МААМ-картинки

Экологическая тропа в ДОУ

Натали Зубко
Экологическая тропа в ДОУ

Экологическая тропа в ДОУ

Формирование у детей ответственного отношения к природе, чувства сопричастности ко всему живому – сложный и длительный процесс, который предполагает взаимодействие детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и растительного мира. Ведь именно такой непосредственный контакт детей с природой оказывает неизгладимое впечатление на ребенка. Каждый ребенок в глубине души своей – исследователь, и те открытия живой и неживой природы, которые он совершает, постепенно формируют общую картину окружающего нас мира.

Публикация «Экологическая тропа в ДОУ» размещена в разделах

СЛАЙД 1-2

Нас заинтересовала проблема использования в образовательном процессе ДОУ исследовательской проектной деятельности потому, что на сегодняшний день современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы.

Началом работы по осуществлению экологически исследовательского проекта стало проведение мониторинга уровня сформированности экологических представлений детей. Данные показали, что у 34% детей - низкий уровень экологических знаний, средним уровнем обладает 26% детей, 40% - имеют высокий уровень.

Затем, во всех группах было проведено анкетирование родителей, которое показало, что лишь 34% процентов родителей бывает с детьми на природе, 34% читает ребенку литературу по данной теме, 43%- не знают, как приобщать ребенка к природе, и 29% - не уверены в том, получает ли их ребенок знания об окружающем мире в детском саду.

Исходя их результатов мониторинга, нами был сделан вывод о том, что у детей не - достаточно сформирована экологическая культура, следовательно, используемые нами методы не эффективны и это связано с отсутствием новых современных подходов в организации воспитательно-образовательного процесса при формировании экологической культуры у дошкольников. СЛАЙД 3-5-

Все это привело нас к выводу о том, что необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию экологической культуры и познавательных способностей детей. Мы стали вовлекать своих ребят в исследовательскую деятельность и творческие занятия, чтобы они могли научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, и заметили, что исследовательская деятельность вызывает у наших дошколят неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она и стала занимать одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей нашего ДОУ.

Ведь исследуя и проводя различные опыты наши ребята получают возможность удовлетворить присущее им любопытство, практикуются в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире. СЛАЙД 6-8

Проводя опыты, ребята получают возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». И выполняя их чувствуют себя ученными а не находятся в роли наблюдателей.

В план экспериментальной деятельности были включены такие направления как: СЛАЙДЫ 9-14

• Эксперименты с водой, где дети исследуют и узнают её тайны, знакомятся со свойствами воды, способностью окрашиваться, менять вкус, запах и т. д. и делают выводы.

• Эксперименты с воздухом, где на собственных примерах дети понимают, что воздух легче воды, занимает место, прозрачен и многое другое.

• Опыты с почвой, где дети выясняют значения почвы для человека, растений, живых организмов.

• Опыты с песком, глиной, где дети знакомятся со свойствами песка, глины.

• Опыты с разными материалами, где дети исследуют различные свойства бумаги, дерева, тканей, металла

• Углубляют и систематизируют знания о животных, птицах, растительном мире.

Воспитатели каждой группы ведут работу по инновационной деятельности, она направлена на развитие поисково-познавательной деятельности как основы интеллектуально-личностного, творческого развития и называется «Юные исследователи». В рамках инновационной деятельности был разработан тематический план работы с детьми. СЛАЙД 16

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Родителям предлагалась познавательная литература, буклеты с опытно-экспериментальной деятельностью, в которых содержались описание опытов и экспериментов для проведения с детьми в домашних условиях, также работа с родителями проводится в форме творческих мастерских, родительских собраний, проектной деятельности; организации различных мероприятий с участием родителей (участие в акциях, создание плакатов, газет); ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей). СЛАЙДЫ 16-19

Итогом реализации проекта по формированию экологической культуры наших дошкольников было, создание на территории детского сада экологической тропы. Создание экологической тропы на территории ДОУ – полезная и интересная работа. К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают ее своей, проявляют больший интерес. СЛАЙД 20

Возле каждого объекта экологической тропы выставлена табличка с названием. Информация на табличках короткая и выразительная. Маршрут экологической тропы может меняться в зависимости от преследуемых целей. Вначале экскурсоводом является сам педагог, а по мере обогащения и приобретения детьми опыта они сами справляются с данной ролью.

СЛАЙД 21

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные и искусственно созданные педагогами и родителями. СЛАЙД 22 Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время мы посещаем различные точки. В младшей группе мы проводим занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. В этом помогают наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, бархатцев.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Мы ставим задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляем в организованной образовательной деятельности в группе.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно используем время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Дети подготовительной группы стали настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада.

Таким образом, на тропе в зависимости от возраста детей мы проводим наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии. Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение 40 лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, трав и мхов. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. Наш участок достаточно большой, поэтому мы воссоздали на нем фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для нашей Кубанской местности (кубанский дворик, калинник, водоем, березовую рощу). Это помогает педагогам знакомить детей с представителями местной флоры и фауны, лесными и луговыми экосистемами. СЛАЙД 31

Опыт работы над проектом показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям, что доказывают результаты мониторинга 2014-2016 г.

Высокий уровень возрос из - 40%, 2014 до - 80%. в 2016. Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру. Увеличилось число детей, которые считают животных и растения самоценными живыми существами, правильно оценивают последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, научились сопереживать в различных ситуациях, выражали доброжелательность по отношению к непривлекательным представителям животного и растительного мира. У детей проявилось желание позитивно взаимодействовать с живыми существами, учитывая их типичные особенности, самостоятельное взаимодействие с животными и растениями приобрело гуманный характер.

Результаты итогового анкетирования родителей показывают, что большинство родителей стали чаще бывать с детьми на природе - 72%; у 79% родителей сформированы представления о том, как воспитывать ребенка в гармонии с природой; 93%- уверены в том, что их ребенок получает знания об окружающем мире в детском саду. СЛАЙД 31

Таким образом, анализ и результаты работы по реализации данного проекта показывают, что такая организация работы взрослого и ребенка по формированию основ экологической культуры у детей позволила нам добиться устойчивых положительных результатов. И на вопрос: «Кто должен охранять природу?» – воспитанники нашего, детского сада отвечают – «Я!», что и является наивысшим результатом данной деятельности.

Но мы не заканчиваем работу над реализацией данного проекта и в дальнейшем наметили перспективу развития инновационного экологического проекта :

1. Создание уголков природы разных климатических поясов.

2. Уголок «Замечательный сорняк».

3. Создание альбома «Экологические сказки»

4. Проведение экологических акций : «Чистый участок», «С днем рождение земля», «Животные нашего края» и др.

5. Оформление вместе с детьми «Жалобной книги природы».

6. Создание фильмотеки «Всезнайка»

Публикации по теме:

Планирование развлечения «Экологическая тропа в ДОУ» Экологическая тропа в ДОУ В наши дни экологическое воспитание подрастающего поколения – актуальная проблема. Чтобы сберечь Землю, надо.

Проект «Экологическая тропа» Проект «Экологическая тропа» Актуальность проекта Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное.

Проект «Экологическая тропа» Проект «Экологическая тропа» Актуальность проекта Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное.

Проект «Экологическая тропа» «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Кудряшова Вероника Аркадьевна.

Проект «Экологическая тропа на участке ДОУ»Проект «Экологическая тропа на участке ДОУ» Проект «Экологическая тропа участка группы «Звездочки» Экологическая тропа на участке детского сада Вид проекта: досугово-познавательный.

Экологическая тропа Создание экологической тропы на территории нашего детского сада способствует повышению познавательного уровня дошкольника. Знания, которые.

Презентация «Экологическая тропа» Экологическая тропа МДОУ "Д. с. №83 о. в. " г. Магнитогорска Цели и задачи: Формировать у дошкольников понимание самоценности природы; Осознование.

Приобщение детей к экологической культуре. Экологическая тропа ДОУПриобщение детей к экологической культуре. Экологическая тропа ДОУ Природа- это лучшая из книг. написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Гарин Н. (Гарин-Михайловский) Приобщение детей дошкольного.

Экологическая тропа (фотоотчет)Экологическая тропа (фотоотчет) .

Экологическая тропа в ДОУЭкологическая тропа в ДОУ «Услышать, увидеть, понять и сберечь» - эта фраза может стать девизом экологического воспитания дошкольника. Влияние окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая тропа в ДОУ
Опубликовано: 22 января 2018 в 18:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД