Татьяна Заславкая
Эффективные формы работы в организации режимных моментов в группах компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в старшей группе коррекционной направленности. Хотела бы поделиться с вами опытом работы.
Утренний отрезок времени очень важен в речевой группе. Осуществляется постепенный приход детей в группу. Организуется дежурство детей по уголку природы, дежурство по подготовке к завтраку, используются различные поручения. Все это я использую для активизации и развития словарного запаса детей, для развития грамматически правильной речи.
Публикация «Эффективные формы работы в организации режимных моментов в группах компенсирующей направленности» размещена в разделах
Далее подходит время зарядки, как одной из форм работы по физическому воспитанию. На зарядке формируется стереотип в результате многократно повторяющихся действий, который благотворно воздействует на нервную систему речевых детей. Все упражнения в утренней гимнастике должны носить игровой характер. Обязательно в процессе зарядки нужно корригировать физиологическое дыхание (сила и продолжительность выдоха, а также и речевое дыхание (в сопровождении с речью). Если дети заторможенные, то используется быстрый темп движений и речи, а если же возбудимые, то медленный темп. Зарядка проводится с целью того, чтобы дети почувствовали себя бодрыми и могли успешно трудиться во всех видах деятельности. (слайд с комплексом).
Затем с детьми мы идем на гигиенические процедуры, т. е. умываться. Умывание является благотворной почвой для речевого развития, на которой я развиваю словарный запас детей, грамматический строй и фонетическую сторону речи с помощью таких упражнений:
1. Са-са-са к нам летит оса.
2. Чу-чу-чу далеко я укачу.
Следующий режимный момент – это прием пищи. Во время приема пищи мы решаем такую речевую задачу, как навыки общения за столом: упражняем в использовании речевых формул, учим выбирать тему разговора, поддерживать дружескую беседу, внимательно слушать говорящего. Роль ведущего исполняет как взрослый, так к этому могут подключаться и дети. Дети должны все видеть обязательно наглядно. Опираясь на конкретные вкусовые качества, формируется словарный запас детей.
Далее следуют занятия, точнее сказать непосредственно образовательная деятельность. Обязательное ее условие – насыщенность игровыми, занимательными приемами. Если на занятиях используется дидактическая кукла или другие игрушки, то необходимо дать детям эти игрушки потрогать и манипулировать с ними. Проговаривание будет механическим, впустую, так как ребенок будет занят мыслями: дадут ли ему эту игрушку потрогать (поиграть) или нет. Занятия нужно проводить в едином сюжете – это непреложное требование для речевых детей. Контроль над правильностью речи детей должен быть постоянным: на всех занятиях и вне занятий, в свободной деятельности детей, а то у детей вырабатывается условный рефлекс на логопеда – будут говорить правильно в присутствии логопеда, а в других ситуациях, вне кабинета, будут говорить неправильно. Проводить педагогу занятия сидя более эффективно, поскольку дети усваивают речь по подражанию.
Остановлюсь на использовании наглядности при проведении занятий. Лучше, конечно же, чтобы наглядность была естественной (натуральные объекты, чтобы у ребенка была возможность объекты пощупать, потрогать. Если нет возможности показывать натуральные объекты, то можно использовать предметные и сюжетные картинки, которые максимально приближены к норме, а в противном случае у детей будут неправильно сформированы представления. Стилизованные картинки можно использовать как загадки, сюрпризные моменты только в том случае, если есть уверенность, что у ребенка сформированы правильные представления о том или ином объекте. Если на занятии используются игрушки, то в них должно быть как можно больше изображения натуральных предметов (розовый мишка и синее яблоко не подойдут). Размер наглядных пособий для массовых групп определяется возрастом детей: чем младше ребенок, тем крупнее пособие, а чем старше, тем и пособие меньше. Что же касается занятий с речевыми детьми, то все пособия должны быть крупными для любой работы : будь то подгрупповая или индивидуальная. Маленькие картинки могут использоваться для автоматизации звуков, если они приклеены на карточки одинакового размера. Наглядность в речевой группе должна быть максимальной, в отличие от массовых групп, где занятия могут быть и без наглядности, поскольку у детей с нарушениями речи снижена работоспособность и неустойчивое внимание, а наглядность помогает их поддерживать. Очень хорошо помогает поддерживать интерес детей использование на занятиях сюрпризных приемов (например, Незнайка вам прислал письмо и т. д.). Задавать детям вопросы на занятиях нужно лаконично, точно, четко. Для удержания внимания и работоспособности на занятиях помимо наглядности необходимо использовать физкультминутки. Проводить физкультурных пауз нужно столько, сколько понадобится для снятия у детей напряжения, отвлечения, то есть исходя из нужд детей. Физкультминутки проводятся не только для удержания внимания и работоспособности, снятия у детей напряжения, но и для коррекции общей и мелкой моторики, а также для активизации мыслительных процессов, в случае если занятие не очень насыщенно мыслительной деятельностью (скажу овощ – вы присядьте, а если фрукт – вы поднимитесь и т. д.). Я провожу физкультминуток – две: первая проводится после первой части занятия, а вторая после основной части занятия перед закреплением. Любая физкультминутка обязательно должна вписываться в сюжет занятия.
Постоянно нужно стараться создавать ситуации, приближенные к жизни, а в игре это наиболее эффективно. Весь педагогический процесс в речевой группе и логопедическая работа должны быть в единстве.
Если говорить о прогулке в речевой группе, то она, по возможности, должна быть длинной и каждодневной, так как на детей ложится большая нагрузка. Совместно с логопедом планируем прогулку. На любом этапе работы с детьми необходимо, чтобы прогулка соответствовала периоду коррекционной работы. На прогулке обязательно я провожу подвижные игры, с учетом моторных возможностей детей, особенно на начальном этапе работы. Необходимо сплачивать детский коллектив и разряжать обстановку. Для сплочения детского коллектива на первом начальном этапе нужно проводить безречевые игры («Найди пару», «Сбей булаву», «передай мяч», далее переходить к речевым играм («У медведя во бору», «Кот и мыши», «Лохматый пёс» и. д.). Организованные подвижные и хороводные игры помогают нам, педагогам на первых неделях пребывания детей в речевой группе индивидуализировать процесс коррекционно-развивающего обучения.
Обязательно на прогулке проводятся две подвижные игры: одна вначале, другая в конце. В конце прогулки подвижная игра должна быть спокойной, чтобы дети смогли плавно перейти к последующим режимным моментам : обеду и сну.
Прогулка в речевой группе должна иметь познавательный момент : дети вместе с воспитателем наблюдают за изменениями в природе. На прогулке также ведется работа над звукопроизношением ( создание образов звуков: шуршат листочки под ногами ш-ш-ш-ш). На прогулке можно использовать различные игрушки, но они обязательно должны стимулировать речь детей, активизировать словарь. Прогулка в речевой группе, как и в общеразвивающей, несет оздоровительный момент. Одежда детей должна давать им возможность свободно двигаться, не стеснять их движений, она должна быть легкой, тем самым взрослые осуществляют закаливание детей, что особенно важно в речевой группе. Закаленные дети меньше болеют, следовательно, меньше пропускают занятий и имеют больше шансов в положительной коррекционной динамике.
Моменты одевания на прогулку и раздевания я использую для автоматизации звуков, для совершенствования грамматического строя, а также для активизации и обогащения словарного запаса. Например во время одевания на прогулку можно с детьми произносить скороговорки, чистоговорки, играть в речевые игры. («Эхо», «Секрет», «Назови кто (что) это»-диван- мебель. «Скажи какой» кот-)
В заключении хочется остановиться на особенностях игры в группе. В нашей группе имеются секторы по всем лексическим темам программы. Эти секторы максимально развернутые, с крупными размерами атрибутов. Мы изучаем на занятиях какую-либо тему, а затем уже вводим в игровой сектор в деятельность детей (например, тема “Профессии”, а игровые секторы “Больница”, “Магазин” и т. д.). Речевые дети не умеют играть, этому их нужно научить. На первом этапе, организацию в игре беру на себя, помогаю детям выполнять их роли. Если игра проводится в группе, то она с игрушками и муляжами. Если же игра проводится в кабинете логопеда, тогда на уровне картинок. На втором этапе я уже во второстепенной роли, но по-прежнему руковожу, “дирижирую” игрой. И наконец, на третьем этапе можно отстраниться от игры, принимая роль наблюдателя и оценить, как дети умеют общаться в игре, развивать ее сюжет и т. д.
Несомненно, что и другие режимные моменты организуются аналогично, в том числе и вторая половина дня.
Таким образом, организованный педагогический процесс – это самое главное в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях.