Андрюхина Наталья Николаевна
Экологическое образование детей младшей группы-деятельностный подход, как формирование личности.
▼ Скачать + Заказать документы
«КОМПОНЕНТЫ, ВХОДЯЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ,КАК СРЕДСТВА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»
(из личного опыта работы-Экологическое воспитание во второй младшей группе №5)
Публикация «Экологическое образование детей младшей группы-деятельностный подход, как формирование личности,» размещена в разделах
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в детский сад, в моём случае это «Вторая младшая группа».
Летом 2015года, многие наши «выпускники в школу» разъехались на дошкольные каникулы, а мне в свою очередь удалось поработать с малышами нашего детского сада, познакомиться с ними поближе. Ведь именно они - мои воспитанники на следующие четыре года. Летом было много возможностей познакомить их с окружающей природой. На территории нашего сада много цветников, миксбордеров, даже прекрасный огород, на котором растут овощи, зелень, ягоды…
Мы с малышами рассматривали огромные листья декоративной капусты, обследовали кабачки разной формы, наблюдали в парнике за ростом помидорчиков от соцветий, завязей до созревания бурых мясистых плодов, любовались яркими подсолнухами, срезали укропчик для супа. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей и развитие первых представлений об окружающем нас всех мире.
Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой.
Конечно, я всегда помню, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в тече-ние продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений.
Мы, воспитатели, понимаем, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.
Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
•мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
•медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
•подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим и мой излюбленный приём - «Моделирование» различных объектов;
•частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
•использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
•осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
•частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
Моя главная задача в работе с детьми младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому я, прежде всего, сосредотачиваюсь на сенсорном развитии детей.
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
В возрасте двух - трех лет дети учатся различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, познают их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познают видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получают первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, кенару в клетке — зёрна и вода, берёзе на участке — вода, а воробьям, синичкам и снегирям зимой — зёрнышки, ягодки и крошки хлеба.
Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними.
Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями ма-лышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Очень важное место в технологии занимает игра — несложна сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок мной используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.
Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова следуют за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое включается как можно больше органов чувств.
Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение я обозначаю словом, прошу детей повторять за мной. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Прошу детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
Я очень осторожно ввожу игру, как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для меня стоит задача отобрать для исследования окружающей среды простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подошли сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»…
С самого начала года я во второй младшей группе многократно рассказываю и разыгрываю с перчаточными куклами би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку. Приходила в костюме Бабки на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды, знакомила детей с самыми разными плодами, участвовала в их обследовании, давала попробовать…
Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. Делается это очень просто. На занятия приходит либо Дед, либо Баба (я сама переодеваюсь в героев сказок - это быстро, не трудно и весело, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Макет «У дедушки в деревне» даёт возможность закреплять полученные знания в игровой форме.
Я даю возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных коров и коз, пасут их, ставят для них сарай, сами подражают их действиям и звукам. Я оставляю после бесед макеты в коробках для обследования и разыгрывания разных ситуаций, для простого рассматривания внешнего вида, строения тела, цвета…Дети очень бережно и аккуратно относятся ко всему, что я делаю. Я думаю потому, что я всё делаю, можно сказать, на их глазах (делаю, конечно, заранее, но последний штрих обязательно при них и вместе с ними, а как можно сломать то, в чём они сами принимают участие.
Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок, русского фольклора - песенок, прибауток, пословиц и поговорок, которые они слышат от своих близких, особенно от бабушек и дедушек.
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
•разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумными рыбками (аквариум в соседней группе, декоративной птицей (кенара приносят мои друзья, ёлочками на участке в зимнее время (сами с ребятами сажаем, как и другие деревья и кустарники, осенними цветущими растениями (в миксбордерах детского сада, весенними первоцветами (выращиваются из луковиц гиацинты на подоконнике, а на участке это крокусы, осенними красивыми сухоцветами (специально выращиваю на даче). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы
•ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием большой дидактической куклы Кати, соответственно сезону в интерьере ДОУ.
•участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно, во время прогулок, особенно в разгар зимней подкормки;
•наблюдения за обитателями скворечников, писком и чириканьем, а затем и первыми полётами птенцов, за кормлением взрослых птиц-родителей своего потомства;
•проращивание лука-репки, фасоли в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (краткосрочные и долгосрочные проекты) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
•совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
•рассказывание и инсценировки, показ кукольного спектакля, использование пальчикового театра, обыгрывание народных сказок, использование настольного театра, рассматривание иллюстраций в книгах, иллюстрации на магнитах, изготовление макетов (муравейника, вулкана, использование фланелеграфа и коврографа.
•проведение бесед, экологических занятий;
•проведение экологических досугов;
•исследовательская и опытническая деятельность, фокусы;