МААМ-картинки

Взгляды Л. Н. Толстого на математическое образование дошкольников

Паршина Юлия Геннадьевна
Взгляды Л. Н. Толстого на математическое образование дошкольников

Современное дошкольное образование характеризуется введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОО, в котором представлены целевые ориентиры и направления работы в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений. В частности, в ФГОС ДОО указывается на необходимость развития у дошкольников в различной деятельности психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, а также способность к мыслительной деятельности, умений сравнения, анализа, обобщения, установления простейших причинно-следственных связей. Умственное развитие детей дошкольного возраста представляется важным направлением в работе воспитателя, которое реализуется в полной мере при формировании дошкольниками математических представлений, влияющих на формирование умственных действий.

Публикация «Взгляды Л, Н, Толстого на математическое образование дошкольников» размещена в разделах

Разработка вопросов формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста началась в V – вв. ; в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого рассматривались содержание и методы обучения детей арифметике и формированию представлений о размере, мере измерения, времени и пространстве.

Опыт педагогов прошлого чрезвычайно ценен в практической деятельности педагогов, некоторые формы, методы, средства, рассмотренные в педагогических системах педагогов, используются на современном этапе в дошкольном образовании. В связи с этим важным является изучение взглядов педагогов прошлого на математическое развитие детей дошкольного возраста, в частности, в данной работе будут представлены взгляды Л. Н. Толстого на математическое развитие дошкольников.

Проблема математического развития детей дошкольного возраста в трудах Л. Н. Толстого достаточно слабо представлена в современных исследованиях, анализ и обобщение трудов педагога по организации обучения в Яснополянской школе, а также анализ «Азбуки», в которой отдельным разделом представлен «Счёт», позволило выделить основные направления разработки вопросов математического развития, а также рассмотреть формы, методы, средства формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Научно-практическая работа Л. Н. Толстым в плане обучения детей математике велась в четырё х направлениях:

- критическое осмысление западной и отечественной методики обучения математики;

- разработка содержания, методов обучения математике детей, апробированная в Яснополянской школе;

- опубликование учебника арифметики, а также методических рекомендаций по обучению детей математике, в которых представлены новые методы;

- защита новой системы математике детей в связи с критическими замечаниями педагогов того времени, а также проверка эффективности данной системы при проведении сравнительного эксперимента (впервые проведённого в русских школах).

Л. Н. Толстым отмечались схематизм и одноплановость в обучении математике детей в системах И. Г. Песталоцци, А. В. Грубе и др. педагогов. Система обучения детей математике включала следующие положения:

- основной принцип – не обучение, а изучение с опорой на «генетический» принцип;

- использование развивающего обучения с опорой на возраст и психические особенности детей. Педагогом отмечается, что для понимания математики «необходим известный возраст»;

- введено понятие «народной арифметики», основой которой служила организация работы с использованием числовой смекалки, упражнений с конторскими счётами, решении задач, которые связаны с жизнью.

Некоторые предложенные Л. Н. Толстым упражнения используются и в современном обучении, к примеру, применение счётов при обучении детей арифметическим действиям, освоении состава числа, кроме того, используются широко задачи, которые связаны с жизнью – всё это является актуальным при отборе содержания материала для обучения детей дошкольного возраста.

В 1872 году Л. Н. Толстым была издана «Азбука», одним из разделов которой был раздел «Счёт». В содержание обучения детей, согласно этому разделу, входило обучение детей счёту «вперёд» и «назад» в пределах ста, нумерация в пределах ста. Основными методами обучения были практические действия и игра.

Чуть позже данное содержание вошло в учебник «Арифметика», в котором были представлены таблицы с названиями чисел, их запись (славянское, римское, арабское счисление, сопровождал материал рисунки, на которых было отражено, каким образом откладывается каждое число на счётах.

Кроме нумерации, детей учили счёту, арифметическим действиям (сложению и вычитанию, причём обучение шло сразу и с однозначными, и с многозначными числами, к примеру, «Если считать так: два и три будет пять, 2+3=5; четыре и шесть будет десять, 4+6=10; сто тридцать два и двести тридцать семь будет триста шестьдесят девять, 132+237=369, – то делаешь сложение. Если считать так: пять без двух останется три, 5–2=3; десять без шести останется четыре, 10–6=4; триста шестьдесят девять без ста тридцати двух останется двести тридцать семь, 369–132=237, – то делаешь вычитание».

После объяснения нового материала предполагались многочисленные упражнения.

В содержание обучения также входило знакомство с простыми задачами, к примеру, такими: «1) У двух мужиков 35 овец. У одного на 9 овец больше, чем у другого. Сколько у каждого овец?

2) У одного мужика 23 овцы, а у другого на 7 овец меньше. Сколько у них вместе овец?

3) У одного мужика 26 овец, а у другого на 5 овец меньше. Сколько у них вместе овец?

4) У двух мужиков 40 овец, а у одного меньше против другого на 6 овец. Сколько у каждого?

5) У двух мужиков 50 овец, а у одного 15. На сколько овец у него меньше против другого?».

Итак, в математическое развитие детей дошкольного возраста входило следующее содержание: знакомство со счётом, нумерацией чисел в пределах 100, счёт в прямом и обратном порядке, выполнение арифметических действий (сложения и вычитания, решение простейших арифметических задач. Использовался практический и игровой методы. В качестве средства обучения выступали счёты. Другим сторонам математического развития (знакомству со временем, формирование пространственных представлений, знакомство с величинами, формой предметов) не уделялось должного внимания.

Итак, нами были изучены основные взгляды Л. Н. Толстого на математическое развитие детей дошкольного возраста. Отметим, что в качестве основных принципов обучения были развивающий характер обучения, учёт возрастных и психических особенностей детей, применение практических и игровых методов обучения. В содержание обучения входило: знакомство со счётом, нумерацией чисел в пределах 100, счёт в прямом и обратном порядке, выполнение арифметических действий (сложения и вычитания, решение простейших арифметических задач.

Говорить о какой-то системе обучения математике Л. Н. Толстым не приходится, его деятельность может быть определена как начальный основополагающий этап в последующем развитии методики формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Сидоров С. В. Особенности организации учебного процесса в Яснополянской школе Л. Н. Толстого [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. – URL : https://si-sv.com/publ/16-1-0-44

2. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. – В 3-х томах. Том 2. – М. : Педагогика, 2001. – 390 с.

3. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. - М. : Академия, 2000. - 272с.

Публикации по теме:

Мое высшее образованиеМое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.

Художественно-эстетическое образование дошкольников. Принцип постепенности погружения и опоры на апогей в искусстве О принципах обуславливающих развитие художественно-творческих проявлений и способностей детей дошкольного возраста мы уже говорили: принцип.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольников» для старшей группы "Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. " В. А. Сухомлинский. ВСЁ, ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ В ДЕТСТВЕ,.

КВН по сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик»КВН по сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик» КВН по сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик» Цель: обобщение знаний детей по прочитанному произведению. Задачи: 1. Поддерживать интерес.

Математическое лото «Веселые числа»Математическое лото «Веселые числа» Цель игры: познакомить детей с составом числа в пределах десяти; Сформировать навык сложения и вычитания в пределах десяти. Математическое.

Математическое пособие «Математический ларец»Математическое пособие «Математический ларец» Методическое сопровождение к игровому пособию «Математический ларец» Добрый день, уважаемые педагоги, родители! Вашему вниманию представляю.

Математическое пособие «Мы дружим с математикой».Математическое пособие «Мы дружим с математикой». Математическое пособие "Мы дружим с математикой". В рамках утреннего группового сбора, с целью развития у детей математических способностей,.

Математическое пособие «Осенний Счет»Математическое пособие «Осенний Счет» Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование.

Математическое развлечение в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей по познавательному развитию, развитие смекалки и ловкости. Задачи: образовательные: • Развивать математические.

Экологическое образование дошкольниковЭкологическое образование дошкольников В этом году я набрала детей трехлетнего возраста, появилась идея, посадить вместе с родителями деревья, и пока дети ходят в садик наблюдать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взгляды Л. Н. Толстого на математическое образование дошкольников
Опубликовано: 11 октября 2021 в 09:41
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД