Юлия Букач
Эбру-терапия в работе с агрессивными подростками
▼ Скачать + Заказать документы
Направление для углубленного изучения и для участия в конкурсе мной было выбрано не случайно,тк агрессивных подростков,да и не только подростков с каждым годом становиться все больше. В нашем центре данная проблема стоит остро и мне важно, как педагогу -психологу скорректировать поведения у подростков,для успешной их социализации.
Публикация «Эбру-терапия в работе с агрессивными подростками» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
Методы коррекции используемые мной арт- терапевтические (песка терапия, пшено терапия и на начальном этапе использование красок ЭБРУ). Могу предположить,что от использования последней техники,а именно ЭБРУ результат будет положительный. Эбру-терапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой работе со взрослыми и детьми от 5 лет.
Эбру в психолого-педагогическую практику пришло совсем недавно, хотя история этого искусства насчитывает более тысячи лет. Зародилось оно в Центральной Азии и по Великому шелковому пути распространилось до Ирана, где называлось Ebri (облачно) или Abru (водная поверхность, а затем достигло Анатолии (Турции). Там получило своё развитие направление, которое сейчас принято называть традиционным эбру.
Суть эбру заключается в разбрызгивании специальной краски, содержащей пигмент и бычью желчь, кистью из конского волоса по водному раствору на основе загустителя. Затем рисунок переносят с поверхности воды на бумагу (ткань, керамику, дерево, холст и т. д.).
В наши дни техника эбру применяется как в педагогике, так и в психологии и психотерапии. Это экологичный и красивый способ творческого самовыражения. Каждый рисунок уникален: плавные линии, яркие краски, неповторимый узор.
Создание картин на воде и анализ полученного результата часто используются специалистами для разрешения внутриличностных конфликтов клиента. Многие отмечают, что процесс работы в технике эбру вызывает приятные ощущения и расслабление. Поэтому её можно применять для гармонизации внутреннего состояния человека, саморегуляции и снятия напряжения. В процессе отмечается активизация творческого потенциала, что позволяет находить внутренние ресурсы, повышать эмоциональную устойчивость у рисующих.
Наблюдается, что создаваемый на воде рисунок, даже если это абстрактные линии, воспринимается как успешный. Поэтому данная техника может использоваться специалистами так же и для повышения самооценки.
Техника может применяться для развития эмоционального интеллекта и активизации составляющих его способностей, таких как:
1. точное эмоциональное самоопределение,
2. управление эмоциональным состоянием.
Музыка помогает определить эмоциональное состояние, больше его прочувствовать. А эбру даёт возможность выразить его в виде рисунка и принять разные эмоциональные состояния как нужные и важные для человека.
Работа ведётся на круглой форме. Это может быть пластиковая тарелка, миска или любая неглубокая емкость, имеющая форму круга. Ее можно заменить помещенным в стандартный лоток трафаретом из плотного картона с вырезанным посередине кругом.
Практика состоит из двух этапов. На первом этапе клиенту в тишине предлагается нарисовать своё эмоциональное состояние на текущий момент. Это может быть фоновый рисунок, созданный на базе техники эбру, изученной ранее. Или, если клиент рисует впервые, можно предложить набрызгать краску на поверхность воды и шилом (шпажкой, гребнем) выводить узоры свободным движением руки.
На втором этапе, когда фон готов, включается музыка. Музыкальный ряд составлен особым образом из фрагментов произведений, которые передают различные эмоциональные состояния, связанные как с приятными, так и с неприятными переживаниями. Выражение эмоций через цвет помогает прожить эти состояния. То есть, ощущая вызываемую музыкой эмоцию, рисующий выбирает цвет, который, по его мнению, этой эмоции соответствует. Важно перед вторым этапом донести идею о том, что ребенок абсолютно свободен в творческом самовыражении.
По окончании работы рисунок переносится на бумагу, заранее вырезанную по форме емкости, для того чтобы лист хорошо соприкасался с поверхностью воды, не оставляя воздушных зазоров.
На этапе обсуждения, после того как картина высохнет, автору работы предлагается показать свой рисунок и рассказать, что с ним происходило.
В заключение хочется отметить, что эбру — уникальная техника, которую можно успешно применять для оказания психологической помощи не только как инструмент гармонизации эмоционального состояния, но и как способ работы с запросами ребенка или родителя. Техника рисования на воде требует определённого уровня мастерства специалиста, но достичь его можно в достаточно короткие сроки даже тем, кто не имеет художественных навыков.