Лучший педагог года

Экологическое образование дошкольного в играх или как воспитать дошкольника в любви к природе

Виктория Валерьевна Ларионова
Экологическое образование дошкольного в играх или как воспитать дошкольника в любви к природе

«Как воспитать дошкольника в любви к природе»

«Прекраснее всего сама природа. В нее — то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле. все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность. .Обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к прекрасному.»

Публикация «Экологическое образование дошкольного в играх или как воспитать дошкольника в любви к природе» размещена в разделах

К. Станиславский

Основным принципом экологической жизни в нашей стране является возобновление ее природных ресурсов. Ведущей деятельностью у детей до 6 лет является игровая, но также уже имеются зачатки учебной и трудовой деятельности. Если правильно организовать детскую учебную или трудовую деятельность, например, через творчество с использованием воображения, то можно с ранних лет прививать любовь к природе и бережное отношение к её ресурсам.

Считаете ли Вы эту тему актуальной? Почему? (Высказывания родителей.)

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы.?

Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы.

2017 год в России назван годом Экологии. И это не спроста.

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда.

Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Следующий год в России – год волонтера и добровольца, добровольческая деятельность направлена прежде всего на Защиту окружающей среды.

Поэтому мы сегодня обсудим важный вопрос как воспитать ребенка в любви к природе, ко всему живому, что нас окружает.

Ведь все что заложено все к нам вернется, добрый пример лучше ста слов. Когда мы думаем, что ребенок поймет все сам, мы ошибаемся, со временем ребенка перестает интересовать вся та красота, которая его окружает. А порой рождается даже отвращение ко всему красивому, и дети превращаются в разрушителей всего красивого и прекрасного и это даже может их забавляет. И только потом вспоминаем, где мы совершили ошибку. Поэтому начиная с детского сада, надо привить эту любовь к окружающему миру.

Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание прекрасного снимает так называемую толстокожесть, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, легче поддается воспитанию.

На детские вопросы обычно требуются недетские ответы. Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Сначала нужно учить чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводить детей к пониманию высшей красоты — красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Воспитание чувств — самое трудное.

Природа оставляет большой след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.

Пребывание на природе – это еще и контакты с животными и насекомыми. Познавая окружающий мир, ребенок может не только сорвать ядовитое растение, но и, вступив в контакт с дикими или домашними животными, причинить себе вред или ему. Укус змеи в лесу, жалящего насекомого в саду или собаки на улице может представлять угрозу здоровью и жизни.

Мы не должны оставаться пассивными наблюдателями. Часто дети находят в лесу, на лугу, в поле птенцов, ежат, зайчат. Движимые добрыми чувствами, дети хотят отнести их домой, выходить и вырастить. Делать этого нельзя. Детям необходимо разъяснить, что эти животные лучше вырастут в естественных условиях, они не покинуты родителями, как кажется детям. Поэтому одна из важных задач в работе по обеспечению безопасности жизнедеятельности в окружающей среде: дать детям элементарные навыки правильного поведения и общения с животными, растениями. Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить несчастный случай, но также умение и желание не навредить, а сохранить и защитить природу и ее обитателей. Воспитывая культуру безопасности, необходимо внушать детям, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому, заботясь о природе, человек заботится о себе и своем будущем.

Примерный алгоритм наблюдения за животным

В процессе восприятия дети, следуя указанию педагога (или самостоятельно, отмечают: 1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным (белку сравнивают с кроликом, кошку с собакой, лошадь с коровой и т. д.);

2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питания на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отмечая различие и сходство;

3. Особенности в назначении и роли данного животного в природе (забота человека о животном; принадлежность данного животного к определенной группе: домашние и дикие; хищные и травоядные; всеядные; птицы; насекомые; рыбы; звери);

4. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.

Примерный алгоритм наблюдения за растением

В процессе наблюдения за растением дети отмечают:

1. Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения;

2. Особенности ухода и содержания данного растения сравнительно с уже знакомыми: требование растения к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определенной группе (деревья, кустарники, растения огорода, цветника, леса, луга и т. д., комнатные растения);

3. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.

