Папки-передвижки

Экологическая тропа как форма экологического воспитания детей

Людмила Ивановна Тумаева
Экологическая тропа как форма экологического воспитания детей

Тумаева Л. И., воспитатель

МБ ДОУ Починковский детский сад № 3

Россия, с. Починки

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Методика ознакомления дошкольников с природой рассматривались в трудах С. А. Веретенниковой, Э. И. Залкинд, Л. А. Каменевой, Н. Н. Кондратьевой, В. И. Логиновой, Л. М. Маневцевой, М. М. Марковской и других авторов.

Публикация «Экологическая тропа как форма экологического воспитания детей» размещена в разделах

Экологическое воспитание дошкольников – решается на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства [4, c. 55].

Экологическое воспитание предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально положительного отношения к природе [3, c. 45].

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а так же владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Экологическая культура включает в себя следующие задачи:

экологические знания и умения;

экологическое мышление;

экологически оправданное поведение;

• ценностные ориентации.

Особое внимание при работе с детьми старшего дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношению к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Необходимо объяснить детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. При этом дети должны понять главное: «Земля – наш общий дом, а человек часть природы [1, c. 5].

Для реализации задач экологического воспитания необходимо следовать следующим принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности воспитателей, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию личности.

В детском саду должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой : в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада.

Информация, которую дети получают, должна быть научно достоверной и в тоже время доступной для их понимания.

Работа по данному направлению осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.

Для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, в дошкольном учреждении необходимо создание зон природы или, другими словами, эколого-развивающей среды, создание которой является одним из условий экологического воспитания детей в ДОУ [9, c. 101].

Согласно ФГОС ДО, развивающая образовательная среда должна способствовать социализации и индивидуализации дошкольников. Значимым компонентом такой среды является предметно-пространственное обустройство детского сада, позволяющее реализовать все образовательные области, формировать систему отношений ребенка к окружающему миру

[7, с. 37].

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы. Предметно-пространственная среда должна создавать условия для общения и совместной деятельности детей и взрослых, она должна быть содержательно-насыщенной, доступной и безопасной [16, п. 3.3].

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, предполагающего создание экологической развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ должно быть всё необходимое:

- наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры и пр.);

- уголки озеленения (комнатные растения);

- на участке должны быть созданы условия для выращивания растений и ухода за ними (сад, огород, цветники, ягодники и пр.); должно быть отдельное помещение, оборудованное под уголок живой природы (зимний сад, зооуголок и др.);

- уголок леса;

- экологическая тропа.

В ДОУ должны быть создаются условия для развития у детей элементарных естественнонаучных представлений:

- иметься материалы и приборы для демонстрации и детского экспериментирования (глобусы, карты, макеты, наборы открыток и иллюстраций, настольно-печатные игры, магниты, очки, лупы и др.);

- уголки для детского экспериментирования (в том числе для игр с водой и песком и др.) [7, с. 94].

Успех экологического воспитания в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. При организации работы в разных объектах эколого-развивающей среды необходимо использовать различные методы и формы работы с детьми.

Можно использовать такие формы работы как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов, а так же прохождение специально разработанного экологического маршрута экологической тропы.

Экологическая тропа – один из важнейших компонентов экологической развивающейся среды. В дошкольных учреждениях она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

В литературе по экологическому образованию дошкольников нет однозначного, четкого определения экологической тропы. Этот вопрос актуален для дошкольного экологического образования. Автор программ, методик по экологическому образованию дошкольников рассматривают экологическую тропу как «экологическое пространство» позволяющее проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период [6, с. 51].

Н. Н. Кондратьева определяет экологическую тропу – как специально оборудованный и тщательно изученный путь, в местах, где окружающая живая природа позволяет передавать знания о естественных явлениях и объектах, создавать предпосылки для развития экологического мышления, экологически целесообразного поведения в природе [5, c. 53].

В. В. Смирнова считает, что экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу

[13, с. 13].

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми, экскурсии, походы для формирования экологического сознания, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе [14, c. 41].

Природа оказывает на ребенка не только воспитательное, но и оздоровительное воздействие. Поэтому уже с дошкольного возраста надо учить детей правильно относиться к окружающей среде, а значит и к своему здоровью [17, c. 13].

«Школой радости» назвал общение детей с природой педагог В. А. Сухомлинский [15, c. 76].

Экологическая тропа — это подготовленный выход в природу. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. И если работу на экологической тропинке организовать интересно и содержательно, тогда можно решить многие задачи экологического образования [10, c. 56].

Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения, школьников и дошкольников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку.

В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Они выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что экологическое воспитание дошкольников – решается на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства. Для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, в дошкольном учреждении необходимо создание зон природы или эколого-развивающей среды, создание которой является одним из условий экологического воспитания детей в ДОУ.

Для решения экологических задач можно использовать разные формы работы с детьми. Одной из эффективных форм является прохождение специально разработанного экологического маршрута экологической тропы. Так как она играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми, экскурсии, походы для формирования экологического сознания, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой, без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой, бережно и эмоционально относиться к ней.

Грамотное оформление экологической тропы на территории детского сада позволяет педагогам эффективно организовать процесс экологического образования, так как большая часть экологических занятий должна проводиться на свежем воздухе [12, c. 42].

Хорошо продуманное оборудование экологической тропы позволяет педагогам даже обычную прогулку использовать для ознакомления дошкольников с новым материалом, закрепить пройденный, воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к окружающему миру, развивать его ощущения и учить видеть новое в привычных объектах.

Организуя работу на экологической тропе с детьми старшего дошкольного возраста, решаются взаимосвязанные задачи обучения, воспитания и развития :

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе;

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций; восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, многообразие значений природы, ценность общения с природой;

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь – уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Исследованиями педагогов и психологов доказано, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде [11, c. 18].

Самостоятельный или совместный с воспитателем труд на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, то есть приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры [8, с. 6].

Однако достаточно: детям нужен минимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней дают гораздо больший эффект.

Опыт работы показывает, что знания дошкольников должны строиться на информации об окружающих, доступных и знакомых им объектах. Только в этом случае информация будет личностно значимой и трансформируется в деятельность ребенка.

Работа на экологической тропе тесно связана с развитием эмоций у детей, умения удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, умении видеть красоту окружающего мира. Для экологии характерна высокая степень интеграции, поэтому в содержании экологического образования дошкольников включаются элементы географических, исторических знаний, искусства.

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу также можно на экологической тропе, где ребенок познает окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости, существующие в природе: наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы, он активно взаимодействует с ними.

Только наблюдая, ребенок увидит, что в природе все растения помогают друг другу. Главное условие успеха все в том же разнообразии, необходимо только создать им условия для этого. Нет плохих или хороших растений, животных, почв и климатических зон. У всего, даже у камня, есть свое предназначение. Важно понять, как это работает [2, с. 61].

Таким образом, экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста:

-наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе;

- изучать живые объекты в их естественном природном окружении;

- получить навыки простейших экологических исследований;

- понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга.

Работа на экологической тропе позволяет решить практически все задачи экологического образования дошкольников, что дает возможность рассматривать экологическую тропу как средство экологического образования детей дошкольного возраста.

Требования к выбору маршрута.

Привлекательность тропы для детей складывается из трех компонентов: красоты природы, своеобразия природы, разнообразия природы. Каждая тропа должна быть индивидуальна и интересна для детей.

Доступность для детей – одно из самых главных требований при выборе маршрута экологической тропы. Она не должна быть сложной и представлять опасность для прохождения.

Информативность, то есть способность удовлетворять познавательные способности детей.

В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих растений (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес, болото, река, места регулярного скопления насекомых, кротовины, норки животных, кузнецы дятла.

В качестве примеров взаимодействия человека с природой может быть показаны места отдыха и его последствия для растений и животных ( отрицательный пример: вытоптанные участки, мусор, костры, замусоренные водо мы, поваленные людьми деревья; положительный пример: специально оборудованные чистые места отдыха, охрана муравейников). Прокладывание экологической тропы следует начинать с обследования участка природы, выявление экскурсионных объектов, смотровых точек и создания проекта тропы. От этих находок будет зависеть направление движения. Маршрут может быть извилистым, главное, чтобы объекты, включенные в него, были типичны для местной природы, и хорошо видны детям. В естественных условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа, поэтому в состав троп мы включили точки на повышенных и пониженных участках. Тропу нужно беречь. Для этого необходимо выработать, и заучить с детьми ряд правил поведения в природе.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз. На тропе можно проводить наблюдения, игры, экскурсии. Свои впечатления об увиденном дети могут выражать в рисунках.

Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На большом листе рисуется подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Их обмеряют, обозначают на плане. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Таким образом, создается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками и надписями. Картосхема – обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми [6, c. 13].

При составлении карты-схемы троп для детей с нанесением маршрута и всех его объектов в виде рисунков с символами, желательно включить небольшое количество информации, чтобы дети могли самостоятельно разобраться в схеме.

Следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них – соблюдение тишины». Следующая заповедь – терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением, животным). Третья заповедь – это внимательность (учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей)

[8, c. 44].

Таким образом, оздоровительное, воспитательное и образовательное значение экологических троп многообразно, но большое значение имеет правильная организация и педагогическое мастерство воспитателя.

Хорошо продуманное оборудование экологической тропы позволяет педагогам даже обычную прогулку использовать для ознакомления дошкольников с новым материалом, закрепить пройденный, воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к окружающему миру, развивать его ощущения и учить видеть новое в привычных объектах.

На тропе можно проводить наблюдения, игры, экскурсии. Все это способствует воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и дает возможность рассматривать экологическую тропу как средство экологического образования детей дошкольного возраста.

Список использованных источников

1. Авдеева, Н. Н., Князева, О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – Детство-Пресс, 2019 – 144 с.

2. Букина, В. О. Пространство детского сада: познание и экология / В. О. Букина. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.

3. Захлебный, А. Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания /А. Н. Захлебный. М. : Знание, 1986.

4. Кондратьева, Н. Н. Мы. Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева. - Детство-пресс, 2006. – 240 с.

5. Маркова, Т. А., Кондратьева, Н. Н. Мы. Программа экологического образования детей. / Т. А. Маркова, Н. Н. Кондратьева – Детство-Пресс, 2006. – 240 с.

6. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева - М. : Академия, 2013. – 272 с.

7. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Для работы с детьми 3-7 лет / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.

8. Николаева, С. Н. Совместная деятельность взрослого и детей. / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2015. - №3 – С. 36-37.

9. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. - М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.

10. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. Вузов / Т. А. Серебрякова - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с.

11. Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. П. Симонова. – М. : Академия, 2000 – 160 с.

12. Сластенина, Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя / Е. С. Сластенина. - М. : Просвещение, 2010.

13. Смирнова, В. В., Балуева, Н. И., Парфенова, Г. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Программа и конспекты занятий / В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфенова - Изд. «Союз» - 2014. – 208 с.

14. Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа / О. А. Соломенникова - М. : Мозаика-Синтез, 2017

15. Сухомлинский, В. С. Родительская педагогика. Воспитание детей / В. А. Сухомлинский – Изд. «Питер» - 2017

16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravobraz.ru

17. Чижова, В. П., Петрова, Е. Г., Рыбаков, А. В., Экологическое образование (учебные тропы) / В. П. Чижова, Е. Г. Петрова, А. В. Рыбаков // Сб. «общество и природа» МГУ, 2011

Публикации по теме:

Фотоотчет «Наша экологическая тропа»Фотоотчет «Наша экологическая тропа» В нашем детском саду тоже появилась экологическая тропа, а чтобы нашим воспитанникам и их родителям было удобно на ней ориентироваться,.

Спортивно-экологический квест с участием родителей «Поход в рощу. Экологическая тропа» (разновозрастная группа детей с ЗПР)Спортивно-экологический квест с участием родителей «Поход в рощу. Экологическая тропа» (разновозрастная группа детей с ЗПР) Методическая разработкаПоход в рощу «Экологическая тропа» (спортивно-экологический квест с участием родителей, разновозрастная группа ЗПР)Цель:.

Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе»Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе» В нашем детском саду много лет функционируют, живут и развиваются экологические станции: "Птичий двор", "Огород", "Цветочные истории",.

Я и природа. Экологическая тропа.Я и природа. Экологическая тропа. Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность.

Наша Экологическая тропаНаша Экологическая тропа Формирование экологической культуры у детей происходит только при благоприятном природном и социокультурном окружении. Нашему детскому.

Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ»Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ» Цель:формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям,.

Экологическая тропа. «Отель для насекомых»Экологическая тропа. «Отель для насекомых» На территории нашего детского сада разработана экологическая тропа, которая позволяет наглядно познакомить дошкольников с разнообразными.

Экологическая, или природная, тропаЭкологическая, или природная, тропа Экологическая, или природная тропа Цель создания и прокладки экологической тропы заключается в создании условий для формирования у ребенка.

Экологическая тропа «Лаборатория»Экологическая тропа «Лаборатория» Примерные игры на свежем воздухе в виде экспериментирования, как с водой, так и с песком. Игры - эксперименты с песком «Откуда берётся.

Экологическая тропа «В гостях у Потапыча»Экологическая тропа «В гостях у Потапыча» Всем привет! На участке детей младшей группы гостей и детей ждет сказочный герой- медведь Потапыч, со своими полосатыми друзьями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая тропа как форма экологического воспитания детей
Опубликовано: 8 ноября 2022 в 10:25
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД