Вера Москалёва
Экологический проект «Лес — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Берегите, ребята природу,
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа - надёжный наш друг.
Актуальность проекта :
несформированность у детей представлений о том, что лес-это «дом», сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга); о неразрывной связи человека и природы.
Публикация «Экологический проект „Лес — наш дом“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые дают вкусные, съедобные плоды. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.
Охранять природу - значит беречь не только животных, но и её растительность!
Давайте, сохраним наши леса!
Цели проекта :
углубить знания детей о лесе и о его обитателях, воспитать желание беречь и охранять родную природу;
формировать у детей представлений о том, что лес это – «дом», сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга);
о том, человек и природа не могут существовать друг без друга;
донести до сознания детей, что лес – наше богатство.
Задачи проекта :
Формировать у детей представление о лесе;
Развивать познавательные и творческие способности детей;
Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
Вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей.
Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение
анализировать, сравнивать и обобщать.
Воспитывать бережное отношение к растительности леса к его жителям.
Участники проекта :
воспитатель, музыкальный руководитель
дети 4-5 лет,
родители.
Вид проекта
информационно - познавательный,
познавательно-исследовательский,
творческий,
игровой.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (с 13.03-13.04.2017года)
Формы и методы реализации проекта :
ОД, игры – путешествия и исследования, наблюдения, подвижные и дидактические игры, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и альбомов.
Этапы проекта : проект «включает» три основных этапа:
1-й – подготовительный; постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
2-й – основной (исследовательский) : поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й – заключительный (обобщающий) обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и по возможности, составление рекомендаций.
Предполагаемые результаты:
сформировать представление о лесе, как сообществе растений и животных: неразрывной связи человека и природы;
сформировать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;.
ответственное отношение детей к окружающей среде;
вовлечение в творческую деятельность каждого ребёнка;
развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков взаимодействия и сотрудничества.
I. Подготовительный этап проекта.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов
исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Деятельность педагога
Деятельность детей
Работа с родителями
Беседа с детьми о лесе
выявление уровня знаний детей о лесе, как о сообществе растений и животных.
Изготовление дидактических игр,
Экологических знаков «Чего не следует делать в лесу»
Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта
II. Основной этап
План мероприятий
Образовательная область Мероприятие Задачи
Физическая культура
Безопасность
Здоровье Подвижные игры:
«Кто быстрее соберёт грибы (ягоды)», «Деревья - кустики», «Медведи и пчелы», «Бездомный заяц», «Птичка в гнездышке», «Беги к тому, что назову», «У медведя во бору». Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость;
Выполнять движения по сигналу воспитателя;
- четко ориентироваться при нахождении своей пары.
Закрепить представление о необходимости заботиться, о своем здоровье с детства.
Социализация
Развитие игровой деятельности Дидактические и настольно - печатные игры:
«Съедобное — несъедобное»
«Найди дерево по описанию»
«Четвертый лишний», «Наоборот», «Чем домик?», «Чьи следы?», «Сложи птичку», «Узнай по контору», «Что растёт в лесу,
что в огороде?
Сюжетно-ролевая игра:
"Путешествие в лес»
«Магазин»
"Семья"
Строители
«Зоопарк»,
«Больница» : сюжет «На приеме у ветеринара»
Пальчиковые игры: «Грибник», «Собираем листики», «Дикие животные», «Сколько птиц в кормушке нашей прилетело?» Продолжать развивать внимание, память, логическое мышление; классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения).
Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом.
Познавательное развитие
Беседы:
«Что такое лес».
«Как лесник заботится о лесе»
«Какую пользу приносит лес»
«Научитесь беречь лес»
«Какие звери живут в лесу»
«Лекарственные растения леса»
Рассматривание альбома:
«Лекарственные травы»
Рассматривание плакатов: «Как лесник заботится о лесе», «Кому нужны деревья в лесу», «Зачем люди ходят в лес», «Этого не следует делать в лесу».
«Экскурсия в весенний лес»
Наблюдение: за березой весной, за насекомыми (ранней весной, почками на деревьях, травянистыми растениями.
Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно- следственные связи, вызывающие необходимость совместного проживания животных и произрастания растений. Формировать обобщенное представление о том, что в лесу все нужны друг другу. Воспитывать интерес к жизни лесных растений и животных, желание знать пра-вила поведения в лесу и выполнять их.
Сформировать представления об весенних изменениях в живой природе, в жизни растений и птиц в связи с приходом весны. Воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое; воспитывать бережное отношение к природе.
Развитие речи
Чтение художественной литературы
Чтение с детьми произведений
К. Чуковский «Чудо- дерево»,
М. Пришвин «Этажи леса»
И. Гурина
«Приключение медвежонка»
«Рассказы и сказки по экологии» (картотека)
Русские народные сказки:
«Заяц- хваста», «Лисичка- сестричка и серый волк»
Заучивание потешки «Бежала лесочком лиса с кузовочком»
Загадки о лесе. Загадки о лесных животных, насекомых и птицах
Чтение стихов
С. Михалкова «Птичья столовая»
В. Кудлачев «В лесу»
А. Прокофьев «Наш лесок»
Познакомить детей с художественной литературой по теме проекта. Расширять кругозор детей на примере художественных произведений и их героев. Продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному. Воспитывать бережное отношение к природе. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Продолжать учить читать стихи громко с чувством и с выражением.
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация
«Грибная полянка»
(коллективная работа)
Лепка:
«Лесные звери»
Рисование (кляксография)
«Весеннее дерево»»
Художественное конструирование
«Лесные ягоды» Учить выделять части гриба по геометрическим формам (ножка - овал, шляпка - полукруг); учить преобразовы-вать форму, разрезаю круг на полукруги; формировать композиционные умения расположения изображения на всей плоскости листа; закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем. развивать чувство формы, композиции;
Познакомить детей с несколькими приемами лепки животных, воспитывать у детей интерес к животным, развивать любознательность, уметь передавать
характерные признаки животных, учить контролировать свои действия при лепке.
Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знания детей о том, что дерево - живой организм. Продолжать, уточнять представление детей о деревьях; Развивать творческие способности детей через знакомство с нетрадиционными методами рисования.
Систематизировать знания детей о лесных ягодах; научить их делать из бумаги.
Приобщение к искусству. Рассматривание репродукции картин:
И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору»,
И. И. Левитан «Березовая роща»;
В. М. Васнецов «Дубы» Учить рассматривать картины через отдельные детали, активировать словарь, развивать творческое воображе-ние, умение высказывать словами свои ощущения; воспитывать интерес к живописи, прививать эстетический вкус.
Музыка Слушание музыкальных произведений:
Джакомо Пуччини «Вечерний лес»
К. Сен-Санс. «Карнавал животных»
П. Чайковский «Времена года. Апрель»
Вивальди «Времена года. Весна» Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке.
Работа с родителями
.
Правильное отношение к природе начинается в семье. Консультация для родителей
3 этап Обобщающий
Открытый показ ОД «Путешествие в лес»
Открытый показ экологического спектакля «Лесная аптека»
Выставка рисунков «Лес – глазами детей»
Используемая литература.
Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры».
Шорыгина «Беседа о лесе»
Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. –
Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г.
Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с. : ил.
Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В.
Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с
Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с. : ил.
Статьи из журналов
Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64.
Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
Никифорова, О. А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.
Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.
Туловьева, А. С душой к природе // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С. 28-30.
Экологические игры
Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С. 10-12.
Берестнева, Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С. 48-52.
Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
Чебан, М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 50-54.