Лучший педагог года

Экологическая тропа как элемент окружающей среды

Ирина Пичугова
Экологическая тропа как элемент окружающей среды

И. В. Пичугова

Выступление на научно-практической конференции ««Развитие педагогического потенциала как фактор обновления качества образования»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня. В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Проблеме экологического воспитания дошкольников посвящены многие отечественные исследования – Саморукова П. Г., Кондратьева Н. Н., Воронкевич О. А., Рыжова Н. А., Николаева С. Н. В настоящее время идет поиск путей экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Публикация «Экологическая тропа как элемент окружающей среды» размещена в разделах

Мы считаем, что экологическая тропа является одной из эффективных форм для формирования у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, проведения исследовательской деятельности. Сегодня дошкольники многих детских садов уверенно путешествуют по экологическим тропам большим и малым, наблюдают за природой и с удовольствием исследуют ее. Появившись впервые как тропа для взрослых, этот элемент развивающей предметной среды стал очень популярным в дошкольных учреждениях. Потому что помогает реализовать очень важную педагогическую идею — воспитание ребенка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропинке дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное — появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять!

Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в нашем детском саду №16 «Росинка», на которой созданы условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Всего на экологической тропе, которая проходит на территории детского сада, 22 остановки. Остановки имеют свои названия (лекарственные травы, берёзовая роща, муравейник, многолетники и т. д.). На каждой остановке разработан цикл занятий с использованием загадок, пословиц, стихов с описанием растений, иллюстративного материала, сказок познавательного характера. На занятиях-экскурсиях используются игровые приёмы, методы моделирования, методы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) : игры «Хорошо — плохо», «Теремок» и др.

Чтобы определить уровень знаний детей о животном и растительном мире, провели диагностику. Критерии диагностики составлены в соответствии с программой «Детство», по которой работает наш детский сад. Диагностические задания были подобраны по возрастам на каждой остановке. В результате был выявлен очень низкий уровень знаний закономерностей, лежащих в основе природных явлений, какие растения растут рядом, как они называются, какую пользу приносят, как о них нужно заботиться.

Встала проблема:

повысить интерес к миру природы, дать знания о нем, развивать речь и мышление детей;

дети выпускаются из детского сада и как бы забывают правила поведения в природе и, находясь на территории детского сада в неурочное время, ломают ветки, рвут цветы, сорят. Я думаю, что эта проблема может решаться только совместно со школой.

Поэтому назрела потребность в создании проекта «Войди в природу другом».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формировать осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые непосредственно окружают ребёнка в определённое время года.

Дать детям систематические знания о растениях, которые растут на территории детского сада, на основе экологической тропы.

ЗАДАЧИ:

1. Создать Красную книгу детского сада.

2. Систематизировать знания о явлениях в природе на основе экологической тропы.

3. Формировать экологическую культуру ребёнка (заботиться о растениях и животных, бережно относиться к природе).

В рамках проекта проведены мероприятия:

Тематические занятия, прогулки, экскурсии («В гости к белым берёзам», «Здравствуй, дедушка Тополь», «Лето к нам пришло», «Войди в природу другом», «В гости к маленьким друзьям» «Зелёная аптека» и т. д.)

Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе.

Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание срезов).

Уход за цветами на экологической тропе.

Уборка мусора на экологической тропе.

Акция для родителей и детей: «Дерево моего детства», «Сбор лекарственных трав» и т. д.

Совместное придумывание экологических сказок.

Создаётся Красная книга «Защити меня малыш».

Дети знают о жизни растений на территории детского сада в разные времена года. Разработаны методические пособия по воспитанию экологической культуры дошкольника (конспекты занятий, план по наблюдениям и экспериментированию, есть начало исследовательской работы с детьми). Например – на нашем участке растут разные виды клёнов, (американский и обыкновенный). Мы наблюдаем за ними в разные времена года, защищаем, заботимся о них. При этом сравниваем листья (ствол, ветки, высоту, семена и т. д.). Во время исследования решаем многие вопросы. Привлекаем родителей к воспитанию экологической культуры детей. (презентация экологической тропы).

Разработана схема экологической тропы в текстовом и электронном вариантах. Наблюдаемые природные объекты представлены в разные времена года, что позволяет познавать закономерности лежащие в основе природных явлений, единство и многообразие живых существ, изменение и развитие природы, а также влияние человека на природу.

Презентация экологической тропы помогает : развивать эстетические чувства, связанные с красотой природы; подчеркнуть своеобразие и неповторимость каждого объекта.

По итогам исследовательской работы сделаны следующие выводы:

- Развитие познавательных интересов у детей появляется от создания у них интереса к объекту наблюдения, на основании грамотно построенных вопросов, задаваемых им во время бесед, рассматривания и сравнивания объектов.

- Дети получили большой объем знаний, стали более раскрепощенными, охотно беседуют на экологические темы между собой.

Хочется сказать о той работе, которую мы провели с родителями. Ведь не секрет, что воспитателю трудно работать без единомышленников. Родители с интересом отнеслись к тому, что дети расширят знания о мире природы. Педагоги предложили рекомендации по организации домашних прогулок и содержанию животных дома.

Кроме того, было проведено открытое занятие «Сбережем окружающую природу». Родители с удовольствием наблюдали за своими детьми, слушали их ответы и одобрили работу по экологическому воспитанию.

Проведя работу, мы повторили диагностику знаний детей. Сравнительный анализ показал более высокий уровень знаний на конец года. Знания детей о животных: высокий уровень - 36,8%, средний уровень - 61,2%, низкий уровень – 2%; о растениях: высокий уровень -53,6%, средний уровень - 44,4%, низкий уровень – 2%.

Результаты:

создана система работы по экологическому воспитанию детей 3-7 лет;

расширились и обогатились знания детей об окружающей природе;

дети стали проявлять познавательный интерес к явлениям природы, их закономерности, активно мыслить ( стали задавать проблемно-поисковые вопросы: зачем? почему? где, ответы дошкольников стали более развернуты;

дети бережнее относятся к живой и неживой природе

в ходе общения установился тесный контакт с детьми и родителями;

Литература

1. Зенина Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ (игровые и семинары по экологической культуре) – М. : ООО «Центр педагогического образования», 2008

2. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду (методические рекомендации(. М. : ООО «ТЦ Сфера», 2008

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М. : Академия,1999

4. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами. – «Карапуз», 2005

5. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007

6. Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007

7. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.

8. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007

9. Шорыгина Т. А. Лекарственные травы. Какие они? — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007

10. Шорыгина Т. А. Травы. Какие они? — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007

Публикации по теме:

Фотоотчет «Наша экологическая тропа»Фотоотчет «Наша экологическая тропа» В нашем детском саду тоже появилась экологическая тропа, а чтобы нашим воспитанникам и их родителям было удобно на ней ориентироваться,.

Фотоотчет «Экологическая тропа» в разновозрастной группе от 3 до 6 летФотоотчет «Экологическая тропа» в разновозрастной группе от 3 до 6 лет Людмила Редькина Фотоотчёт. Знакомство с окружающим миром «Экологическая тропа». (разновозрастная группа от 3 до 6 лет) Цель: Развитие у.

Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе»Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе» В нашем детском саду много лет функционируют, живут и развиваются экологические станции: "Птичий двор", "Огород", "Цветочные истории",.

Я и природа. Экологическая тропа.Я и природа. Экологическая тропа. Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность.

Наша Экологическая тропаНаша Экологическая тропа Формирование экологической культуры у детей происходит только при благоприятном природном и социокультурном окружении. Нашему детскому.

Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ»Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ» Цель:формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям,.

Экологическая тропа. «Отель для насекомых»Экологическая тропа. «Отель для насекомых» На территории нашего детского сада разработана экологическая тропа, которая позволяет наглядно познакомить дошкольников с разнообразными.

Тропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времениТропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времени Уважаемые, коллеги!Скоро закончится учебный год и начнётся лето, прекрасная пора отдыха. Но наша с вами работа не заканчивается никогда.

Экологическая, или природная, тропаЭкологическая, или природная, тропа Экологическая, или природная тропа Цель создания и прокладки экологической тропы заключается в создании условий для формирования у ребенка.

Конспект «Экологическая тропа весной» для средней группы Цель: Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, рассмотреть объекты экологической тропы веной, формировать заботливое отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая тропа как элемент окружающей среды
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 22:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД