Наталья Николаевна Шилкина
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребенок поймет, что его благополучие это завтрашний день, что счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха, воды и от конкретной помощи ручейку и березке, то он встанет в ряды защитников и друзей природы. Писатели, поэты, всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. А. В. Сухомлинский писал: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» Вот почему так важно с раннего детства прививать у детей любовь к чтению художественных произведений.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Свою работу начала с диагностики. Результаты показали низкий уровень сформированности экологической культуры у большинства детей. Проведенное анкетирование родителей воспитанников «Что и как читаем дома?»(Прил. №1) показали, что существует опасная тенденция падения интереса к книге. На смену чтению в семье пришли компьютерные игры, интернет, телевизор. У детей пропадает интерес к художественной литературе. Я решила объединить эти две проблемы в одну: как воспитать в детях позитивное отношение к природе через любовь к художественной литературе.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с творчеством писателей В. В. Бианки, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина, Н. И. Сладкова и других писателей
2. Учить детей видеть красоту родной природы в художественных произведениях, реагировать на поэтическое слово
3. Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
5. Привлечь родителей к данной проблеме.
Составила план работы:
1. Создать картотеку книг по экологическому воспитанию.
2. Ежемесячно оформлять выставки природоведческой литературы.
3. Пополнить книжный уголок литературой экологического содержания.
4. Оформить папки-передвижки: «Портреты детских писателей», «Пословицы и поговорки о природе», «Расскажем сказку вместе», «Что такое книга?»)
5. Пособия: «Мудрые пословицы о природе», «Откуда к нам приходит книга», «Учим детей отгадывать загадки
6. Разнообразить методы и приемы.
7. Подготовить и провести КВН совместно с родителями и детьми.
8. Использовать интеграцию в воспитательно-образовательном процессе.
9. Разработать цикл интегрированных занятий с использованием художественных произведений.
У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является детский фольклор. Его я использовала чаще в младших группах. Это, песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, подражание голосам птиц и животных. («Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга» «Дождик-дождик пуще.»)
Постоянно использовала в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки. Они играют большую роль в ознакомлении детей с природой. Во многом «экологичны» сказки: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В них, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтовВ своей работе использовала творчество К. Д. Ушинского - основоположника русской педагогической науки. Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считаю В. Бианки. С удовольствием знакомила детей с его творчеством. Произведения В. Бианки помогли в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Использовала произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
В наблюдениях за объектами и явлениями природы часто использовала художественное слово. Это помогло детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Старалась умело сочетать художественное слово с непосредственным наблюдением детей.
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе. Так после заучивания стихотворения «Покормите птиц зимой» дети с родителями проявили большую активность в акции «Наши пернатые друзья».
Были изготовлены и развешены на участке самые разные кормушки, сделанные с большой любовью и старанием.
Стихотворную форму о природе использовала и в других видах деятельности:
-пальчиковые игры:
«Вырос чудесный цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки»
-физкультминутки: «Дети по лесу гуляли за природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели»Для меня было очень важно донести до детей смысл произведений и всегда в глазах появлялось сочувствие, сопереживание, радость, восторг от прочитанного.
Работа с родителями:
1. Консультации «Что такое экологическое воспитание?», «Организация домашнего чтения в семье» «Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей»
3. Папки-передвижки «Воспитываем читателя», «Воспитание детей художественной литературой» «Что и как читаем детям о природе»,
4. Совместный КВН детей и родителей на тему «По лесным тропинкам»
Из своего опыта могу сказать, что у детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу и что произведения писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию.
Результат показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям. Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру. Увеличилось число детей, которые считают животных и растения самоценными живыми существами, Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, более наблюдательны, научились сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к объектам природы. Кроме того, у детей появился интерес к чтению художественной литературы. Родители стали больше уделять внимания семейному чтению. Таким образом, на своем опыте я пришла к выводу, что художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.