Получи документы

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой (6 фото)

Наталья Николаевна Шилкина
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

Если ребенок поймет, что его благополучие это завтрашний день, что счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха, воды и от конкретной помощи ручейку и березке, то он встанет в ряды защитников и друзей природы. Писатели, поэты, всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. А. В. Сухомлинский писал: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» Вот почему так важно с раннего детства прививать у детей любовь к чтению художественных произведений.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах

Свою работу начала с диагностики. Результаты показали низкий уровень сформированности экологической культуры у большинства детей. Проведенное анкетирование родителей воспитанников «Что и как читаем дома?»(Прил. №1) показали, что существует опасная тенденция падения интереса к книге. На смену чтению в семье пришли компьютерные игры, интернет, телевизор. У детей пропадает интерес к художественной литературе. Я решила объединить эти две проблемы в одну: как воспитать в детях позитивное отношение к природе через любовь к художественной литературе.

Поставила перед собой следующие задачи:

1. Познакомить детей с творчеством писателей В. В. Бианки, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина, Н. И. Сладкова и других писателей

2. Учить детей видеть красоту родной природы в художественных произведениях, реагировать на поэтическое слово

3. Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

5. Привлечь родителей к данной проблеме.

Составила план работы:

1. Создать картотеку книг по экологическому воспитанию.

2. Ежемесячно оформлять выставки природоведческой литературы.

3. Пополнить книжный уголок литературой экологического содержания.

4. Оформить папки-передвижки: «Портреты детских писателей», «Пословицы и поговорки о природе», «Расскажем сказку вместе», «Что такое книга?»)

5. Пособия: «Мудрые пословицы о природе», «Откуда к нам приходит книга», «Учим детей отгадывать загадки

6. Разнообразить методы и приемы.

7. Подготовить и провести КВН совместно с родителями и детьми.

8. Использовать интеграцию в воспитательно-образовательном процессе.

9. Разработать цикл интегрированных занятий с использованием художественных произведений.

У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является детский фольклор. Его я использовала чаще в младших группах. Это, песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, подражание голосам птиц и животных. («Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга» «Дождик-дождик пуще.»)

Постоянно использовала в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки. Они играют большую роль в ознакомлении детей с природой. Во многом «экологичны» сказки: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В них, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтовВ своей работе использовала творчество К. Д. Ушинского - основоположника русской педагогической науки. Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считаю В. Бианки. С удовольствием знакомила детей с его творчеством. Произведения В. Бианки помогли в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Использовала произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

В наблюдениях за объектами и явлениями природы часто использовала художественное слово. Это помогло детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Старалась умело сочетать художественное слово с непосредственным наблюдением детей.

Фото №1 Писатели поэты всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме

Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе. Так после заучивания стихотворения «Покормите птиц зимой» дети с родителями проявили большую активность в акции «Наши пернатые друзья».

Были изготовлены и развешены на участке самые разные кормушки, сделанные с большой любовью и старанием.

Фото №2 В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественной слово

Стихотворную форму о природе использовала и в других видах деятельности:

-пальчиковые игры:

«Вырос чудесный цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки»

Фото №3 Она с одной стороны воспитывает в детях умение видеть красоту природы чувство любви и бережное отношение к ней с другой обогащает их представления учит выделять закономерности природных явлений

-физкультминутки: «Дети по лесу гуляли за природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели»Для меня было очень важно донести до детей смысл произведений и всегда в глазах появлялось сочувствие, сопереживание, радость, восторг от прочитанного.

Работа с родителями:

1. Консультации «Что такое экологическое воспитание, «Организация домашнего чтения в семье» «Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей»

3. Папки-передвижки «Воспитываем читателя», «Воспитание детей художественной литературой» «Что и как читаем детям о природе»,

4. Совместный КВН детей и родителей на тему «По лесным тропинкам»

Фото №4 Сухомлинский писал Чтение это окошко через которое дети видят и познают мир Вот почему так важно с раннего детства прививать у детей любовь к чтению художественных произведений

Из своего опыта могу сказать, что у детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу и что произведения писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию.

Результат показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям. Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру. Увеличилось число детей, которые считают животных и растения самоценными живыми существами, Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, более наблюдательны, научились сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к объектам природы. Кроме того, у детей появился интерес к чтению художественной литературы. Родители стали больше уделять внимания семейному чтению. Таким образом, на своем опыте я пришла к выводу, что художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Фото №5 Публикация Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой размещена в разделах Воспитание детей
Публикации по теме:

Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с родным городом Растить гражданина-патриота нужно начинать с дошкольного возраста, Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей в процессе наблюдения и исследовательской деятельности» Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным городом» «Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа,.

Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет)Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет) Наши воспитанники подготовительной группы, уже владеют всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда.

Приемы воспитания культуры речи в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой Приемы воспитания культуры речи в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. (младший дошкольный возраст). Воспитатель:.

Работа с родителями по теме «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Сентябрь: Анкетирование «Что такое экология?». Подборка экологической литературы для родителей. Собрание «Формирование начал экологической.

Родительское собрание в средней группе «Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром» Родительское собрание в средней группе «Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром». Цель: Повышение.

Экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с лекарственными растениями Без природы в мире людям Даже дня прожить нельзя Так давайте к ней мы будем Относиться как друзья. Л. Парукова В настоящее время, как никогда,.

Экологическое воспитание в процессе ознакомления детей с природой В педагогической литературе содержание понятия «экологическое воспитание» трактуется по-разному. Так, А. А. Вербицкий утверждает, что под.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Опубликовано: 19 сентября 2016 в 21:12
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Шилкина (УИ 583941) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД