Получи документы

Взаимодействие семьи и логопеда в процессе автоматизации звуков

Людмила Плакуева
Взаимодействие семьи и логопеда в процессе автоматизации звуков
▼ Скачать + Заказать документы

Многим родителям знакома ситуация, когда ребёнок наконец-то «засвистел», «зашипел», «зарычал».

Но родители часто бывают обеспокоены тем, что, повторяя звук изолированно по собственной инициативе или по просьбе взрослых, ребёнок не использует его в речи, которая остается практически неизменной. Это вполне закономерное явление, которое говорит о том, что настало время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, который требует специальных навыков и знаний, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка с его родителями. Данное сотрудничество может способствовать не только формированию правильной речи, но и установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Скорость введения звуков в речь у всех детей индивидуальна. Некоторым детям достаточно всего несколько занятий, а у других этот процесс затягивается на долгое время. (3)

Публикация «Взаимодействие семьи и логопеда в процессе автоматизации звуков» размещена в разделах

Предлагаемые вам игровые упражнения и задания не требуют готового дидактического материала (хотя использование наглядности желательно) и могут выполняться как в домашних условиях, так и на прогулке. Данные упражнения помогают автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребёнок научился произносить правильно, а так же подготавливают к усвоению грамоты, способствуют расширению его словарного запаса, предупреждают ошибки чтения и письма, учат правильно строить предложения, развивают связную речь.

«Звук потерялся». Назвать слово без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросить ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р» : _ак, _ука, _адуга, _олики; кома_, пова_, топо_, помидо_. Для звука «Ш» : _апка, _аг, _каф, _иповник; гуа_, ду_, фини_, камы_. Для звука «С» : _амокат, _адик, _умка, _ынок; анана_, коло_, но_, поя_, и др.

«Назови ласково». Предложить ребёнку слово, где есть нужный звук, а затем попросить назвать ласково. Например, для звука «Л» лодка – лодочка, халат - …, яблоко - …, полоска - …. Для звука «Ш» шарф - …, кошка - …, шутка - …, букашка - …, мышь - … и др.

«Один – много» и «Скажи, чего много». В первом случае ребёнок учится изменять слова по числам одновременно закрепляя необходимый звук : робот – роботы, дракон - …, брат - …, мухомор - …, крот - … (звук «Р»). Во втором случае мы предлогаем назвать много предметов, употребляя слово «много» : медвежонок – много медвежат, этажи – много …, жук – много …, жаба – много (для звука «Ж»). В данных играх детям важен образец. Не забывайте поощрять правильное произношение. В случае ошибки предложите ребёнку попробовать выбрать правильный вариант, например: «Как правильно – много сестров или много сестёр?».

«Доскажи словечко». «Угадай, какое слово я загадал: ра… (дуга, ма, кетка, нец и др., чу… (до, лан, гун и др.). Если ребёнок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет разгадано, а затем предложить прочитать. В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего вместе подумайте, какие ещё слова начинаются с данного слога, обязательно объясняйте значение незнакомых. Можно за каждое верно угаданное слово засчитывать 1 балл (очко) или давать какой-то жетон, меняясь с ребёнком ролями. Когда он загадывает слово, попросите его записать так, чтобы вы не видели. Проверив верность вашей отгадки, вы сможете оценить не только графические навыки ребёнка, но и уровень сформированности звуко-буквенного анализа. Если слово не понятно из-за перестановок и пропусков букв, значит необходима дополнительная работа в данном направлении.

• Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком, который он уже научился произносить правильно. Например, игра «Магазин» : «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно покупать только те предметы, в названиях есть звук «Л» (или др.). Ты можешь зайти в разные отделы («одежда», «продуктовый», «мебель», «игрушки» и др.) и купить как можно больше». Возможен и другой вариант игры «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, назвав любое слово с закрепляемым звуком. При этом ставится задача: дойти до стола, до конца комнаты. В случае, если ребёнок называет слово где нет заданного звука или вы слышите неправильное произношение необходимо вернуться на шаг назад.

Также полезна игра-соревнование «Что вокруг нас», в которой родитель с ребёнком по очереди называет предметы (с необходимым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов (ручка, карман, рукав, рама, признаки предметов: красивый, деревянный, лакированный, шершавый, либо действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: красить, вытирать, резать, сверлить, рисовать и др. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Другой вариант игры: назвать как можно больше слов со звуком «Л» («Р», «З», «Ш» и т. д., относящихся к обобщающим понятиям: цветы, игрушки, овощи, животные, фрукты, деревья, птицы, одежда и др. Кроме того, рассматривая иллюстрации в детских журналах или книгах, предложите ребёнку назвать героев, предметы и т. д. с закрепляемым звуком. Предложите ему подумать, есть ли этот звук в именах, отчествах, фамилиях знакомых родственников или родственников, придумать имена куклам, игрушкам, клички животным.