Таким образом, организуя процесс наблюдения в соответствии с вышеуказанными структурой и алгоритмом обследования, осуществляется руководство восприятием детей по следующим направлениям:

– направление восприятия ребенка на определение объекта наблюдения (узнавание, называние);

– объяснение, напоминание методики наблюдения (плана);

– руководство процессом целенаправленного наблюдения в соответствии с поставленной целью и планом;

– обсуждение результатов наблюдения;

– использование полученных результатов наблюдения в изобразительной деятельности, в играх и других видах деятельности.

Правила поведения, которые нужно соблюдать в природе :

Правила поведения на воде

*Находясь у воды, будь очень осторожен.

*Купайтесь только под присмотром взрослых.

*Не купайтесь в незнакомых местах.

*Не заплывай далеко от берега, если еще не умеешь плавать.

*Не плавай в водоеме на предметах – это очень опасно.

*Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ноги.

*Никогда не заходи в воду, не плавай и не играй в воде, если рядом нет взрослых.

*Купаться можно в специально оборудованных местах.

Правила поведения на природе

*Не разоряй птичьи гнезда.

*Не ломай ветки деревьев.

*Не разоряй муравейники.

*Не лови бабочек ради забавы.

*Не обижай лесных жителей.

*Не рви много цветов.

*В лесу держитесь вместе.

*Не шумите.

*Не оставляй после себя мусор, закопай его.

*После отдыха на природе загасите костер водой.

*Если ты потерялся, начинай кричать, чтобы тебя нашли.

Правила грибников и ягодников

*Не собирайте незнакомые грибы.

*Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.

*Не употребляйте в пищу старые, испорченные грибы.

*Не храните необработанные грибы более суток.

* К ядовитым грибам относятся: бледная поганка, мухомор, ложный опенок, сатанинский гриб, желчный гриб, говорушка, энтолома ядовитая, вонючий мухомор.

*Не собирайте незнакомые ягоды.

*Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым.

* К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш майский, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый, болотистый вех, белена, дурман обыкновенный, борщевик.

Правила поведения с животными и насекомыми

*Не убегайте от собаки на улице.

*Не гладьте незнакомых животных.

*Не трогайте собаку или кошку, когда они едят или кого-то охраняют, особенно своих детенышей.

*Не маши руками перед осой или пчелой.

*Не давай сесть на себя оводам и слепням. Их укусы болезненны.

*Используй средства отпугивающие насекомых, и средства от их укусов.

*Внимательно осмотри свое тело и волосы после прогулки в лесу. Клеща надо немедленно удалить.

Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризирующийся ассимиляцией ребенком окружающей действительности (Ж. Пиаже, К. Бюллер). Действуя в условиях свободного выбора, ребенок мобилизует свой энергетический потенциал, реализует потребности в активной поисковой и преобразующей творческой деятельности. В процессе игры у ребенка формируются основы гуманного отношения к окружающему миру, поскольку межличностные отношения в игре строятся на началах равноправия и сотрудничества независимо от игровой ситуации.

Народные игры

русским играм присуща простота, общедоступность, гармо- ничность сочетания самобытного, национального начала с эле- ментами культур других народов. Есть игры народные, которые связаны с главным занятием славян-земледельцев: «Уж мы просо сеяли», «Жнец», «Мак», «Огород». В некоторых играх отражаются игровые действия: «Пастух и стадо», «Лошадки».

Дидактические игры

Дидактические игры проводятся с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняясь с учетом возраста детей. Усложнение идет за счет расширения знаний и развития мысли- тельных операций и действий.

Особое место отводится играм, содержание которых позволяет ребенку установить существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями природы («Лисы и зайцы», «Что сначала, что потом?»); средой обитания и особенностями питания («У кого какие зубы?», «Накорми животных»); между средой обитания и поведением животных («Угадай, какой я зверь», «Где я живу – не скажу, отгадай, я покажу»); экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям определенной среды («Хищные насекомые», «Загадочная тропинка», «Чей след?»).

Предметно-манипулятивные игры

Они проводятся с использованием различных предметов природы (листьев, семян, цветов, фруктов, овощей, камешков и т. д.). В качестве примера таких игр можно назвать следующие: «Путаница», «Вершки и корешки», «Угадай на вкус», «Коллекционер впечатлений», «Ящик ощущений», «Экологический тир» и др.

Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и др.). В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания дошкольников о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры должны иметь словесное сопровождение, которое может предварять восприятие картинки, либо сочетаться с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний). Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Они не требуют специального оборудования. Проводятся для закрепления у дошкольников знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх представления о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Что это за птица?», «Кто летает, бегает и прыгает?», «Когда это бывает» и др.

Сюжетные игры – те игры, в которых действия, согласно ее правилам, выполняются соответствующими участниками (исполняют роли, а содержание отражает определенный сюжет. Такие игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации. Например: «Магазин цветов», «Консервный завод». Основные природные материалы, которые предлагает использовать В. А. Дрязгунова в играх – это овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения. Овощи и фрукты привлекают детей, прежде всего, своей формой, окраской, вкусом, запахом. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.

Сюжетно-ролевые игры основаны на моделировании содержания экологической деятельности («Экскурсия по зоопарку», «Магазин цветов», «Экологическое путешествие», «В гостях у Лесовичка» и др.) или имитации природных процессов, отношений между объектами природы («Как дерево превращается в почву», «Приключения Экоколобка», «Маскировка» и др.). Такие игры в форме разыгрывания сюжетов экологических сказок (игры-драматизации и игры-театрализации) дают возможность передать взаимодействие в мире природы в собственной интерпретации детей. Сюжетно-ролевые игры учат решать экологические проблемы через понимание и сотрудничество, поощрение личного участия и личной ответственности; развивают образную память и воображение как способность проектировать различные экологические ситуации и их последствия.

Строительно-конструктивные игры («Экологический конструктор», «Экологические кубики», «Мастерская Лесовичка», «Экоград» и др.) связаны с моделированием, художественным творчеством, ручным трудом и предусматривают создание каких- либо предметов (моделей).

У детей формируются представления об освоении новых территорий, проектировании городов, машин в соответствии с природоохранными требованиями. Конструирование может выступать этапом подготовки других игр: изготовление предметов реквизита к играм-драматизациям или моделирование реальных и фантастических средств к играм-путешествиям. Из снега, глины, песка, бумаги, пластилина дошкольники могут создавать модели природных объектов; из камешков, опавших веточек, листьев, кусочков коры и другого природного материала – модели различных природных сообществ (море, водоем, лес, парк, огород и пр., другие поделки.

Литература:

Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей до- школьного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.

Публикации по теме:

«Предшкольное» образование: учеба или игра? Аннотация: В статье рассматриваются подходы к организации подготовки детей к школе. Методы и приемы развития предпосылок адекватного отношения.

Воспитание личности через экологическое образование “Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности,.

Анкета для родителей «Экологическое образование в семье» Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

Консультация по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе»Консультация по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование.

Культурно — экологическое образование старших дошкольников средствами фольклора Актуальность проекта: - обусловлена потребностями современного образования в воспитании и развитии творческой личности ребенка дошкольного.

Патриотическое воспитание через экологическое образование дошкольников ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.

Экологическое образование дошкольников Экологическое образование дошкольников через реализацию совместных проектов в рамках социального партнерства. Экологическое воспитание.

Прикоснуться к природе. Экологическое воспитание дошкольниковПрикоснуться к природе. Экологическое воспитание дошкольников Тяга к прекрасному проявляется уже в раннем детстве. Малыш увидел ромашку и тянет к ней ручки, а мама уже спешит сорвать цветок! Попробуйте.

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно важно в настоящее время. 2017 год в России объявлен годом экологии. Формы и методы экологического воспитания дошкольников Воспитатель ФБГДОУ "Центр развития ребенка д/с "Сосны": Петухова В. Н. Родная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование дошкольного в играх или как воспитать дошкольника в любви к природе
Опубликовано: 8 января 2018 в 14:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД