Алексеева Ирина
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
«Все мы родом из детства». Всё – и хорошее, и плохое – человек получает в семье, именно она играет важную роль в формировании его личности. Ведь родители – первые воспитатели и учителя своего ребёнка, которого правильно воспитать – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума, воли родителей. Созидание человека – это не только, можно сказать, подвиг, но и труд на протяжении всей жизни. Труд, не знающий ни каникул, ни отпусков. Но и труд, приносящий радость и счастье.
Публикация «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский рекомендовал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Воспитатели – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, именно от них родители получают важную и актуальную информацию. Таким образом, основная ответственность за переданную родителям информацию лежит на педагогах.
В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка. Основной целью взаимодействия между педагогами и родителями является создание единого пространства «Семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Именно в семье любящие родители должны создавать воспитывающую, творческую атмосферу, развивать эмоциональную сферу ребёнка, так как для него общение с родителями – первая школа общения, в основе которой доброта, великодушие, сердечность, откровенность, правдивость, уважение и обязательно требовательность. Известно, что дети учатся тому, что видят у себя в семье. Именно жизнь в семье обеспечивает навыки здорового образа жизни, организации полезного досуга, добросовестного труда и т. п.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам, большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Одним из требований к условиям является требование обеспечения поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Я с этой группой работаю с первой младшей группы детского сада. Я в своей деятельности выделила основное направление – взаимодействие с семьями воспитанников.
Цель:
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Оказания помощи родителям в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей.
Задачи:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных, партнерских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
-Обобщение опыта работы по созданию условий для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы деятельности.
Что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?
Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами, переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей, не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия с семьей воспитанника.
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности». Формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели – первые помощники родителей, в наших руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса большое значение имеет взаимодействие с родителями воспитанников.
В работе я использую разные формы организации работы с родителями:
Традиционные:
- консультации;
- родительские собрания;
- анкетирование;
- беседы с родителями и детьми, посещение семей воспитанников.
- советы и рекомендации по проблемам воспитания детей.
- оформление родительского уголка, в котором содержится информация о работе группы, режимных моментах, имеются папки-передвижки с разнообразным материалом.
Нетрадиционные:
- родительские собрания в нетрадиционной форме;
- опросы родителей;
- участие детей и родителей в выставках и конкурсах различных уровней организации.
- оформление групповых помещений – стараемся оформить группу так, чтобы детям было комфортно в группе, уютнее и атмосфера складывается доброжелательной.
- выпустили стенгазеты: «23 февраля», «Моя любимая мама», «С днём семьи» итд.
- индивидуальное консультирование по запросу родителей.
Родители проявляют интерес и принимают активное участие в жизни нашей группы. Помогают в оформлении группы и участка.
«Подготовка групп к новому учебному году». В конкурсе оформлении группы к Новому году, где мы заняли первые места. А так же по временам года. Родители нам сделали беседку. Активное участие принимают в конкурсе поделок: «Дары осени», «Зимушка хрустальная», «Ёлочная игрушка на городскую ёлку», «Военная техника своими руками», «Оформлении выставки сказок», «Ко дню матери»; в сборе макулатуры, итд.
Родители Фатхутдиновой Индиры и Асяновой Джеммы, помогли в организации персональной выставки рисунков. У Индиры мама принимает активное участие в оформлении группы (рисует). Так же стараемся привлекать родителей участие на утренниках. Это помогает создать эмоциональный комфорт в группе и сблизить родителей. В группе мы провели акцию «Подари книгу». Благодаря такой форме работы с родителями, у нас обновилась и пополнилась библиотека группы. И многие другие уголки. Родители и дети, совместно с нами принимают участие в исследовательских работах, в конкурсах стихов в ДОУ и участвовали в конкурсе стихотворений в городской библиотеке; принимали участие в эстафете «Папа, мама и я – спортивная семья».
Инновационные:
- «Почта доверия», где любой член семьи имеет возможность высказать свое мнение и обратиться за помощью не только педагогов, но и специалистов детского сада.
- проектная деятельность;
- размещение информации на сайте ДОУ;
- размещении информации в контакте, в своей группе, созданная родителями;
- общение с родителями в ватсапе, онлайн, размещении объявлений, видео и фотографий.
Для более эффективной работы важно понять и применять на практике принципы взаимодействия с родителями :
• Родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей.
• Единство в понимании педагогами и родителями цели, задач, средств, условий, результата развития ребенка.
• Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
• Доброжелательный стиль общения.
• Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
• Родители – активные участники процесса взаимодействия.
Таким образом, привлекая родителей к сотрудничеству, взаимодействию, я получила:
- расположение и доверие родителей к детскому саду;
-создание общности интересов, эмоциональной взаимопомощи и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
- наиболее благоприятную атмосферу для общения с родителями;
- более успешную и легкую адаптацию детей моей группы;
- творческий потенциал для работы в этом направлении.