При автоматизации звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже необходимо на начальном этапе, сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. С этой задачей хорошо справляются загадки, которые помогают развивать мыслительные процессы. Естественно что, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен необходимым звуком. Например:

Сладкое, румяное,

С яблони упало,

Луше в рот попало. (яблоко)

Вы увидите что ребёнок, выучив загадку, может сам загадать её кому-то, правильно проговаривая звук.

Родители могут быть расстроены тем, что их дочь или сын, научившись произносить звук правильно, продолжает искажать или пропускать его даже после продолжительных занятий. Чисто проговорив стихотворение, скороговорку, загадку ребёнок возвращается к неверному произношению, когда его речь заранее не отработана. Объяснение достаточно простое: звук автоматизирован только тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребё нку же довольно продолжительное время приходится контролировать свою речь постоянно: за доли секунды определить наличие автоматизируемого звука во фразе или слове, которую необходимо произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забыть и как произносить звук - положение губ, языка, правильный выдох. Добавьте к этому ещё и то, что ребёнку нужно успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача стоит перед ним. Поэтому старайтесь внимательно выслушать ребёнка и никогда его не торопите. Если, при ответе на вопрос, он забыл верно произнести звук, необходимо поправить его, но не отвлекая от мысли и не упрекая. Делать это необходимо доброжелательно, без повышенного голоса, а лучше – поиграйте в фанты. Правила этой игры таковы: задайте ему вопросы или попросите пересказать мультфильм, сказку (помогайте наводящими вопросами, но при этом вы внимательно следите за речью ребёнка. Как только он ошибается (неверно произнесёт звук, он должен отдать вам фант (игрушку, фишку и т. д.). Сосчитав все фанты, вы увидите, сколько ошибок сделал ребёнок. Далее, можно предложить ему «отработать» фанты, выполнив определё нное задание: назвать слова с нужным звуком (например, по 3 за каждый фант); придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был необходимый звук (Артём прыгает. Ворона каркает. Рома собирает конструктор.). Последний вариант можно предлагать только, если ребёнок знаком с понятием «предложение». Также возможно каждый фант «обменять» на небольшую чистоговорку или стихотворение. Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков отрабатывать необходитмо именно чистоговорку, а не скороговорку. Разница между ними только в скорости произнесения. Главное – правильность, а не быстрота. (2)

Чистоговорки помогают: закрепить звук, повысить интерес к речевым упражнениям, развить слуховую память. Если при произношении отдельных слов ребёнок испытывает затруднение, проговорите их медленно по слогам несколько раз. После вы можете устроить соревнование, кто вспомнит больше чистоговорок (не требуйте произносить их быстро). Можно попросить ребёнка сосчитать, сколько в чистоговорке слов с определённым звуком, сколько всего слов, какая чистоговорка была самая длинная, предложите вспомнить всё предложение по подсказке, например: «Вспомни чистоговорку про щенка, мышат и др.

Чтобы ребенок не терял интерес к уже выученной чистоговорке, сделайте схематические рисунки жука, щенка, булавки, кошки, и др. и попросите вспомнить, из какой они чистоговорки. Меняйтесь ролями с ребёнком.

Игра «Закончи предложение». Предложите закончить ваше высказывание, добавив слово (или несколько) с автоматизируемым звуком :

На скамейке сидела …. Арина играет …. В цирке мы видели…. Вечером я … (что делал).

Игра «Узнай по описанию», потребует от вас активизации собственного словарного запаса, а ребенок сможет узнать и научится употреблять в речи новые слова. Скажите, что вы, загадали слово, но не назовете его, а расскажите о нем. В этом слове должен быть автоматизируемый звук : «Она рыжая, хитрая. Живет в лесу. Её боятся зайцы» или: «Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и борщ». Когда ребенок догадается о чём или о ком идет речь, попросите его повторить вашу загадку. Затем дайте ему возможность попробовать выступить в роли ведущего. Объясните ребёнку, что необходимо рассказать о предмете: форма, размеры, вкус (если это продукт, цвет; если это предмет неживой – на что он похож и что им можно делать.

Таким образом, автоматизация звуков в речи – это длительный процесс, который требует систематических занятий. Не пытайтесь сравнивать ребёнка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить за успехи, это стимулирует старания ребёнка, придаёт ему уверенности в себе и своих силах.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для автоматизации звуков «Дружелюбный хомяк»Дидактическая игра для автоматизации звуков «Дружелюбный хомяк» Дидактическая игра "Дружелюбный хомяк" Данная игра предназначена для автоматизации звуков в словах и предложениях; формирования множественного.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Картотека «Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков». Часть 1 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 1. Б БЬ Бы бы бы идет дым из трубы. У Вовы были бобы. Бегемот.

Конспект ОД по автоматизации звуков [Л ]— [Л`], [Р] — [Р`] и обучению грамоте «Поможем Золушке» Цель: закрепление правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ и умения дифференцировать данные звуки в речи; Задачи: -закрепление навыка.

Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуковЛогопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Загадки-добавлялки для автоматизации звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие семьи и логопеда в процессе автоматизации звуков
Опубликовано: 26 апреля 2020 в 16:03
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие семьи и логопеда в процессе автоматизации звуков» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Плакуева (УИ 199228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД