Художественно-эстетическое образование дошкольников. Принцип постепенности погружения и опоры на апогей в искусстве

Наталья Романова
Художественно-эстетическое образование дошкольников. Принцип постепенности погружения и опоры на апогей в искусстве

О принципах обуславливающих развитие художественно-творческих проявлений и способностей детей дошкольного возраста мы уже говорили: принцип ИНТЕГРАЦИИ и принцип ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ

Сегодня обратим внимание на принцип ПОСТЕПЕННОСТИ ПОГРУЖЕНИЯ И ОПОРЫ НА АПОГЕЙ В ИСКУССТВ.

В течение учебного года педагогом реализуются темы занятий по художественно-эстетическому развитию детей в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Тематика занятий позволяет ребёнку «вживаться» в живую ткань художественной культуры развитию своего народа и всего человечества. Принцип предполагает освоение художественно-эстетических объектов через «погружение». Выполняя его, можно «вживлять» душу ребёнка в общение с искусством, обеспечить моменты сопереживания. Чтобы ребёнку проникнуть в любое явление, «уподобиться», необходимо многократное прикосновение к нему умом, сердцем и душой.

Целостность принципа постепенности погружения обеспечивают: метод поэтапных открытий (каждая тема неповторима); метод единства восприятия и созидания (все виды деятельности направлены на эмоциональное переживание художественного образа); обобщающие занятия (перевод тематик на новый уровень сознания); метод широких ассоциаций (культура и такт педагога, личностное восприятие детьми искусства).

В искусстве «типичное» всегда выступает как наиболее характерное. Любое явление необходимо осознать в его проявлении, «пике», хотя само явление в этом пике бывает реже, чем в состоянии, переплетённом с другими явлениями.

Чтобы ребёнок уяснил отличие, специфику различных видов искусств и видов художественно-творческой деятельности, педагогу необходимо показать их в сложно связанных и в очищенных» от связей произведениях искусства в апогее явления.

В переносном значении «апогей» обозначает высшую точку, предельную степень развития чего-либо: взлёт, расцвет.

Рассматривая эффективные методы художественной педагогики, раскрывающие содержание принципа опоры на апогей в искусстве, они выделяются среди других методов, так как позволяют ребёнку адекватно описывать, чувствовать, понимать, оценивать мир и самого себя.

В качестве основных направлений работы педагога по реализации данного принципа выступают следующие методы художественной педагогики: работа с отдельными произведениями искусства, которые представляются детям в «чистом» виде (портрет, натюрморт, пейзаж и т. п., а в обобщающей беседе дети «собирают» отдельные специфические признаки произведения; постепенное знакомство с языком и содержанием разных видов искусства.

В искусстве существует закон многоканальности искусства, который заключается в том, что каждый вид искусства имеет свой специфический «язык» не переводимый на язык другого искусства.

Работа по ознакомлению детей с искусством должна строиться на освоении детьми языка конкретного искусства (в живописи – линия, тон, пятно, композиция, тень и т. п. ; в скульптуре – контур, объем, материал и т. д.); сопряжение с личным опытом предусматривает постоянное «примеривание» содержания конкретного произведения искусства с личным опытом ребёнка.

Например: рассматривая книжную иллюстрацию с изображением лисы, ребёнок описывает её характер, повадки, даёт «говорящие» характеристики – хитрая плутовка, ловкая и т. п. Педагог предлагает «перенести» эти качества на людей и сравнить их; изобразить повадки данного животного.

Представленные принципы художественного развития по своему содержанию взаимодополняющие и частично совпадают. Все они отражают определенные стороны и закономерности процесса художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Все рассмотренные принципы могут быть реализованы лишь при условии их взаимосвязи, при скоординированном влиянии вербальной, эмоциональной и духовной ориентировке их педагогом.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через игровую деятельность Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве,.

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый ребёнок в таком возрасте - маленький.

Художественно-эстетическое образование в современном образовательном пространстве как фактор социализации личности Художественно-эстетическое образование в современном региональном образовательном пространстве как фактор социализации личности. Брудкова.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Зима
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Художественно-эстетическое образование дошкольников. Принцип постепенности погружения и опоры на апогей в искусстве
Опубликовано: 24 сентября 2018 в 00:08
+178Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Картотека театрализованных игр для младшего возраста
ИГРЫ - СТИХИ Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа,...
Фотоотчет «Помогаем бабушке и дедушке солить овощи»
Пришла красивая, нарядная осенняя пора, Осень". Осенняя пора, пора заготовок. Много урожая бабушка с дедушкой вырастили в своем огороде. Огород помогал...
Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева»
Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева , обогатить...
Проект для подготовительной группы «Моя любимая улица»
Тема проекта: "Моя любимая улица" Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Продолжительность...
Математический лэпбук «Математика и речь»
Данная игра предназначена для развития разных сторон речи в процессе формирования математических представлений в увлекательной форме. Она состоит из...