Анна Иотко
Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение детский сад №3
общеразвивающего вида
города Зеи
Тема. Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников.
Подготовила: Иотко А. В.
воспитатель
2016 год
Экологическая тропа – это специально оборудованный учебный маршрут на природе.
Публикация «Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников» размещена в разделах
Экологическая тропа преследует ряд целей и задач.
Образовательную - расширение у детей знаний об объектах и процессах окружающей нас природы. Здесь особо важно не просто сообщать детям ту или иную информацию о живой и не живой природе, но и научить их самих наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах.
Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения в природе.
Развивающую – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха детей на природе как летом так и в зимний период.
Типы экологической тропы.
1. На территории дошкольного учреждения.
2. В природных условиях.
3. В здании детского сада.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – это включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы, старые пни, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни и т. п.
Этапы создания экологической тропы.
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей.
1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных объектов. Например, нарисовать в кружочках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.
3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа.
4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).
5. Изготовление табличек с рисунками, надписями для видовых точек, природоохранных знаков.
6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Для организации работы на экологической тропе необходимо разработать специальный «паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема – для педагогов, вторая – простая для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фото или рисунки объектов (желательно несколько фото в разное время года). Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народное название, отражение его образа в фольклоре, песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями, животными, роль в жизни людей и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.
Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений.
Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с детьми выбирает «хозяина (или хозяйку)» тропинки – сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Незнайку, Аленушку и т. п.). Этот персонаж помогает в работе на экологической тропе, его можно изобразить на всех табличках. Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма – задания, участвует в театрализованных праздниках. План тропы, выполненный на фанере или листе пластика, можно укрепить у ее начала. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной.
Организация работы с детьми.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и от целей. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты изучаются много раз, особенно в разные времена года. Если проходит ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же преследуется конкретная цель (например, при помощи луп исследовать кору деревьев), то необходимо ограничиться одним объектом.
На тропинке проводятся : наблюдения; элементарные опыты, игры, театрализованная деятельность, развлечения, экскурсии, эколого-оздоровительные походы, труд.
На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав – важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношение человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе свои и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.