадь – помощник и друг человека»
Было организовано катание на лошадях и у детей возникли вопросы
СЛАЙД7
Сначала воспитатель начинает общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.
Ватман выносится в приёмную, чтобы родители могли видеть, кто из детей какие вопросы задаёт, что им интересно
СЛАЙД 8
Также пишем объявление или письмо для родителей о проекте и приглашаем принять активное участие. С некоторыми родителями обговариваем конкретные вопросы.
Сотрудничество с родителями по проекту начинается с ВОПРОСА КАК УЗНАТЬ?
Условно проектную деятельность в Дошкольном возрасте можно разделить на две группы:
Проекты по инициативе воспитателей
В Дошкольном отделении организована творческая группа - Совет педагогов, которая предлагает темы проектов и разрабатывает положения по их реализации. Положения разрабатываются с учётом возможностей
Проекты по инициативе детей
Типы проектов
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Виды проектов в ДОУ :
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и
задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Исследовательские проекты
Слайд 9-21
В нашей группе реализуется долгосрочный проект, рассчитанный на 2 года, «Знакомство с г. Новосибирском посредством экскурсий»
Мы посетили с детьми музей «Мир природы»; побывали в областном кукольном театре, на ипподроме, на шоколадной фабрике, гончарном производстве, резиденции Д. Мороза
Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса.
В воспитательно-образовательном процессе Дошкольного отделения проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности : собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.
Эффективность работы Дошкольного отделения зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Слайд 22
Именно с помощью родителей обновляется развивающая предметно пространственная среда в группе. Где основное место занимают рукотворные игрушки из различных материалов.
Родители, дети и педагоги не только принимают участие в совместной деятельности, но и видят результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.
Обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения в этом.