МААМ-картинки

Эко-охота-новая технология работы по экологическому воспитанию

Ирина Григорьева
Эко-охота-новая технология работы по экологическому воспитанию

Предлагая педагогическому сообществу данный материал, мы хотели бы решить сразу две задачи: во-первых, познакомить практических работников с интересной формой работы с детьми и родителями по экологии, во-вторых – дать представление о Городском экологическом конкурсе, сформировать интерес к нему, возможно, подготовить будущих организаторов от учреждения.

1. «ЭКО-охота» как современная технология и форма работы с родителями

Публикация «Эко-охота-новая технология работы по экологическому воспитанию» размещена в разделах

Технология «ЭКО-охоты» на базе 135 и 170 детских садов, имеющих хорошие традиции и успехи по экологическому направлению. Однако оказалось, что технология прекрасно работает для различных мероприятий практически по всех образовательным областям, заявленным в ФГОС.

Работа с семьей – это традиционно проблемное направление, требующее постоянного поиска новых, современных, привлекательных для детей и родителей, форм работы. На современном этапе развития общества и техники телефон становится общедоступным гаджетом, а некоторые исследователи называют его уже возможным средством обучения. При разработке нашей новой формы мы сделали ставку именно на общедоступность и массовость телефона, рассматривая его как организующий и мотивирующий момент в реализации поставленных задач.

Итак, основная идея и задача при разработке новой формы была в том, чтобы обогатить совместную прогулку детей и родителей экологическим содержанием, создать условия для организованного и целенаправленного восприятия экологических объектов, для содержательной беседы

Анализ семейных прогулок выходного дня показал, что зачастую такие прогулки бессодержательны, не организованы, не несут развивающей нагрузки. Посредством использования новой современной формы работы возможно организовать семью на творческую работу экологической направленности.

Итак, фотоохота, это технология организованного восприятия экологических объектов, поиска, сбора и оформления информации под заявленную экологическую тему. Воспитатель организует активность семьи в выходной день, реализуя следующий алгоритм действий:

1-й этап. В группе вывешивается объявление для родителей о начале Фотоохоты, ее теме и сроках, дается пошаговая инструкция. С детьми проводится специальная разъяснительная работа. Воспитатель создает мотивацию, ориентирует детей и родителей на конечный результат – создание слайд-шоу и индивидуальный рассказ ребенка («экологический репортаж») перед группой сверстников.

2-й этап. В выходные родители и ребенок, одевшись потеплее и вооружившись телефоном с фотокамерой, выходят на прогулку по району. Вместе с родителями они идут, выискивая экологические объекты заданной тематики. По словам родителей, дети не стояли на месте, активно двигались, искали, комментировали увиденное. Т. е., прогулка решительно отличалась от традиционной; получилось некая совместная экспедиция. Поверьте, ребенок не остановится, пока не найдет удовлетворяющий его представление объект. Далее – родители передают ребенку телефон, и он САМОСТОЯТЕЛЬНО делает снимки объектов.

3-й этап. Дома родители вместе с ребенком отбирают самые удачные кадры. Далее ребенку предлагается составить рассказ о том, что он увидел на прогулке, об этом экологическом объекте. Родители выполняют две функции: во-первых, чуть направляют рассказ ребенка, задавая вопросы экологической направленности. Во-вторых, стараются записать рассказ ребенка, сохраняя его уникальность, лексику, особенность подачи материала. Фото в электронном виде и текст рассказа передаются педагогу.

4-й этап. На нем активную работу проводит эколог или воспитатель ДОУ. Представленные кадры обрабатываются, переводятся в слайды (PowerPoint, рассказ ребенка размещается под слайдом в режиме заметок. Все это делается достаточно быстро, чтобы интерес детей не успел угаснуть, чтобы они могли быстрее поделиться своими впечатлениями и эмоциями от охоты за красивым кадром.

5-й этап. Во второй половине дня, в рамках самостоятельной деятельности, дети приглашаются на фотовыставку. И когда на экране появляется фоторабота ребенка, он встает к экрану и рассказывает о своем фото, как и где было сделано, как они с родителями не только искали и снимали, но и что говорили и хотели бы сделать при взаимодействии с экологическим объектом. И дети обязательно аплодируют фотохудожнику. По окончании эколог подводит с детьми результаты, делает выводы о красоте природы города и природы, об экологических проблемах и реалиях, о том, что можно и в обычном увидеть тему и для красивого кадра, и для помощи природе.

6-й этап. (не обязательный, но в высокой степени мотивирующий и итоговый). Может обобщать конкретный этап фотоохоты, существует в двух вариантах: А) На главном входе, у администратора, выставляется ноутбук, на котором в слайдовом режиме демонстрируются фотоработы детей. Родители видят результат труда своей семейной фотокоманды, дети стоят и гордятся, и комментирую, и показывают свои работы и работы своих друзей. А родители, не принимавшие участие в предыдущей фотоохоте, просто интересуются – и, надеемся, дают себе и своему ребенку обещание в следующий раз побродить с «фоторужьем» на фотоохоте. Б) Формируется сборник – диск с работами детей, который по очереди на просмотр получают дети участвующей группы.

Как видите, технология проста и изящна, построена на современных информационных технологиях, не требует от родителей больших временных и финансовых усилий. Участие в фотоохотах – это дело семейное, дает повод к содержательному эмоциональному общению, совместному поиску, общим переживаниям. В психологии есть термин «послепроизвольное внимание». Это полезный результат- эффект, с которым мы столкнулись, разрабатывая нашу технологию. Дети продолжают поиск, фотографирование. Они не могут спокойно проходить мимо объектов предыдущих охот, обращают внимание на экологические объекты, ищут интересные кадры, которыми можно было бы поделиться!

2. «ЭКО-охота» - Городской экологический конкурс

В 2015 году результаты и технология работы по Фотоохоте была нами представлена участникам Городского проекта «Экомарафон» (координатор - МБОУ ДОД ЦВР «Диалог»). Наш опыт был оценен как продуктивный, возможный к использованию на новом уровне и в новой форме. Так, технология работы была преобразована в форму Городского экологического конкурса «ЭКО-охота».

Основной целью проведения экологического конкурса «ЭКО-охота» является привлечение внимания детей и их родителей к экологическим объектам и проблемам, воспитание экологического самосознания детей, развитие чувства причастности к решению экологических задач

Задачи «ЭКО-охоты» :

Актуализировать и создать условия для осмысления экологических проблем и объектов города Тольятти.

- Создать условия для выражения личного отношения детей к экологии посредством творческого осмысления экологических объектов и проблем.

- Стимулировать творческую инициативу, художественную и поисковую деятельность детей и взрослых, направленную на выражение отношения к экологическим проблемам и объектам.

Формат Городского конкурса очень интересен и нетипичен: это серия охот на предложенную Организатором тему, причём «охотники» соревнуются как между собой в каждом ДОУ, и одновременно идёт соревнование между учебными заведениями. Форма работы по экологическому воспитанию, предложенная в рамках Конкурса, характеризуется следующим:

- массовость участия – количество участников – не ограничено. Более того, широта охвата воспитанников ДОУ Охотой является одним из критериев эффективного участия, приносит свои баллы

- широта состава участников: Участниками экологического конкурса «ЭКО-охота» являются дошкольники (семьи дошкольников) города Тольятти в возрасте 4-7 лет; Участниками экологического конкурса «ЭКО-охота» являются воспитатели, подготовившие эссе по тематике Охоты. Т. о., конкурс организует активность по экологическому направлению детей, родителей, педагогов и администрации ДОУ.

- использование современных методов и технологий работы по экологической направленности, в высокой степени привлекательных как для детей. Так и для родителей

- дистанционные формы работы с семьей и учебными заведениями

- наличие «продукта» - по результатам работы на каждом этапе охоты формируется электронный сборник работ участников.

3. Мастер-класс для Организаторов от учреждения

Одной из ключевых фигур при проведении Городского экологического конкурса «ЭКО-охота» является Организатор от учреждения.

Мастер-класс знакомил участников Марафона с порядком работы Организаторов, был призван сформировать желание принять участие в Конкурсе как руководителя «охотников». Присутствующих познакомили с порядком работы Организатора от учреждения:

-Организатор распространяет по группам информацию о Конкурсе, консультирует педагогов и семьи по технологии проведения.

- Организатор от учреждения отбирает из представленного количества работ 2 работы для представления в Оргкомитет, ориентируясь на следующие критерии: соответствие тематики, оригинальность фотографии, экологическая состоятельность рассказа ребенка.

- Организатор от учреждения формирует слайды, призванные показать массовость участия воспитанников в экологическом конкурсе «ЭКО-охота». Для этого через функцию PrintScrin создаются копии работ и размещаются на слайд по 8 работ на каждом. Количество таких слайдов определяется общей активностью воспитанников ДОУ.

На Организатора ложится ответственная работа по отбору представленных детских работ на основной конкурс. В рамках мастер-класса участникам были предложены реальные работы конкурсантов для отбора.

Т. о., «ЭКО-охота» - это современная, удобная и перспективная форма работы с семьей, которая может быть использована не только по экологическому направлению. Участие в Городском экологическом конкурсе даст детским садам практику организации такой работы, а так же мотивирует семьи и дошкольные учреждения к участию в городских экологических проектах и акциях.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию (из опыта работы) Нужно ли задавать детям вопросы о природе? Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Трубникова Олеся Геннадьевна Воспитатель МДОУ д/с №19 «Улыбка» Южноуральского городского округа Формы работы с родителями по экологическому.

Из опыта работы «Система работы с детьми второй ранней группы по экологическому воспитанию» 1 Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Слайд 2. Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, беднее.

Перспективный план работы по экологическому воспитанию через экспериментирование с водой и песком ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОДОЙ И ПЕСКОМ. РАННИЙ ВОЗРАСТ (1,5 – 3 года). Сентябрь.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы)Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы) Катастрофическое ухудшение экологической обстановки состоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются.

Система работы по экологическому воспитанию Слайд №1 Сегодня я представляю опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Слайд № 2 Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки.

Экскурсия как актуальная форма работы с дошкольниками по экологическому воспитанию Экскурсия как актуальная форма работы с дошкольниками по экологическому воспитанию. Шашерина Людмила Ивановна воспитатель МАДОУ г. Мурманска.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эко-охота-новая технология работы по экологическому воспитанию
Опубликовано: 30 августа 2016 в 04:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД