Папки-передвижки

Экологический проект «Мое дерево»

надежда кубышкина
Экологический проект «Мое дерево»

Большую роль в экологическом образовании и воспитании дошкольников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные в процессе организации экспериментальной и исследовательской деятельности, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Публикация «Экологический проект „Мое дерево“» размещена в разделах

Зачастую, дети могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Это объясняется многими причинами: удаленностью большинства детских учреждений от природных объектов, недостаточно внимания уделяют родители вопросу экологического воспитания и т. п. Хотя бы частному решению этой проблемы может помочь исследовательская работа в рамках экологических проектов. В настоящее время в реализации различных экологических проектов принимают участие все больше детей старшего и среднего возраста. Однако опыт показал, что и младшие дошкольники с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Разработанный нами проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендаций по проблеме.

Работа в рамках экологического проекта «Мое дерево» предполагает интегрированный подход. В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось при разработке методики работы с детьми.

Исследования дети проводили под руководством воспитателей, и самостоятельно, в качестве домашних заданий. Обобщение же полученного ими материала проводилось в форме рассказов, сказок, рисунков, бесед, с использованием художественной литературы, музыкальных произведений.

В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимания. Опыт показывает, что дети часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево — прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья — довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.

Проект включает три этапа работы. Первый этап — подготовительный. Педагог объясняет цель, задачи проекта, проводит беседы, дискуссии, экскурсии. Определяется объект исследований. Каждый ребенок выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий — дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие дети выбирали для исследований деревья, которые были видны из окон их домов, росли во дворе дома. У большинства детей сформировано представление о том, что главное дерево нашей страны — береза. Поэтому этот вид стал самым массовым объектом исследований. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюдений оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня, ива. Реже дети выбирали каштан, вяз, дуб, клен, ясень. Естественно, «видовой состав» объектов зависит от природных условий местности, от традиций озеленения населенных пунктов.

Важной задачей работы в рамках проекта было воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево — друг, ребенок сам выбирал для него имя. Анализ детских работ показал, что все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая — обычные, «человеческие» имена — Саша, Аннушка, Аленушка и т. п. Возможно, в этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена, как у них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивали свое отношение к дереву, как к другу. Вторая группа имен — это придуманные слова, отражающие определенную характеристику дерева : дерево по имени «Среднекан» названо так потому, что оно и не великан, и не малыш, а нечто среднее между ними; дерево по имени «По- дик» растет под окном. В третьей группе имена деревьев отражают их особенности, но при этом дети использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза, Ежик (ель, Великан (дуб, Росинка, Невеста (яблоня в цвету). Интересно, что после детального изучения ствола березы одна девочка назвала ее Цыганкой: оказывается, на коре березы очень много темных полосок, пятен. Отсюда — название дерева. Этот пример показывает, как собственные исследования позволили ребенку взглянуть на привычное дерево, которое всегда считается белоствольным, по-новому.

Анализ детских рассказов о своем дереве показал, что детям нравится называть деревья придуманным именем, а не ботаническим названием. Видимо, таким образом они подчеркивают свое личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных.

Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом», «Изучение снега» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Ниже приводится пример одного из заданий — «Изучение ствола, коры».

1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.

2. Погладь кору дерева. Какая она: теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах?

Примечание. При ответе на эти вопросы дети даже отмечали, как изменяется кора после дождя. Некоторые дети считали, что кора их дерева «средняя», так как она «не шершавая и не гладкая». Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом и на детальном уровне, в разное время года. Например, одна девочка заметила, что в ноябре кора дерева становится более холодной.

3. Понюхай кору. Что напоминает тебе этот запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?

Примечание. Дети отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующими: кора пахнет «природой», «лимоном», «подсолнечным маслом и грибами», «апельсином», «травой, лесом», «свежестью», «листвой», «яблоками», «свежими огурцами».

4. Есть ли дупла на дереве? Может ли кто-нибудь в них жить?

5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать в тетради.

6. Есть ли на стволе грибы?

7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапины от ножа и т. п. Как вы считаете, смогло ли дерево залечить эти раны?

Рекомендации, составленные детьми, работавшими по проекту, показали, что главная цель — воспитание бережного отношения к деревьям как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны, основанной не на лозунгах- призывах, а на собственных наблюдениях, на экологических знаниях, — была достигнута. На вопрос: «Что я могу сделать для всех деревьевдети отвечали так:

«Я буду уважать вас, дорогие деревья, за то, что вы очищаете воздух от выхлопных газов. Вы делаете воздух чистым и свежим. Мы, люди, должны сохранить вас, уважаемые деревья. Мы должны сохранять окружающую среду, чистый воздух и нормальное состояние в природе».

«Я буду ухаживать не только за своим деревом, но и за другими деревьями, помогать им во всем, навещать их. Я хочу, чтобы деревьев стало много, и буду добиваться этого. Люди не должны загрязнять почву, жечь костры рядом с деревьями, бросать в них ножи. Они не должны обдирать кору с деревьев, рубить их».

«Нужно разговаривать с деревьями, когда им скучно, веселить их, когда им грустно, не рвать листья, не ломать ветки. Надо помогать им расти и развиваться. Хочется поцеловать дерево, когда видишь, что оно грустит. Хочется разослать поздравительные открытки всем деревьям, но это невозможно». (В рамках проекта дети изготавливали деревьям поздравительные открытки.)

«Всем деревьям я разошлю подарки, цветы, они, наверное, будут рады. Они поймут, что я их сильно люблю и уважаю. Они станут для меня хорошими друзьями. Все люди должны ухаживать за деревьями, как я, поливать их каждый день. Если люди будут загрязнять воздух, то деревьев станет меньше. Люди, не надо загрязнять Землю!»

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Публикации по теме:

Образовательный проект «Дерево растение, дерево как материал»Образовательный проект «Дерево растение, дерево как материал» Проект состоит из 4 – х занятий. Темы: 1. Дерево растение, его польза. 2. Лес дом для животных. 3. Как используется дерево в быту. 4. Изобразить.

Экологический проект «Моё дерево» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся.

Семейный экологический проект «А у нас во дворе» .

Экологический проект «Цветы» Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: краткосрочный (1 неделя) Состав участников: Групповой. Участники проекта: дети.

Экологический проект «Мир насекомых»Экологический проект «Мир насекомых» Проект: «Мир насекомых» Тип проекта: поисково-исследовательский По времени проведения: краткосрочный (1 месяц) По количеству участников:.

Экологический проект «Мир насекомых» Тип проекта: поисково-исследовательский По времени проведения: краткосрочный (1 месяц) По количеству участников: групповой Участники проекта:.

Экологический проект «Мой цветочек»Экологический проект «Мой цветочек» Мы уже посадили огороды на подоконниках, скоро наступит пора работ на настоящих огородах, а значит, пора выращивать рассаду. Не забудем.

Экологический проект «Огородники» Отчёт Николаевой Е. Е. - воспитателя МБ ДОУ №1 г. Иваново - о проведении экологического проекта "Огородники". Средняя группа «Аленький цветочек».

Экологический проект «Витамины на окошке»Экологический проект «Витамины на окошке» Вид проекта: творческо-исследовательский. Продолжительность : 2 месяца. Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели,.

Экологический семейный проект «Мой двор» Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Мое дерево»
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 18:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД