Оксана Скворцова
Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам.
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасении природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Приступая к работе по ознакомлению с природой родного края, провела мониторинг. На основе проведенного мониторинга определила задачи:
- обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
-расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.
Мною был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края» и намечен план работы с родителями.
В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; создать мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.
Работа с детьми по теме
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань…
Леса и поляны,
Сады и лиманы –
Все это родная Кубань.
В. Подкопаев
Сентябрь: Мониторинг по теме
Октябрь: Беседы на темы «Я живу на Кубани», «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие звери нашего края», «Осень наступила».
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Экспериментирование с ветром, песком.
Д/и «Чей след?», «Чей хвост?», «У кого кто?», «К названному дереву беги».
Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка березы»; лепка «Животные Кубани»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес»; аппликация «Что нам осень принесла».
Чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Беляк», «Белка», С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик», И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.
Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Зимующие птицы Кубани», «Лесной доктор», «Дятел».
Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.
Д/и «Птичье лото», «Кто (что) летает?», «Чей клюв?», «Составь птицу», «Зимующие и перелетные птицы», «Что это за птица?», «Лето или осень?».
Кормления птиц на прогулке.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц», Звуки природы», «Шум дождя».
Художественное творчество: рисование «Птицы нашего поселка», «Птица, придуманная мною»; лепка «Красивые птички», аппликация «Кормушки для птиц».
Подвижные игры «Перелет птиц», «Совушка», «Птички и кошка», «Воробышки и автомобиль», «Летает - не летает».
Чтение: Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?», С. Алексеев «Родная природа», И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Мастера без топора», М. Зверев «Лесные доктора», М. Пришвин «Этажи леса».
Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Красная книга».
Экспериментирование с водой, со льдом, со снегом.
Д/и «Кто, где живет?», «Птицы, звери, рыбы», «Кто к кормушки прилетел?», «Опиши, мы отгадаем».
Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой», «Наша нарядная елка»; аппликация «Снегирь», «Ветка рябины»; лепка: «Снеговик», «Лесные шишки».
Изготовления и украшение кормушек для птиц.
Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».
Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу
Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели», З. Александрова «Птичья столовая».
Наблюдения за живой и неживой природой.
Экскурсия в зимний парк.
Январь: Беседы на темы «Кубань наша Родина», «Водоемы Краснодарского края», «Обитатели водоемов Кубани», «Растения в нашем уголке природы».
Составления рассказов о рыбах.
Рассматривание иллюстраций Черного и Азовского морей, их обитателей.
Наблюдения за погодой, живой и неживой природой.
Экспериментирование с водой.
Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба?», «Собери рыбу».
Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа Кубани зимой»; аппликация «Морское царство»; лепка «Кто живет в нашем аквариуме».
Чтение о природе родного края; загадывание загадок о рыбах.
Февраль: Беседы на темы «Наши четвероногие друзья», «Собака – друг человека», «Как нужно вести себя на природе?», «Как люди помогают лесным обитателям зимой».
Огород на окне: выращиваем лук.
Заучивание загадок о животных, птицах.
Экспериментирование с ветром.
Д/и «Кто же я», «Пищевые цепочки», «Рыба, птица, зверь».
Художественное творчество: рисование «Собака – друг человека»; аппликация «Что за зверь?», «Кто прилетел к кормушке?».
Рассматривание картин «Охрана границы», Собачья упряжка», «Овцы на пастбище».
Чтение: Б. Рябинин «Рассказы о верном друге», В. Бианки «Чьи это ноги»; чтение о природе родного края.
Март: Беседы на темы «Прошла зима холодная», «Лекарственные растения Кубани», «Путешествие растений», «Станем юными защитниками природы».
Рассматривание картин «Мартовское солнце», «Медведи весной», «Семья волков летом», «Белки строят гнезда», «Март» И. Левитана, «Конец зимы» К. Юона; рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях Краснодарского края, растениях занесенных в красную книгу.
Д/и «Чья шишка?», «Чьи цветы?», «Найди растение по листу».
Развлечение «Встреча весны».
Экспериментирование с песком.
Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация
«Во поле береза стояла».
Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», И. Акимушкин «Жил был медведь», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».
Апрель: Беседы на темы «Весна в жизни лесных зверей», «Зачем нужно беречь природу?», «Как человек охраняет природу», «Зеленая аптека».
Огород на участке: посадка овощных культур; посадка и прополка цветочных клумб.
Опыт «Свойства солнечных лучей».
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Экскурсия на пруд, в заповедник
Д/и «К названному дереву беги», «Я садовником родился», «Когда это бывает», «Расскажи какой цветок?».
Художественное творчество: рисование «Семья ежей», «Ласточки прилетели», аппликация «Бабочка», «Сирень».
Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях, насекомых; В. Бианки «Зеленый пруд», «Приключение муравьишки».
Май: Мониторинг