Марина Дьяченко
Экологический проект для детей старшего возраста «Байкал — хочу тебя узнать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: Ст. воспитатель Дьяченко М. Я.
Проблема: Озеро Байкал, в представлении детей, место отдыха и развлечения.
Цель проекта: формирование у дошкольников представлений об озере Байкал, о его экосистеме, растительном и животном мире.
Задачи проекта:
1. Знакомить детей с озером Байкал, с его происхождением, расположением на карте, климатом.
2. Формировать представления о подводном мире Байкала, о его «этажах».
3. Прививать основы экологической культуры, понимание важности сохранения и охраны озера.
Сроки: 2 недели.
Публикация «Экологический проект для детей старшего возраста „Байкал — хочу тебя узнать!“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Байкал. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники: старший воспитатель, воспитатель ст. группы, дети старшей группы, родители.
Для реализации проекта были созданы следующие условия:
1. Подобрана библиотека с литературой об экосистеме озера Байкала.
2. Отобран материал (легенды, сказки, стихи, загадки, кроссворды, ребусы, открытки, слайды, картины, карты)
3. Изготовлены лэпбуки, альбомы, пособия и игры.
4. Разработаны комплексно-тематическое планирование, конспекты образовательной деятельности.
Проект, включал три основных этапа:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, анкетирование родителей и выбор оборудования и материалов.
В результате анкетирования было выявлено, что большинство родителей считают проектирование важным средством всестороннего воспитания детей в ознакомлении с достопримечательностью нашего края – озером Байкал, его экосистемой, растительным и животным миром.
2-й — основной.
С участниками были проведены следующие формы работы:
Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями
Образовательная деятельность
Беседы
Чтение сказок, рассказов, легенд
Заучивание стихов, загадок, поговорок
Рассматривание альбомов, открыток, картинок о Байкале.
Рассматривание географических карт и работа по ним
Эксперементирование с водой, с камнями
Дидактические, развивающие,экологические игры
Моделирование со схемами, карточками
Просмотр презентаций, мультфильмов.
Интерактивные игры на тему «Животные, растения Байкала».
Художественное творчество: рисование, аппликация, лепка, ручной труд, конструирование
Разгадывание ребусов, прохождение лабиринтов
Прослушивание музыкальных произведений, постановка танцев
Проблемные ситуации по основам экологической культуры и безопасности
Сюжетно-ролевые, подвижные игры
Семинар «Проектирование в ДОУ»
Мастер-класс «Лепбук – изготовление интерактивной папки»
Изготовление пособий, дидактических, развивающих игр
Ознакомление с познавательной, научной, художественной литературой о Байкале
Создание альбомов:
«Байкал», «Баргузинский заповедник».
Педсовет «Формирование представлений о Байкале у детей дошкольного возраста»
Родительское собрание
Папки-передвижки,
консультации
Мастер-класс «Развивающая среда своими руками»
Анкетирование
Пополнение развивающей среды: изготовление макетов Байкала.
Посещение с детьми выставки
«Байкал, мы любим тебя!»
Акция «Берегите воду»
Тематическое планирование к проекту «Байкал - хочу тебя узнать!» (старшая группа)
1 неделя
День недели Совместная образовательная деятельность Совместная образовательная деятельность в режимных моментах Развивающая среда для самостоятельной деятельности Работа с родителями
Понедельник
«Знакомство с Байкалом» 1 .Развитие речи :
Составление рассказа «За что я люблю Байкал»
Цель: формировать представления о Байкале, развивать речевые умения в составлении предложений и рассказов, использовать свои воспоминания.
2. Музыкальное развитие:
Слушание муз. произведений «Славное море – священный Байкал», «Звуки природы», постановка танца «Ангара»
3. Х/тв. -конструирование из бумаги:
«Лодка»
Цель: Упражнять в технике оригами, в складывании по схеме.
Утро:Рассматривание географических карт РФ и РБ : находим озеро Байкал, в чем отличие озера от рек и морей, на что похоже озеро.
С/р игра «Семья на Байкале»
Вечер:Просмотр мультфильма «Сибирячок и заичковая береза»
Фотоальбомы «Отдых на Байкале»,
Разрезные картинки «Байкальский пейзаж»
Разукрашки «Рыбки», «Животные», «Растения»
Настольная игра «Путешествие по Байкалу».
Предложить поучаствовать в выставке рисунков и поделок «Байкал, мы любим тебя»
Вторник
«История Байкала»
1. Речевое развитие (обучение грамоте)
2. Физическое развитие (тематическое) «Поход на Байкал»
3. Х/тв. -рисование «Горы Байкала»
Цель: развивать художественные навыки в изображении природы. Утро: Совместное рассматривание энциклопедий «Древний мир», «Динозавры»;
Беседа «Как давно это было…»
Дид. игры «Узнай по силуэту», «На что похож?»
Вечер: Чтение «Легенды о появлении озера Байкал» Силуэты озер для сравнения, для обрисовки.
Альбомы для рассматривания «Горы», «Красоты Байкала» Сбор познавательной и художественной литературы по теме
Среда
«Времена года» 1. Познание –ФЭМП (включение заданий с камнями «Классификация по признакам», упражнений на логику, память и др.)
2. Познание –окр. мир:
«Ветры Байкала»
Цель:познакомить детей с особенностями климата в разное время года, с названиями ветров. Утро: Работа с лэпбуком «Байкал»: рассматривание фотографий Байкала в разные времена года, отгадывание загадок.
Игра м. п. «Покажи на чем переправишься через Байкал» (зимой, летом)
2 пол дня: Исследовательская деятельность
«Шторм на воде»
Вечер: Чтение художественной литературы
Сергеев М. Д. Рассказы из книги «Море синее - Байкал»
Байкальские камни для рассматривания, для исследования. (определение цвета, формы, размера, веса)
Энциклопедии, познавательная литература о Байкале. Изготовление макетов «Берег Байкала» для обыгрывания.
Четверг
«Подводный мир» 1. Познание –ФЭМП
2. Мызыкальное развитие
Слушание «Звуки прибоя», «Шторм», «Рыбки плавают» Музыкальные подвижные игры «Рыбки и нерпа» Утро: Моделирование «Цепь питания», «Развитие рыбки», «Разложи от маленького к большому» (от рачка Эпишуры до нерпы)
С/р игра «Подводная лодка»
2 пол дня: просмотр презентации «Подводный мир Байкала»
Работа с моделью «Этажи Байкала»
Вечер: Чтение, заучивание стихов, загадок об обитателях озера Альбомы для рассматривания «Рыбы Байкала», «Что под водой?»
Игры с камнями «Самая высокая башня», «Выкладывание картинки»
Акция «Берегите воду» - изготовление напоминающих знаков «Закрой кран» и размещение их около всех кранов в детском саду и дома.
Пятница
«Охрана озера» 1. Познание – экология
«Сохраним Байкал»
Цель:, развивать основы экологической культуры, прививать понимание важности сохранения озера, воспитывать любовь, гордость за достопримечательность России.
2. Х/тв. –аппликация
(коллективная работа)
«Рыбки в Байкале» Утро: Моделирование экологических ситуаций «К чему приведет загрязнение воды?», «Если исчезнут все рачки из Байкала?», «Если не убирать мусор за собой?» и др.
С/р игра «Мы экологи».
2 пол. дня: Эксперементирование с водой, работа со схемами «Вода без цвета», «Без запаха», «Без вкуса», «Вода –жидкость», «Не имеет формы», «Имеет разные состояния» и др.
Рисование экологических знаков, плакатов в защиту озера.
Строительный материал: конструктор, деревянные кубики, «лего» - для конструирования мостов, катеров, переправ Изготовление атрибутов для сюжетных игр.
2 неделя
День недели Совместная образовательная деятельность Совместная образовательная деятельность в режимных моментах Развивающая среда для самостоятельной деятельности Работа с родителями
Понедельник
«Сказки Байкала» 1 .Развитие речи :
Сочинение сказки о Байкале.
Цель: Развивать: речевые умения в придумывании сказок, воображение и фантазию.
2. Музыкальное развитие:
3. Худ. тв. Ручной труд с использованием нетрадиционных материалов- цветных ниток.
«Сказочные рыбки» Утро: Рассматривание иллюстраций к сказкам «Байкал – богатырь», Омулевая бочка» и др.
Сравнение с иллюстрациями к русским-народным сказкам о богатырях.
Дид. игра «Найди отличия в костюмах»
Вечер: Чтение сказок «Омулевая бочка», «Бусы Ангары» и др.
Разукрашки «Сказки Байкала»
Пазлы «Собери бурятские и русские узоры» Помощь в создании альбомов: «История Байкала», «Баргузинский заповедник».
Вторник
«Эндемики» 1. Речевое развитие (обучение грамоте)
2. Физическое развитие
3. Х/тв. -рисование «Подводный мир» Утро: Работа с лепбуком «Эндемики Байкала»: познавательные игры :
«Найди эндемиков Байкала», «Кто чем питается», «Строение рыбки»; сообщение об эндемиках.
Вечер: П. и. «Обитатели Байкала» Разрезные картинки «Эндемики Байкала»
Рассматривание энциклопедий о природе.
Разгадывание ребусов:
«Отгадай слово по первым буквам»
Сбор игрушек, статуэток «Нерпа» для создания мини –музея.
Среда «Нерпа – чудо Байкала»
1. Познание –ФЭМП
2. Познание –окр. мир:
«Байкальская Нерпа»
Цель:формировать представления детей о нерпе, о среде обитания, воспитывать бережное отношение к обитателям Байкала.
Утро: Экологическая игра «Что хорошо и что плохо для нерпы»
С/р игра «Ветеренары. Спасем Нерпу»
2 пол дня: Чтение рассказа Софьи Агеевой «Нерпенок»
Вечер: П. и. «Байкал волнуется раз…» Рассматривание игрушек-нерп. Обыгрывание.
Силуэты нерп, шаблоны для обрисовывания и разукрашивания, картинки для вырезывания. Папка-передвижка
«Байкальская нерпа»
Четверг
«Живая природа Байкала»
1. Познание –ФЭМП
2. Мызыкальное развитие
Познавательное развлечение «Байкальские сказки»:
Песни, стихи о Байкале, сценки «Легенды Байкала», танец «Ангара», игры народов Прибайкалья.
Утро:
Речевые игры «Назови ласково : нерпа, омуль, окунь и др.», «Продолжи предложение : Озеро глубокое, поэтому…», «Деревья рубить нельзя, потому что…
2 пол дня: Просмотр презентации «Животные Байкала»
П. и «Вода, воздух, земля»
Вечер: Изготовление знаков «Берегите природу!» Открытки «Животные и растения Прибайкалья».
Лото «Животные Сибири»
Журналы «Сибирячок» для рассматривания и выполнения заданий: лабиринты, найди отличия, ребусы и др.
Консультация
«Научите ребенка любить и беречь природу»
Пятница
«Влияние
людей» 1. Познание – экология
«Труд людей на Байкале»
Цель: формировать представления о трудовой деятельности людей на Байкале, о профессиях рыбаков, лимнологов; о негативном воздействии людей на экологию.
2. Х/тв. - лепка
(коллективная работа)
«Нерпы на камнях» Утро: Проблемные ситуации по основам безопасности «Как правильно вести себя на воде»
Игра м. п. «Правильно отвечай, вперед шагай» (польза и вред человека для Байкала)
2 пол дня: Оформление выставки «Байкал,мы любим тебя!»
Вечер: Посещение выставки вместе с родителями Игровые ситуации с макетами и лего-конструктором «Отдых на Байкале», «На рыбалке»
Прохождение лабиринтов
Посещение с детьми выставки
«Байкал, мы любим тебя!»
3-й этап - заключительный.
На этом этапе были:
оформлена выставка «Байкал, мы любим тебя!»;
представлена презентация проекта на педагогическом совете;
показано развлечение «Байкала озера сказки»;
подведены результаты и сделаны соответствующие выводы.
Результат проекта:
Создание предметно-развивающей среды по теме «Мир Байкала»: макеты, пособия, альбомы, игры;
Оформление выставки совместных работ детей и родителей по теме;
Сформированы первоначальные представления у детей о Байкале и его экосистеме;
Повышение уровня взаимодействия ДОУ с родителями.