МААМ-картинки

Экологический исследовательский проект по охране птиц зимой «Прилетайте в гости к нам!»

Татьяна Логвянкова
Экологический исследовательский проект по охране птиц зимой «Прилетайте в гости к нам!»

Проблема

У детей не сформированы элементарные представления о зимующих птицах нашего города Суджа. Дети владеют небольшим запасом знаний о среде обитания птиц, о том, зачем заботиться о них в зимний период, как они сами могут помочь птицам.

Актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, в период дошкольного детства, когда происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

Публикация «Экологический исследовательский проект по охране птиц зимой „Прилетайте в гости к нам!“» размещена в разделах

Приобретённые в дошкольном детстве знания о окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формированию характера и любви к живой природе. Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи, синицы. Дети с интересом наблюдают за ними, но не все имеют элементарные представления о трудной жизни птиц зимой. Вот и возникла идея – познакомить детей с птицами поближе, научить наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года, когда корма становится всё меньше и меньше в результате они могут даже погибнуть, что допустить нельзя!

Именно поэтому, я решила разработать и реализовать экологический исследовательский проект: " Прилетайте в гости к нам! ".

В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Тип проекта: исследовательский.

Вид деятельности: проектная.

Возрастная группа: средняя группа (дети 4-5 лет)

Срок реализации проекта: 1 месяц (с 1 февраля - по1 марта)

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель, родители воспитанников.

Тема проекта: "Прилетайте в гости к нам!"

Цель проекта: Формирование экологической культуры дошкольников в творческом союзе воспитателей, детей и их родителей, привлечение внимания к природоохранной деятельности. Обагощение знаний воспитанников о зимующих птицах нашего города, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи проекта:

Обучающие:

Дать представление воспитанникам о зимующих птицах родного города Суджа (Курской области);

Расширять и углублять знания на тему: "Жизнь птиц зимой";

Расширять представления воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала;

Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам;

Научить детей правильно подкармливать птиц;

Научить вести дневник наблюдений;

Обобщить знания воспитанников полученные при наблюдении за повадками птиц, прививать навыки наблюдательности;

Активизировать словарь детей терминами из темы проекта.

Развивающие:

Развивать у воспитанников познавательную активность и любознательность, интерес к живой природе;

Расширять представление о зимующих птицах;

Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь;

Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.

Воспитывающие:

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных холодных условиях;

Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе;

Воспитывать ответственное отношение подрастающего поколения к окружающей природе, любовь к родному краю.

Принципы:

принцип учёта возрастных особенностей детей;

принц опоры на интересы ребёнка;

принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

принцип наглядности;

принцип системности;

принцип последовательности;

принцип сотруднечества и взаимоуважения;

интеграционный принцип.

Формы и методы работы :

- Беседы.

- НОД.

- Наблюдения на прогулках.

- Наблюдения из окна.

- Ведение дневника наблюдений.

- Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация с использованием нетрадиционных техник.

- Игровая деятельность: настольно-печатные игры, подвижные игры, дидактические игры, пальчиковые игры, словесные игры.

- Чтение художественной литературы.

- Использование ИКТ (мультимедийные презентации)

- Использование МРЗ записей (голоса птиц)

Работа с родителями:

Агитационные листовки для принятия участия в экологическом проекте "Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать!", "Спасём птиц зимой"

Анкета для родителей: "Вместе с детьми подкармливаем зимующих птиц"

Консультации для родителей: " Покормите птиц зимой", "Разговор о птицах"

Памятка "Как и чем подкармливать птиц?", "Наблюдения за птицами"

Папка - передвижка "Как и из чего можно сделать кормушку".

Мастер- класс по изготовлению "птичьего пирога"

Конкурс кормушек "Столовая для пернатых гостей".

Выставка рисунков "Покормите птиц зимой"

Домашние задания для родителей:

• Рекомендации на совместные прогулки;

• Совместно с ребенком сделать кормушку;

• Подкормка птиц дома, наблюдения, пополнение

словарного запаса ребенка;

• Чтение художественной литературы,

рассматривание иллюстрациий в книгах и журналах,

загадывание загадок про зимующих птиц;

• Рисование плакатов "Покормите птиц зимой".

Ожидаемые результаты:

от детей:

- Сформированы элементарные представления о зимующих птицах нашего города их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

- Развит интерес к наблюдению за птицами (любознательность, познавательная активность) .

- Дети знают чем и как подкармливать птиц, умеют вести дневник наблюдений.

- Повысилось экологическое сознание ребёнка.

от родителей:

- Повышение уровня экологической воспитанности родителей.

- Проявление заинтересованности родителей в воспитании у детей любви и бережного отношения к птицам;

Основные направления реализации проекта:

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие.

Продукты проекта:

Агитационные листовки " Спасём птиц зимой";

Книжная выставка "Наши пернатые друзья";

Альбомы: "Зимующие птицы города Суджа", "Все о птицах";

Картотека загадок о зимующих птицах;

Картотека стихотворений о птицах;

Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр "Зимующие птицы";

Картотека примет о птицах;

Дневник наблюдений за птицами;

Папка - передвижка "Как и из чего можно сделать кормушку".

Мастер- класс по изготовлению "птичьего пирога"

Презентации "Зимующие птицы", "Меню для птиц".

Конкурс кормушек "Столовая для пернатых гостей".

Выставка рисунков "Покормите птиц зимой";

Выставка детского творчества "По небу весело скользят, летят пернатые друзья";

Викторина "Что мы знаем о зимующих птицах"

Этапы реализации проекта

1 этап-Подготовительный

• Подбор и изучение материалов по данной теме.

• Подбор дидактического и методического материала по проекту.

• Обсуждение цели и задач с родителями.

• Анкетирование родителей "Вместе с детьми кормим зимующих птиц".

• Знакомство детей с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал, фотографии.

• Домашние задания для родителей: совместное нахождение и чтение литературы о зимующих птицах, подбор иллюстраций, поговорок, загадок, изготовление кормушек, рисунки для выставки.

• Оформление детской книжной выставки.

• Оформление папок - передвижек, мастер - класса.

• Создание альбомов, дневника наблюдений.

• Выпуск агитационных листовок, консультаций, памяток.

2 этап-Основной

Познавательное развитие:

• НОД "Птицы- пернатые друзья".

• Прогулки- наблюдения за зимующими птицами.

• Наблюдения из окна.

• Наблюдение за поведением птиц во время кормления

• Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия, предпочтения в корме.

• Наблюдения следов на снегу.

• Ведение дневника наблюдений.

• Рассматривание альбома "Зимующие птицы".

• Дидактические игры: "Четвёртый лишний", "Какой птички не стало?", "Угадай по голосу";

• Настольные игры: "Разрезные картинки"

• Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

• Мультимедийная презентация: "Зимующие птицы города Суджа", "Меню для птиц".

Речевое развитие :

• Разучивание пословиц и поговорок.

• Заучивание стихотворений о птицах.

• Отгадывание загадок.

• Чтение художественной литературы:

Стихи:Н. Рубцов "Воробей", "Ворона", А. Барто "Воробей", "Скачет шустрая синица", В. Звягина "Воробей", А. Яшин "Покормите птиц зимой", А. Чепуров "Трудно птицам зимовать", Т. Евдошенко "Берегите птиц", Ю. Никонова "Снегирь", Л. Григорьева "Синица".

Рассказы: Г. Скребицкий и В. Чаплина "Чем дятел зимой кормится", "Посмотри вокруг", "Появились синички", Е. И. Чарушин "Воробей", В. Зотов "Синица", "Птичья столовая" В. Бианки, "Растрепанный воробей" К. Паустовский, "Воробьишко" М. Горький, "Серая шейка" Д. Мамин-Сибиряк.

• Словесные игры: "Скажи наоборот", "Назови ласково", "Кто как голос подает?",

• "Один-много", "Большой – маленький", "Угадай по описанию", "Чье это?"

Социально-коммуникативное развитие:

• НОД "Почему надо беречь птиц?".

• Игровые упражнения и дидактические игры:"Какая это птица", "Чья тень? ", "Какой птиц не стало", "Найди по контуру", "Чей голос? ", "Собери птичку", "Покормим птенчиков", "Покажи и назови", "Угадай по описанию"

• Решение проблемной ситуации: "Почему птиц стало меньше?", "Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой"

• Беседы: "Как живут наши пернатые друзья зимой", "Кто заботится о птицах", "Пользу или вред приносят птицы? ", "Меню птиц", "Как дети с родителями заботятся о птицах зимой? ".

Физическое развитие:

• Подвижные игры: "Перелёт птиц", "Птички в гнёздышках",

"Совушка – сова", "Птички и кошка".

• Пальчиковые игры "Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?", "Воробьи – воробушки", "Птичья кормушка", "Дятел", "Сорока".

• Утренняя гимнастика: "Птички", "Воробьи-воробушки"

• Дыхательная гимнастика: "Птицы летят", "Птицы кричат"

• Зрительная гимнастика "Следим за полётом"

• Труд в природе – кормление птиц, чистка кормушек.

Художественно-эстетическое развитие:

• НОД Рисование "Синички"

• НОД лепка «Прилетайте в гости к нам"

• Барильефная лепка "Совушка - сова"

• НОД Аппликация с использование нетрадиционных техник

"Снегири на веточке рябины"

• Раскрашивание силуэтов птиц.

• Прослушивание записи голосов зимующих птиц.

3 этап-Заключительный

• Викторина "Что мы знаем о зимующих птицах"

• Выстовка рисунков "Покормите птиц зимой"

• Выставка детского творчества"По небу весело скользя, летят пернатые друзья"

Результат.

Благодаря образовавшемуся творческому союзу воспитателя, детей и их родителей, был заложен фундамент экологической культуры. В ходе реализации проекта наши воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых.

В результате активной творческой работы у детей сформировались знания о зимующих птицах нашего города, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Таким образом, мы уверены, что у наших воспитанников успешно формируется гуманно - ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.

Список литературы, интернетресурсы:

1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.

2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.

3. http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html

4. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html

5. http://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml

6."Экологическое образование в детском саду" Рыжова Н. А. ,Москва-2001

7. "Развитие экологических представлений дошкольников" Казарчук Г. Н. //ж/л «Д/педагогика» №1-2009.

8. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение 2012 г

9. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В. А., Москва-2009.

Публикации по теме:

Экологический проект «Покормите птиц зимой» для второй младшей группы .

Познавательно-исследовательский проект «Весна в гости к нам пришла» Проект разработали: Воспитатели средней группы С. В. Егорова, Е. А Басалаева МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Теремок». Проблема:.

Проект «Прилетайте в гости к нам» Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №2 комбинированного вида Эколого-педагогический проект.

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Покормите птиц зимой»Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Покормите птиц зимой» Пояснительная записка Несмотря на то, что зима уже перевалила на вторую половину и день начал прибавляться, в лесу в это время особенно.

Экологический проект для младшей группы «Покорми птиц зимой»Экологический проект для младшей группы «Покорми птиц зимой» Актуальность проекта: Проблема экологического воспитания дошкольника очень актуальна в наше время. Именно с дошкольного возраста, когда.

Экологический проект «Покормите птиц зимой» Цель: 1. Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Экологический проект «Покормите птиц зимой» Экологический проект «Покормите птиц зимой» Проект составила: Воспитатель старшей группы Свирина Наталья Евгеньевна Тип проекта: познавательный.

Экологический проект «Покормите птиц зимой»Экологический проект «Покормите птиц зимой» Экологический проект «Покормите птиц зимой!». Автор: Жукова Е. А., воспитатель Тип проекта: познавательно- исследовательский. Вид проекта:.

Экологический проект «Покормите птиц зимой»Экологический проект «Покормите птиц зимой» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Детский сад № 15 Проект Во второй младшей группе Тема: «Покормим птиц.

Экологический проект «Покормите птиц зимой!»Экологический проект «Покормите птиц зимой!» Экологический проект «Покормите птиц зимой!» Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический исследовательский проект по охране птиц зимой «Прилетайте в гости к нам!»
Опубликовано: 22 марта 2017 в 23:01
+99Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД