Елена Крамская
Экологический проект «Есть у нас огород, там зелёный лук растёт» в группе общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, творческий.
Участники проекта : воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет, родители воспитанников, воспитатели группы.
Познавательная значимость проекта : дать представление детям о том, что лук можно вырастить тремя разными способами (в земле, опиле, воде).
Публикация «Экологический проект „Есть у нас огород, там зелёный лук растёт“ в группе общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Младшая группа
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Социальная значимость проекта : приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым лука на подоконнике, развитие необходимых в социуме качеств, таких как, целеустремлённость, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Продолжительность проекта : март – май 2016 г.
Предмет исследования: лук
Актуальность: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес ребёнка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребёнка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремлённость. А это очень важные качества для обучения ребёнка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель проекта : Формировать у детей познавательный интерес к луку через проектную и художественно-продуктивную творческую деятельность.
Задачи проекта :
- Формировать представления о жизни овоща как живого существа (он растет, может быть здоровым, больным);
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – луку через стихи, загадки, проектную и художественно-продуктивную творческую деятельность.
- Закреплять знания детей о строении луковицы и ее развитии.
Основные этапы и направления реализации проекта :
1) Подготовительный (март - апрель)
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (апрель)
1. Рассматривание семян гороха и посадка лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (май)
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
3. Презентация проекта «Огород на окне».
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
- Составления плана работы над проектом.
- Сбор материала необходимого для реализации проекта.
- Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок песен, связанных с огородом и овощами).
- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
- Изготовление дидактических игр и пословиц.
Деятельность детей :
- Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьёй.
- Сбор необходимого материала для создания огорода.
- Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
- Беседа с детьми познавательного характера.
- Организация предметно – развивающей среды по теме.
- Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей :
- Посадка лука в землю.
- Уход за растениями - полив, рыхление.
- Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
- Игровая, двигательная деятельность.
- Участие в практической деятельности.
- Лепка «Лук – наш друг».
- Раскрашивание лука «Лук от семи недуг».
- Аппликация "Зелёный лучок".
- Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей :
- Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
- Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
- Просмотр фильмов о растениях.
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
- Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
- «Что такое огород и что на нём растёт»,
- «Что такое «Огород на окне»,
- «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
- «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Строение растений»,
- «Рост и развитие растений тремя разными способами (в земле, в воде и в опиле)»,
- «Вода и росток»,
- «Солнце и росток»,
- «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
- Посадка, наблюдение за первыми всходами и за ростом лука;
- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам :
- «Семена»
- «Первые всходы»
- «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Аппликация «Зелёный лучок».
• Лепка «Лук - наш друг».
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Три поросёнка».
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
• Рассказ детей по теме : «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об луке.
8. Информация для родителей
«Лук – не враг, а друг».
Результаты работы:
Из луковицы можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастили лук разными способами (в земле, опиле и в воде). У детей появился интерес к растениям. Они могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения, научились правильно ухаживать за ними, узнали много интересного из жизни растений, исследовали опытным путём условия необходимые для их роста. Дети научились вести наблюдения и делать первые выводы.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребёнка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребёнка. И тогда ребёнок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.