Лебедева Наталья
Эффективные технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей раннего возраста
Муниципальное образовательное учреждение
«Запрудненская гимназия»
Структурное подразделение детский сад «Аист»
Доклад
«Эффективные технологии
для формирования предпосылок
функциональной грамотности у детей раннего возраста»
Воспитатель: Лебедева Н. В.
2022 уч. год
«Эффективные технологии
для формирования предпосылок
Публикация «Эффективные технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей раннего возраста» размещена в разделах
функциональной грамотности у детей раннего возраста»
Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которых непрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Одна из главных задач современной системы образования – создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. В Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании» и других нормативных документах сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного, грамотного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Согласно указу президента РФ №474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030г.
Важнейшая стратегическая цель: вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования
• Одно из условий – обеспечение высокого уровня функциональной грамотности обучающихся
Что же такое функциональная грамотность.
«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Алексей Алексеевич Леонтьев
Функциональная грамотность связана с готовностью:
добывать знания;
применять знания и умения;
оценивать знания и умения;
осуществлять саморазвитие.
Какова же цель педагога в этом процессе?
Цель педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.
Задачи:
1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в образовательной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.
2. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).
3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление, память).
4. Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог)
Эффективные технологии в образовательной деятельности для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей раннего возраста.
Дошкольное образование, как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО
Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
Формирование речевой активности дошкольников;
Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
На примере второй группы раннего возраста, я хочу поделиться с вами технологиями, которые мы использовали для формирования предпосылок функциональной грамотности у наших малышей.
Технологии проектного обучения.
В силу возрастных особенностей, в основном проекты в нашей группе направленны на развитие мелкой моторики.
Игры с прищепками, рисование красками с помощью пальчиков, ватных палочек, поролоновых губок. Конструирование из крупного Лего, работа с пластилином и т. д. Особенно детям нравятся сенсорные коробочки с разноцветными макаронами и фасолью.
Технология экспериментирования
В младенчестве и раннем возрасте ведущий тип мышления наглядно-действенное. Оно формируется в процессе манипуляций с разными предметами. Малыши активно изучают разные предметы и пытаются их использовать. Разнообразные ощущения стимулируют деятельность нервной системы и это способствует развитию у детей наглядно-образного мышления.
Для реализации принципов дошкольного образования согласно ФГОС метод экспериментирования соответствует этим возрастным особенностям.
Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности под присмотром взрослого (воспитателя, родителя).
Детское игровое экспериментирование включает эксперименты с:
-песком;
-водой;
-объектами живой природы;
-предметами и материалами.
Немного расскажу о том, что вы видите на фотографиях.
Изучаем свойства воды, холодная-горячая, как меняет цвет, если добавить краску. Какие вещи тонут в воде, а какие нет. Сажаем лук, рисуем одуванчики с помощью коктейльных трубочек. Раскрашиваем снег, наблюдаем, как он тает, если полить теплой водой его, делаем. Зимой делали печенье для птиц, при помощи желатина и много другое.
Какова же цель нашей работы, цель экспериментирования - формирование представлений у детей об объектах живой и неживой природы, через практическое самостоятельное познание
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.
Применение технологии экспериментирования служит для формирования предпосылки естественно-научной грамотности.
Здоровьесберегающие технологии
Ну здесь все предельно ясно. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Применение здоровьесберегающей технологии служит для формирования предпосылок функциональной грамотности в вопросах здоровья.
Технологии игрового обучения
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел.
Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.
Конечно же на слайде показаны не все
В работе с детьми раннего возраста мы так же используем следующие виды игр:
1. Совместные игры с несколькими партнёрами - эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках» и др.) 3. Пальчиковые игры - дети подражают друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.). Они относятся и к здоровьесбрегающим технологиям.
4. Хороводные игры - созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.)
5. Совместные игры с предметами - помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).
6. Игры с правилами - в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.)
8. Настольно - печатные игры — это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", «Парные картинки».
С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.
9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», тактильное пособие «Злаки», и т. д.)
Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;
Благодаря использованию игровых технологий, дети становятся самостоятельнее, активнее, способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их.
Через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций.
Игровая технология служит для формирования предпосылок социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования