Папки-передвижки

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Неля Мошкина
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Аннотация: Дошкольники только начинают узнавать окружающий мир: знакомятся с различными животными, растениями и законами природы. И вся работа, связанная с экологическим образованием, возлагается на воспитателей детского сада. Необходимо организовать группу, двор, организовать живой уголок природы и провести работу, которая позволит дошкольникам познакомиться с окружающим миром.

Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Экологическая культура включает в себя не только понимание красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее сохранению. Важно соблюдать и обсуждать правила поведения с детьми, помогать им получить практический опыт ухода за растениями, животными. По мере взросления детей, обязанностей постепенно становится больше.

Экологические проблемы - это глобальные проблемы населения мира. Интенсивное увеличение населения планеты с истончением озоновой коры, глобальным изменением климата, истощением верхних слоев почвы, природных ресурсов, сокращением запасов питьевой воды, а также рост промышленного производства, рост техногенных аварий - это проблемы, представляющие интерес для каждого государства. Взятые вместе, они создают среду обитания, которая постоянно ухудшается для самого человека. В прошлом веке людей постигло разнообразие заболеваний, - вот итог неправильного взаимодействия человека с природой.

К плохим местам обитания, загрязненной воде, атмосфере особенно чувствительны маленькие дети. Проблемы экологии напрямую связаны с процессом формирования населения, а так же с потребительским отношением к окружающему миру. Экологическое образование дошкольников имеет существенное значение для всего общества. Основы экологической культуры должны закладываться в юном возрасте, в значительной части теми, кто работает в сфере дошкольного образования и самими родителями.

Изучение «азов» экологической культуры - это сознательно правильное отношение непосредственно к природе во всем ее разнообразии, к людям, которые ее оберегают. Это также осознание зависимости человека от состояния природы, и способности творчески взаимодействовать с ней.

Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях проходит по нескольким направлениям: при непосредственном взаимодействии с детьми, педагогическим коллективом, родителями.

Даже самые обычные прогулки по территории детского сада можно трансформировать в экологические занятия. Необходимо использовать как можно больше интересных объектов живой и неживой природы. Это деревья, кустарники разных видов, форм, возрастов, старые пни с лишайниками и мхами, насекомыми. Так, дети могут понаблюдать за природой, поделиться наблюдениями, поиграть. Такие прогулки познакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями в жизни растений и животных в зависимости от времени года.

На современном этапе развития ДОО одно из средств, которое усиливает развивающий эффект образовательной программы, а также оказывает положительное влияние на формирование личности дошкольника, является метод проектов, который можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу воспитательного процесса, что отражено в результатах современных исследований.

Согласно мнению Н. В. Матяш, метод проектов – это совокупность определенных действий, предварительной работы, замысла, с целью создания реального предмета, объекта либо теоретического и творческого продукта. Результат проектного метода – это творческая деятельность.

Важно внедрять новые технологии с целью достижения результата образования, где метод проектов является системообразующим подходом, усиливающий эффекты программы образования, оказывая положительное воздействие на личностное развитие ребенка.

Проектный метод основывается на понимании дошкольников важности в личностном развитии, учитывает возможности, творчество, эмоции, самостоятельность.

Метод проектов вызывает у дошкольников интерес к познанию, способствуя личностному росту и формирует познавательную активность, так как выполнение проекта создает ситуации решения нескольких задач и от ребенка требуется навык координирования собственных усилий и усилий других людей. Для того чтобы ребенку добиться успеха, важно активно искать информацию, добывать новые знания. [1]

Проект может иметь самые разные тематики, в процессе его реализации параллельно решаются творческие, образовательные и психологические задачи.

Работа над проектом в рамках экологического образования очень важна для развития когнитивных способностей детей. Это неудивительно, ведь общее видение окружающего мира формируется путем объединения знаний из различных дисциплин.

Поскольку проектный метод представляет собой систему, которая постепенно усложняет практические вопросы, дети могут постоянно реконструировать свой опыт, углублять свои знания об окружающей среде, совершенствовать свои практические навыки и способности.

Педагог заранее тщательно продумывает и предварительно планирует проектную деятельность. Педагог при планировании проекта определяет тему и подбирает материалы, а также подсказывает пути реализации проекта для детей : у кого просить помощи, какие материалы использовать, как оформить продукт. [2] Чем старше дети, тем большую самостоятельность им предоставляют на этапе планирования. При этом дети сами могут предложить проблемы проектов, например: исследование на тему «Почему тают ледники?», «Микропластик, что за беда?», «Проблема глобального потепления», либо это могут быть фотопроекты «Загрязнение моего города», организация акций «Раздельный сбор мусора», либо создание специальных корзин для сортировки отходов, также это могут быть природные проекты: «Создание кормушек», «Животные моего края», «Природные особенности моего города» и так далее.

Использование проектного метода в экологическом воспитании детей старшего возраста заключается в подготовке определенных образовательных условий.

1. Первым условием является повышение познавательного интереса детей к природным объектам и явлениям. Проектный метод позволяет повысить познавательный интерес к различным областям, представляющим экосистему.

2. Следующее условие заключается в том, чтобы дети начали активно реализовывать экологические проекты. Проекты, которые делают дети, должны вызывать у них энтузиазм и идти от сердца. Тогда необходимость концепции экологии будет понята и лучше усвоена.

3. Третье условие - использование интеграции в сфере образования на основе единого экологического проекта. [3]

Наблюдение, экспериментирование и практическая деятельность способствуют накоплению конкретных, образных представлений о реальности, реальных знаний, которые, в свою очередь, становятся материалом для дальнейшего понимания, обобщения и систематизации. В результате дети начинают понимать, что предметы и явления взаимосвязаны и составляют единое целое, что окружающий мир не статичен, а постоянно меняется. Тема выбранного экологического проекта будет «спроецирована» на все образовательные направления ФГОС и на все структурные подразделения образовательного процесса через деятельность разных типов детей. Таким образом, образовательный процесс становится не фрагментарным, а целостным.

Одна из самых популярных форм экологического просвещения - экскурсии. Дети знакомятся с флорой и фауной своей среды обитания. Во время экскурсий дети развивают наблюдательность, собирают различные материалы для дальнейшей работы и группового обсуждения. Красота зимней, летней природы волнует детей, способствует развитию эстетических ощущений.

Дети старших групп проявляют интерес к проведению различных экспериментов. Они помогают установить причинно-следственную связь между различными явлениями и объектами, развивают мышление, наблюдательность и тренирует познавательный интерес у детей. Каждый ребенок учится самостоятельно анализировать и делать выводы по увиденному эксперименту.

Так же можно использовать различную художественную литературу, которая помогает затронуть чувства детей. В последующем общении дети выражают свою радость, сопереживание, спрашивают о возможности спасти героев, сожалеют о них или наоборот радуются.

Важно организовывать с детьми тематические уроки, на которых они могут рисовать, заниматься лепкой, слушать звуки живой природы. Они по-прежнему любят делать различные поделки из природных материалов, собранных своими руками.

С детьми постарше практикуются различные формы занятий, например викторины, конкурсы, дидактические и ролевые игры на темы экологии, природы, способов ее сохранения. Благодаря таким занятиям дети развиваются интеллектуально, обновляют свои представления о законах и фактах природы. Хочется подчеркнуть что, игры не только дают детям возможность быть счастливыми, но и способствуют их всестороннему развитию. Во время игры детям предоставляется свобода действий, они расслаблены, у них есть возможность проявить собственную инициативу. В игры можно играть со сказочными персонажами, которые делают обстановку менее научной, а также более живой и запоминающейся.

В своей деятельности воспитатель должен использовать также сюжетные игры, мастерские по изготовлению игрушек, игры-иллюстрации, настольные игры, театрализованные игры. Их цель - не только развлечение. У детей возникают гуманные чувства, желание помочь, решить возникшую проблему.

Одним из образовательных аспектов, связанных с формированием экологической культуры детей, является создание благоприятной экологической среды в детском саду. Для этого нам нужно создать пространство, где все дети могли бы получить все необходимое, чтобы узнать о живой природе.

Среди них наиболее популярными являются «живой уголок» и уход за растениями и цветами. Правильный воспитательный эффект достигается при условии непосредственного участия детей в процессе, а не только наблюдений со стороны.

Экологические проблемы становятся все более и более важными. Дошкольное учреждение играет важную роль в обществе, поскольку раскрывает красоту природы подрастающему поколению, учить ценить ее и беречь. Обучение наших детей окружающей среде может помочь им выработать устойчивые привычки, которые, скорее всего, сохранятся у них по мере взросления. Даже небольшие действия со временем оказывают большое влияние.

Библиографический список

1. Бахтина, Е. В. Межкультурный диалог в библиотеке / Е. В. Бахтина, Ю. Ф. Андреева, В. В. Орлов // Библиопанорама. – 2017. – № 1. – С. 32–34.

2. Брянцева, М. В. Альтернативные формы противодействия антисоциальным проявлениям молодежных субкультур / М. В. Брянцева // Самоидентификация молодежи в социальном пространстве. – Москва, 2009. – С. 68–78.

3. Головачев, В. С. Возможности межрегионального проектного взаимодействия учреждений образования и культуры в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников / В. С. Головачев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2019. – № 5. – С. 143–150

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Поэтому знакомство с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 16:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД