Софонова Наталья Александровна
Экологический проект «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательно-исследовательский, продуктивный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).
Место реализации: МБДОУ детский сад №1 р. п. Тумботино
Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, педагоги.
ОО (направление): «Познавательное»
Деятельность:
Интеграция образовательных областей (направлений):
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Экологический проект „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательская, трудовая.
Актуальность:
Наблюдая за детьми на прогулке, мы обнаружили их неоднозначную реакцию на насекомых. У отдельных детей встреча с насекомыми вызывала радость, ликование, интерес к их действиям. Другие дети пугались, убегали при виде жучков, муравьев, пчел. У остальных детей вообще наблюдалась негативная реакция на насекомых, от таких детей поступали предложения убить, уничтожить насекомых. В ходе диалога с детьми мы выявили, что у дошкольников сформированы недостаточные представления о мире насекомых. В этой связи возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Что они приносят: пользу или вред?»
Цель проекта:
расширение представлений детей о мире насекомых.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность, способствовать проведению исследовательской деятельности о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
- дети должны овладеть обобщающим понятием «Насекомые», знать и называть насекомых (бабочка, стрекоза, муравей, жук, пчела, кузнечик);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, плавает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- знать о пользе, которую приносят насекомые растениям и людям;
- знать о вреде, которую приносят насекомые людям, животным, растениям (мухи, тараканы, слепни, домашние муравьи, блохи, вши и др.).
Этапы реализации проекта:
1 этап (подготовительный).
1. Сбор информации: поиск методической литературы; разработки конспектов занятий, бесед; пополнение группы игровым материалом, подготовка к занятиям с использованием сюрпризных моментов.
2. Подбор иллюстративного материала по теме, дидактических игр, игрушек насекомых, материалов для игр.
3. Подготовка материалов к изготовлению Макета «Берегите насекомых»
4. Изготовление Лэпбука «Удивительный мир насекомых
5. Подготовка планов-схем для составления последовательных рассказов детей.
2 этап (основной)
Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
ОО «Познавательное развитие»:
- Беседа «Насекомые - польза и вред»
- Наблюдение за насекомыми в природе окружающего мира
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые».
- Презентация: «Знакомство со строением насекомых на примере осы»
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедии с изображением насекомых.
- Дидактические и настольно печатные игры по теме «Насекомые»: «Разрезные картинки», «Где живут насекомые?», «Чем питаются насекомые», «Вредный – полезный», «Четвертый – лишний», «Лото», «Где спрятались насекомые?», «Найди отличия».
-ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Ситуативная беседа по экологическому воспитанию
- Устные сообщения детей о насекомых.
- Отгадывание загадок.
- Объяснение крылатых выражений типа: «Какая муха тебя укусила?», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидит».
- Творческие игры с игрушками и муляжами насекомых.
- Игры по сюжетам мультфильмов «Лунтик», «Пчелка Майя», 2 Как муравьишка домой спешил» (с использованием игрушек главных персонажей мультсериалов)
- Игры с Лэпбуком «Удивительный мир насекомых»
- Беседы по безопасности: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…», «Насекомые: польза и вред», Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.
ОО «Речевое развитие»:
В. Степанова «Стрекоза», В. В. Бианки «Хвосты», В. Д. Берестов «Честное гусенечное», Н. Гали «Муравьиные истории», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», А. В. Митяев «Муравей и космонавт», В. Брагин «В стране дремучих трав», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», К. Ушинский «Пчёлки на разведках»;», Н. Абрамцевой «Сказка о веселой пчеле», Н. Майер «Паучок-художник», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
- чтение и разучивание стихов о насекомых
-составление последовательных рассказов по планам-схемам.
- Словесные игры: «Назови ласково», «Один -много», «Закончи предложение», «Какой, какая, или подбери признак», «Игра в слова».
ОО «Физическое развитие»:
- Подвижные игры «Бабочка», «Мед и пчелы», «Паук и мухи»
- Игра малой подвижности «Мяч бросай - насекомых называй»
- Пальчиковая гимнастика «Жук-портной», «Сороконожки», «Пчела»
- Артикуляционная гимнастика «Оса»
- Гимнастика для глаз «Стрекоза»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
- Рисование нетрадиционным способом: монотипия («Бабочка»)
- Лепка на плоскости «Насекомые»
- Коллективная работа: макет «Не обижайте насекомых»
- Прослушивание и узнавание музыкальных произведений Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля», С. Прокофьев. "Детская музыка" - №7 "Шествие кузнечиков", Р. Шуман «Бабочки»
-Разучивание танцев «Бабочки» муз. А. Варламова, «Танец жучков» совр. мелодии,
-Разучивание песен «С утра проснутся пчелки» муз. Олифировой, «Не обижайте муравья» муз. Г. Гладкова
3 этап (заключительный)
1. Выставка рисунков «Насекомые нашего края».
2. Презентация исследовательской деятельности детей на педагогическом совете.
3. Проведение досуга «На зеленом лугу»
4. Презентация Макета «Не обижайте насекомых»
Результативность:
Дети проявляют познавательный интерес к миру насекомых, знают и называют их, имеют представление о некоторых особенностях их внешнего вида, об образе жизни, способах передвижения. Знают какую пользу и какой вред приносят насекомые человеку, животным, растениям.
В игровой и музыкальной деятельности, в подвижных играх изображают повадки насекомых, проявляют личные симпатии к различным представителям мира насекомых.
При описании насекомых чаще стали употреблять прилагательные и глаголы, характерные для того или иного насекомого. Составляют последовательные рассказы о насекомых по планам- схемам.
Перспективы:
Совместное с детьми создание альбома «Насекомые нашего края»
Используемые ресурсы:
1. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т. ,Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. «Организация проектной деятельности в дошкольном образовании» -М. : УЦ «Перспектива», 2013г.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н «Проектная деятельность дошкольников» -М: Мозаика-Синтез, 2008г.
3. «Насекомые» под ред. Феданова Ю., Скиба Т.
4. Вайнхольд А. «Что? Почему Зачем? Всё о насекомых (книга с волшебными окошками, М:-Омега-издательство, 2020
5. Насекомые. Полная энциклопедия, 2015 г.
6. Интернет- ресурсы.