Алла Петрухина
Взаимосвязь логопеда и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для усвоения школьной программы. Именно поэтому логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Публикация «Взаимосвязь логопеда и родителей» размещена в разделах
Стоит отметить, что семья в первую очередь закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.
Только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей. Нужно объяснить родителям, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны : язык - это орудие мышления и познания, а речь - способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь - значит, повышается уровень развития мышления.
Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями родителей и логопеда. Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него не возможно. Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания. Регулярно посещайте консультации логопеда, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания. В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда. Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле. Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру. Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения, но при условии выполнения логопедических правил и систематических занятий.
Чтобы занятия с ребенком были максимально эффективными, следует придерживаться определенного свода правил и применять специальный набор упражнений. Результативное логопедическое занятие должно включать в себя следующие направления:
1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка и др.)
4. Развитие высших психических функций (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, мышление).
5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов).
9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке).
10. Развитие грамматического строя речи.
11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение нарушений чтения и письма.
12. С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.
Хочется еще раз отметить, что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все речевые умения и навыки, полученные детьми во время занятий с логопедом, смогут закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче.
Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.