Наталья Панкова
«Птицы нашего края». Сценарий экологического досуга для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому и нравственному воспитанию для детей старшего возраста с ЗПР, тема «Птицы нашего края»
Автор занятия: Панкова Наталья Анатольевна, воспитатель высшей категории
Программное содержание:
- формировать реалистическое представление о птицах, расширить представления детей о них;
- развивать познавательный интерес к родному краю и его обитателям: птицам;
Публикация «„Птицы нашего края“, Сценарий экологического досуга для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Сценарии развлечений на тему птиц
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- с помощью игровых имитаций и упражнений дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному;
-воспитывать любовь, бережное отношение к природе, к родному краю, желание ухаживать за птицами;
- закреплять умение правильно вести себя в природе, сдерживать свои порывы погладить, потрогать птенцов или яйца птиц;
Материалы и оборудование: скворечник,3-4 обруча, благодарственные письма (по числу сделанных родителями скворечников, иллюстрации (или фотографии) птиц : кукушки, сороки, совы, дятла, вороны, синицы, снегиря, скворца, соловья, жаворонка,2 разрезные картинки птиц, 2 тазика с водой, 10 пробок, по 5 штук вырезанных фигур: рыбки, червяки, бабочки, гусеницы, колоски.
Предварительная работа: оформление выставки «Птицы – наши друзья», чтение произведений Н. Сладкова, Пришвина, рассматривание фотографий и иллюстраций птиц, их гнёзд, конструирование «Гнездо птицы», изготовление родителями совместно с детьми скворечников, разучивание стихотворений о птицах и песен к проведению занятия.
Ход занятия:
-Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы поговорить о нашем родном крае, как он красив! В этом году нашей Самарской губернии исполнилось 160 лет. Как поё тся в песне:
Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек.
- А в наших лесах много зверья, птиц, в лугах – цветов, ягод, а реки полны рыбы. А особенно красиво в нашем краю становится весной.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И снежинки тают под её ногами,
Черные проталины на земле видны –
Видно очень тёплые ноги у весны.
(заходит Весна)
Весна:
Скоро снег кругом растает,
Скоро с речки лёд сойдёт!
Скоро, скоро за окошком
Соловей нам запоет.
Ведущая: -Давайте проведём Весну – красну через ворота.
(Русская народная игра «Ручеек»)
Ведущая:
Пришла матушка Весна,
Прошла через ворота!
Ярче, солнышко, сияй,
В гости птиц к нам приглашай
1-й ребё нок:
После зимней тишины, после стужи зимней,
Из-за гор, из-за морей прилетают птицы.
- Вот и пташки прилетели. Сможете отгадать, как их зовут? А начну я с тех птиц, которые не улетали в тёплые края, а оставались с нами всю зиму, мерзли, терпели холод и голод, но не покидали свои родные места. А какие это птицы? (зимующие)
Загадки:
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй не робей! Кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…
Непоседа – невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня…
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах.
А зовут её ….
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой.
Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ….
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло.
- Ребята, хотите полетать, с Весной поиграть? Но смотрите - берегитесь кошки.
Игра «Кошка и птицы»
Выбрать ведущего – кошку, а остальные - птицы : они «летают» – бегают по залу. После слов: «Кошка, не спи, птиц лови!», «кошка» догоняет детей.
- А теперь давайте встретим ещё одну птицу. Кто же она? Отгадайте:
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовётся он …
2-й ребё нок:
Прилетайте к нам скворцы,
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
- Вот прилетели к нам скворцы. Скворца ещё называют пересмешником: он может подражать голосам других птиц, животных, как скрипит колесо, свистят мальчики и т. д. они обычно прилетают в свое жилище, в свой старый скворечник. Делают там уборку, а чтобы в скворечнике вывести всех паразитов, микробов, они приносят различные лекарственные растения и вплетают их в гнездо.
Песня «Скворцы».
Игра «Птицы в гнезде»
(по залу разложены 3-4 обруча – это домики. В каждом «поселяют» по 3 ребёнка. По сигналу дети бегают по залу. По свистку – дети бегут к обручам: кто быстрей)
-Наши дети вместе со своими папами и дедушками сделали домики для птиц - скворечники и я хочу вручить за это доброе дело благодарственные письма и присвоить им звание «Друзья птиц» (вручение благодарственных писем)
- А мы, продолжаем рассказ о пользе птиц в уничтожении вредных насекомых, гусениц.
Загадка о кукушке и рассказ о ней.
Игра «Птицелов»
(дети стоят по кругу, а ведущий с закрытыми глазами в центре круга. Его раскручивают, затем подводят к одному из детей. Ребёнок должен изобразить крик любой птицы. Если «птицелов» угадает кто из детей говорил, то выбирают другого «птицелова»)
Песня «Кукушка».
-А теперь посмотрите на нашу выставку и скажите, каких птиц ещё вы узнали.
Конкурс «Собери и назови»
(выходят 2 ребёнка - собрать разрезные картинки)
Дети читают стихотворения:
Здравствуй, дятел мой дружок,
Добрый день, сорока,
Много дней летали мы,
Далека дорога.
Соловей, соловушка,
Золотое горлышко,
Как поёшь сердечно ты!
Затихает реченька.
Лишь заря – красавица
Слушает, румянится.
Жаворонки, вы быстрее летите,
Тепло принесите,
Нам зима надоела,
Весь хлеб она поела.
На берёзе поутру
Дятел продолбил кору,
И полился на песок
Ароматный, сладкий сок.
Тут как тут лесной народ:
Сок прозрачный дружно пьёт.
Дятел - длинным язычком,
Бабочка пьёт хоботком.
Муравьи и мошкара
Будут пить сок до утра,
Так бегать по дорожке,
Что замочат ножки.
Всех берёза напоила,
Силой крепкой наделила.
А за сок спасибо дятлу:
Постарался он для всех,
Напоил он насекомых,
Напоил он птичек всех.
- Ребята, а за что ещё любят птиц? Правильно, за их чудесное пение. Учёные выяснили, что птицы своим пением могут поднять человеку настроение, лечат от уныния и депрессии, при пении они действуют на человека ещё и ультразвуком и тем самым незаметно от человека действуют на его нервную систему положительно.
- Ребята, а вы знаете, чем весной занимаются птицы? Правильно строят гнездо и откладывают яйца. Но откладывают их в небольшом количестве: от 1-3 до 10-12. Нужно быть очень осторожными, ведь если гнездо найдут хищники, то они могут съесть все яйца, да и ещё яйца могут просто выпасть и разбиться. Давайте мы поможем птицам спрятать яйца.
Конкурс «Перенеси яйца»(на ложке)
(перед проведением конкурса объяснить детям, что нельзя яйца трогать, т. к. птицы не примут эти яйца и покинут свои гнёзда)
- Когда птенцы вылупятся, то их нужно накормить. Птенцы очень прожорливы, и чтобы их прокормить, родителям приходится целый день добывать пищу. А чем кормят птицы птенцов? А теперь и мы поможем им в этом трудном деле.
Конкурс «Накорми птенцов»
( по полу раскиданы картинки: зёрнышки, бабочки, рыбки, гусеницы, червячки – по 5 штук каждая. Вызываются 5 детей, одевают на них «короны» с изображениями птиц, они должны собрать «пищу» для «птенцов» : воробей – зёрнышки, ласточка – бабочек, утка – рыбу, кукушка – гусениц, скворец – червяков)
И последний конкурс «Добудь пищу для гусят»
(достать из тазика с водой 5 крышек)
(при подготовке конкурса важно подобрать тазики такого диаметра и установить их на такой высоте, чтобы детям было удобно доставать крышки)
- Вот и подошёл к концу наш досуг, посвященный 160-летию Самарской губернии – нашей малой Родины. И она у нас прекрасна. А чтобы красоту сохранить навсегда, нам с вами нужно её беречь.
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Шум дождей и шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина.
- И мне хочется верить, что вы будете беречь и охранять природу, чтобы наша с вами Родина всегда была прекрасна и мы могли ею любоваться все время.
Песня о Родине (по выбору муз. руководителя)
До свидания!
Использованная литература: ж-л «Музыкальный руководитель»,
«Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова, М. : «Вако», - 2005