Получи документы

Экологическое воспитание дошкольников

Юлия Алешкина
Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства, период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое воспитание дошкольников».

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет.

                     Воспитание дошкольника должно рассматриваться как начальный этап работы с детьми в области экологического воспитания и образования, и представлять собой воспитательно-образовательный курс, направленный, в первую очередь, на формирование у ребенка эмоционально-чувственного базиса для последующего получения им теоретических знаний в области экологии.        

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей, особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Можно выделить основные задачи экологического развития детей :

1. Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;

2. Развитие понимания и взаимосвязей в природе и места человека в них;

3. Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

4. Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

5. Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

6. Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т. д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. («кружатся листья», «падают снежинки», «ходит котик» и т. д.). Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом. Далее основные признаки природных объектов и явлений переводятся в условные обозначения, детей учат составлять схемы, модели.

Основным методом в экологическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста является наблюдение.  С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы, но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы.

Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности — это показатель его экологической воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.

Наблюдения, опыты  и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:

—        объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

—        окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется

Важный метод экологического воспитания — слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа — четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому перед педагогом и родителями встает трудная задача построить занятия таким образом, чтобы с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство, а с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний.

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Как известно, эффективное обучение может происходить только тогда, когда у ребят сформирована высокая мотивация к познанию нового материала. Невозможно предположить, что у ребенка стихийно сложится высокий уровень интереса к познанию природы. Для того, чтобы из детей выросли граждане, любящие и понимающие природу и все, что с ней связано, необходимо мотивировать детей еще с раннего детства - в семье, затем в дошкольных учреждениях, в школах и т. д.

Чтобы экологическое воспитание и образование не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического  сознания. Экологически образованная личность, зная, какой вред природе приносят  те или иные действия, формирует  свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос  об их правомерности.

Использование комнатных растений для развития интереса к познанию природы.

В дошкольном возрасте дети открыты навстречу всему новому. Это позволяет успешно вовлекать ребят в разнообразную посильную для них деятельность. Не сразу, постепенно ведущим видом деятельности становится для них работа ярко выраженного социального значения – общественно-полезный труд, одним из видов которого может стать выращивание комнатных растений для озеленения детского сада.

Комнатные растения в учебном – воспитательном процессе находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в детском саду. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на познавательных занятиях живых растений.

Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за ними, развивает наблюдательность, способствует воспитанию творческого подхода к практической деятельности.

Специальный подбор комнатных растений, привлечение к их выращиванию  у ребят могут стать серьезным подспорьем в развитии познавательного интереса, в экологическом воспитании, особенно таких его важных качеств, как личная заинтересованность и осознанная ответственность. Кроме того, это поможет воспитать такие качества, как трудолюбие, аккуратность, любознательность, наблюдательность.

Растения в группе или дома не только украшают интерьер, делают его теплее и уютнее, особенно в нашей климатической зоне, когда снег ложится в конце октября, а сходит только в конце апреля – начале мая.

Помимо эстетической и гигиенической функций, правильно подобранные и грамотно размещенные растения могут послужить в полном смысле «живыми» учебными пособиями.

   Например, сезонные изменения в природе можно изучать не только на примере растущих на улице листопадных деревьев, кустарников, трав и пр. Очень интересным может оказаться наблюдение за ростом и развитием алоэ древовидного, которое начинается осенью, т. к. это растение из южного полушария. Еще одно растение южного полушария – зигокактус  усеченный, цветущий в конце осени-начале зимы, также иллюстрирует сезонные изменения в природе – но противоположного нашему полушария.

Таким образом, мы приходим к выводу, что использование комнатных растений при изучении различных тем, не только может сделать процесс обучения и воспитания более наглядным, конкретным и образным, но и помогает выработать у детей чувство ответственности, личной сопричастности к маленьким кусочкам живой природы, которые они взяли под свою опеку, развивать познавательный интерес к природе.

 Прогулки и экскурсии,  проводимые с целью развития  познавательного интереса.

        Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. На прогулках знакомим воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей, организуем разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д.  У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.

         Сколько радости детям приносит просто общение с живой елочкой. Экскурсии дают возможность показать детям приметы  и явления природы в естественных условиях, во  всем многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных явлениях, здесь закладываются любовь к нашей русской природе.

  Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, их изменений несет огромную смысловую нагрузку:  учат сравнивать, сопоставлять.

  В зимний период начинается подкормка птиц. Дети могут свободно наблюдать, как птицы садятся на ветки и ждут семян, крошек хлеба. Это хорошее время для наблюдения за поведением птиц, их питанием.

       В зимнее – весенний период еженедельно проводится наблюдение за набуханием почек и появлением первых листочков на срезанных ветках в возе с водой. Организуется посадка лука на подоконнике для наблюдения за его ростом и развития в разных условиях: (ставим эксперименты)

   Например:

Лук растет с водой,  без воды, со светом, без света.

      Одновременно зеленый лук является хорошим витамином подспорьем для детского организма в зимнее время.

   В весенний период в уголках природы производится посев овощных и цветочных культур. В процессе этой работы дети получают и закрепляют элементарные знания об экологии растения, у них закладывается понимание связи роста и развития семян в условиях окружающей среды.

Для формирования интереса познания природы широко используются трудовые  поручения, действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными, так же используем загадки,  рассказываем стихотворения,  интересные истории, так как все это способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением. Мы стараемся сформулировать и освоить с детьми правила поведения в природе, закрепив их практическими делами. Предлагаем некоторые рекомендации,  которые нами используются при организации экскурсий в лес, или парк.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу  коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширится, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

         Итак, современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

На современном этапе проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является актуальной, что позволяет педагогам творчески подходить к решению данной проблемы.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группыЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группы Экологическое воспитание детей старшей группы в ДОУ[/b] Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных.

Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Экскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольниковЭкскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольников В нашем детском саду созданы необходимые условия для экологического воспитания дошкольников. Оборудован "Зимний сад", где ребята могут не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 31 мая 2022 в 13:33
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД