Экологическое воспитание в процессе формирования временных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Уваркова Евгения
Экологическое воспитание в процессе формирования временных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Земля – наш маленький, прекрасный и единственный дом, в котором человек должен быть хозяином. Понятно, что люди должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками разумного преобразования природы. Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребёнка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления. Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах, очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление. Ребёнок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы. Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пёстрые бабочки – интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Ребёнок воспринимает природу ярче и острее взрослого. Важно не дать угаснуть детской любознательности, развивать наблюдательность, помочь в познании окружающего мира. Всё это очень важно при воспитании у детей чувства времени. Ведь он во времени живёт. Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, годами, веками, эпохами.

В период дошкольного детства необходимо воспитывать интерес к явлениям природы, научить ребёнка выделять существенные признаки в том или ином явлении, накопить определённый запас знаний о природе. В младшем школьном возрасте имеющиеся знания углубляются и систематизируются. Знания о временах года лучше давать в сравнении с предыдущим сезоном, обязательно опираясь на жизненный опыт детей. Очень хороши наблюдения и экскурсии, походы и прогулки в разные сезоны. Необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Так, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Необходимо систематическое ознакомление детей с календарём в детском саду. Занятия, наблюдения помогают детям понять мир природы, они учатся любить и оберегать её. Познают, что в мире природы всё взаимосвязано с временными отношениями. Ознакомление с календарём облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определённому плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, кружки, что будет способствовать формированию их психологической готовности к ним. Знакомство с календарём поможет осознать также последовательность времён года. Ребёнок видит начало и конец каждого календарного времени года, с которыми связаны сезонные изменения. Например, жёлтые листья – это осенью, снегопад – это зимой, набухание почек – это весной и т. д. Наконец знакомство с календарём необходимо в плане подготовки детей к школе, к твёрдому распорядку занятий по часам и по дням недели.

Очень эффективен в работе с детьми – отрывной календарь, как наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок – это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. Листок календаря легко срывать, на лицевой стороне каждый листок содержит цифру (число,названия дня недели и месяца. Съёмные листки складывались последовательно по 7 листков и скреплялись, 7 листков – 7 дней недели – создавали у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца подсчитывалось количество недель и дней прошедшего месяца. Листки прошедшего месяца скреплялись стопкой. Таким образом, таких стопок становится больше, и они показывают порядок следования месяцев каждого времени года. Дети сами снимали листки календаря и складывали из суток неделю, из недель – месяц, затем определяли место данного месяца во времени года и последовательно складывался год. Производя все эти действия, дети постепенно постигали и осознавали сложные количественные и экологические взаимосвязи отдельными мерами времени. Дети знали, что в году 12 месяцев, что первым месяцем в году является январь, а последним декабрь. Знали они и последовательность месяцев, могли определить, которым по порядку является тот или иной месяц. Многие ориентировались и в четырёх временах года, соотнося с ними определённые месяцы. Открывая календарь на новый год, были произнесены строки стихотворения С. Я.Маршака: «Открываем календарь – начинается январь». Также при ознакомлении детей с днями недели, мы каждый день недели обозначили соответствующим цветом. 7 дней – 7 цветов радуги. По цвету, дети могли определить каждый день недели.

Итак, у детей дошкольников наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру.

Экологическое воспитание в процессе формирования временных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Публикации по теме:

Организация методической работы с педагогами «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ Тема самообразования «Организация методической работы с педагогами по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного.

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой мордовского народа» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является духовно-нравственное развитие и воспитание, которое и представляет.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой мордовского народа В рамках проекта «В Финно-Угрию – на книжных парусах!» была организована общегородская акция «Финно-угорский народ – круглый год!». Каждый.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе.

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Понедельное планирование» Актуальность темы Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния.

Презентация на тему «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд:Презентация на тему"Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста" 2 слайд: Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста План самообразования воспитателя Бушуевой Екатерины Евгеньевны на 2017-2018 учебный год. Тема: «Экологическое воспитание детей старшего.

Экологическое воспитание детей старшего возраста В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют все больше внимания. Причина- в деятельности человека в.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание в детском саду. Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережливо относиться.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Экологическое воспитание в процессе формирования временных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2018 в 10:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим и миром природы «Волшебные...
Цель: продолжать знакомить детей с основными свойствами воды ( жидкая, безвкусная , прозрачная, со значением её для жизнедеятельности человека и живой...
Конспект ООД по образовательной области «Рисование» для детей 6–7 лет
Цель: Учить детей рисовать красками Задачи: 1. Учить рисовать клиновый лист по схеме 2. Развивать восприятие цвета, воображения. 3. Закреплять знания о...
Путь легкой адаптации в ДОУ
Проблема адаптации ребенка к детскому учреждению - одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет оказываются неготовыми...