Папки-передвижки

Экологическая тропинка как средство формирования у дошкольников экологической культуры и любви к родному краю

Елена Стёпина
Экологическая тропинка как средство формирования у дошкольников экологической культуры и любви к родному краю

«Любовь к Родине начинается с любви к природе» (К. Паустовский).

Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка, ориентирующую педагога на его индивидуальные особенности, на сохранение уникальности и самоценности дошкольного периода детства.

Публикация «Экологическая тропинка как средство формирования у дошкольников экологической культуры и любви к родному краю» размещена в разделах

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.

В своей работе мы используем разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой – наглядные (наблюдения, практические (опыты, исследования, моделирование, дидактические игры, словесные игры, труд в природе, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы.

В ходе работы коллектив столкнулся с рядом проблем:

1. Не хватает ресурсов для проведения экскурсий: детский сад находится на большом расстоянии от природных объектов - лес, река и др.

2. Обследование территории показало отсутствие объектов, в полной мере позволяющих осуществлять экологическое образование воспитанников (кроме метеоплощадки).

3. Созданная несколько лет назад экологическая тропинка не отвечает современным требованиям, отсутствует летняя лаборатория, модели природных сообществ.

Диагностика детей показала, что только 22% имеют высокий уровень экологических представлений.

В целях устранения вышеназванных проблем педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения принял решение разработать проект по созданию экологической тропинки, как одной из современных форм воспитания и образования детей, которая способствует формированию у дошкольников экологической культуры и любви к родному краю.

Территория нашего учреждения имеет достаточно обширную площадь - 0,9 га, что позволяет ее широко использовать для экологической работы с детьми.

Цель проекта: создание экологической тропинки как средства ознакомления дошкольников с природой, формирования экологической культуры и любви к родному краю через специально организованную детскую деятельность.

Задачи 1. Создать экологическую тропинку, обустроить её объекты согласно современным требованиям.

2. Познакомить дошкольников с разными объектами живой и неживой природы и показать их взаимосвязь.

3. Обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропинки путем вовлечения их в исследовательскую и практическую деятельность.

4. Способствовать формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края.

5. Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе.

6. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах создания эколого-развивающей среды.

7. Привлечь к реализации проекта родителей воспитанников детского сада.

8. Повысить уровень экологического просвещения детей и взрослых.

Ожидаемые результаты:

1. Создана экологическая тропинка, обустроены её объекты, установлены природоохранные знаки, указатели, карта-схема.

2. Дошкольники вовлечены в исследовательскую и практическую деятельность.

3. Организованы экскурсии для дошкольников по разработанному маршруту.

4. Создана методическая копилка, размещены материалы на сайте учреждения для детей, педагогов и родителей.

5. Повысился уровень экологических представлений у детей,

компетентность педагогов и родителей.

Участники проекта: дети, их родители и педагоги.

Срок реализации: май – октябрь 2017 года.

Продукт проектной деятельности – экологическая тропинка на территории детского сада.

Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Вначале был проведен анализ территории детского сада, выявлены свободные площади. Разработан маршрут, который проходит через различные природные объекты. Составили паспорт, схему экологической тропинки и план работы. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропинки – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.

Мы приняли участие в открытом публичном конкурсе, который проводит Госкорпорация «Росатом» среди некоммерческих организаций по разработке и реализации социально значимых проектов. Наш проект вошел в число победителей и нам были выделены благотворительные средства на его реализацию. За счет этих средств мы закупили необходимое оборудование.

На основном этапе оформили видовые точки и объекты экологической тропинки, организовали работу с детьми.

Стенд с изображением схемы экологической тропинки находится в начале маршрута. Возле каждой видовой точки выставлена табличка с названием и рисунком-обозначением. Размещены природоохранные знаки с целью воспитания у детей бережного отношения к природе.

Мы оборудовали выносную мини-лабораторию: микроскоп, лупы, песочные часы, ванночки, пробирки, материалы для опытов. Цель - проведение опытов и экспериментов, изучение коллекций, гербариев и др. Дети проводят элементарные опыты и эксперименты под руководством взрослых, что позволяет им устанавливать взаимосвязи между природными объектами и процессами.

Для оборудования видовой точки «Деревенское подворье» мы приобрели фигуры домашних животных и птиц, декоративный забор, декоративную тележку, макет деревенского дома. Цель - знакомство детей с домашними животными и птицами, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, даем представление о содержании и кормлении домашних животных, учим понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.

«Сухой ручей» с декоративным мостиком вносит в ландшафт эстетическое разнообразие. Фигурки лягушки, уток, насекомых дополняют композицию. Используя иллюстративный материал, педагог проводит беседы об обитателях прудов, о водных растениях, обсуждает и проигрывает с детьми различные ситуации, разучивает пословицы, стихи и поговорки, читает экологические сказки. С помощью данного объекта экологической тропы дети узнают о возникновении и строении рек и ручьев, условиях их существования.

Альпийская горка - это один из способов украшения ландшафта. Цель ее создания - показать сочетание разных оттенков зелени, ярких цветов и серых камней, помочь увидеть красоту окружающего мира. Здесь дети наблюдают за ростом и развитием растений, знакомятся со свойствами камней.

Проводя работу с детьми на клумбах и цветниках, мы формируем у них бережное отношение к природному окружению, интерес к природе, выращиванию декоративных растений; даем понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формируем желание оказывать помощь взрослым в экологической деятельности; закрепляем правила ухода за растениями во время посадки и полива.

На территории нашего ДОУ имеется метеоплощадка. Цель ее создания - учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы. Объектами для проведения наблюдений стали солнечные часы, термометры, дождемер, флюгер, растения. Дети учатся «предсказывать» погоду, сравнивая полученные данные, делают выводы и сверяют прогноз с реальными результатами. Это помогает им разобраться в причинно – следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.

Всего на нашей экологической тропинке 28 видовых точек.

Мы приобрели литературу, оформили альбомы и папки с иллюстрациями, которые используем для экологических бесед с детьми, практических, творческих занятий.

Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

Экологические беседы

Экологические игры

• Наблюдения за объектами природы

• Элементарные опыты

• Развлечения

• Экскурсии по экологической тропе

• Решение экологических ситуативных задач

• Трудовой десант

• Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, проведению выставок

• Чтение произведений о животных и растениях

• Продуктивная деятельность

• Составление сказок

На заключительном этапе мы провели экологический праздник «Путешествие в цветочную страну» и экологическую информационную акцию «Сохраним природу!».

В результате реализации проекта:

• значительно вырос уровень экологических знаний о природе Смоленского края,

• повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Мы провели повторную диагностику, которая показала, что 46% детей имеют высокий уровень экологических представлений. Опрос родителей показал, что 80% оценивают благоустройство территории детского сада по высшему баллу.

Чтобы достигнуть высоких результатов, мы продолжаем работать.

Перспективы развития проекта

1. Продолжать разработку сценариев образовательных мероприятий на экологической тропинке.

2. Составить перспективный план мероприятий на экологической тропинке с учетом комплексно-тематического планирования.

3. Обобщить и распространить опыт работы по экологическому воспитанию

Ежегодно мы проводим внутрисадовский смотр-конкурс лучших участков, цветников и огорода. Принимаем участие в муниципальном конкурсе на лучший участок. Наши дети активно участвуют во всероссийском экологическом конкурсе «Человек и природа».

В этом году мы получили благодарственное письмо Главы нашего муниципального образования за благоустройство территории.

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс. Работа в рамках организации экологической тропы ДОУ позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить относиться к ней бережно, помогать родной природе, учить ценить ее красоту.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра как основное средство формирования экологической культуры у дошкольника СЛАЙД № 1 В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее,.

Знакомство дошкольников с произведением П. И. Чайковского «Времена года» как условие привития любви к родному краю «Влияние музыки на детей благоприятно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них…» В. Г. Белинский Восприятие музыки.

Фотоотчет об экологической викторине для дошкольников подготовительной группы «Экологическая тропинка»Фотоотчет об экологической викторине для дошкольников подготовительной группы «Экологическая тропинка» Фото отчет экологической викторины для дошкольников подготовительной группы «Экологическая тропинка». Воспитание экологической культуры.

Консультация «Лэпбук как средство формирования экологической культуры у дошкольников» Тема моей консультации: "Лэпбук, как средство формирования экологической культуры у дошкольников ". Детский сад является первым звеном.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников» Цель–представление опыта педагогической деятельности по ознакомлению детей с элементарными экологическими представлениями через экологические.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» Корниенко Ольга Васильевна Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников».

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников» Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Мастер-класс для воспитателей «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27» МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей «Экологическая сказка,.

Экологическая акция как средство формирования культуры труда дошкольников в природе Экологическая акция как средство формирования культуры труда дошкольников в природе. Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 311 Валиева Ирина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая тропинка как средство формирования у дошкольников экологической культуры и любви к родному краю
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 11:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД