Ана Минатуллаева
Экологическое воспитание в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.
Публикация «Экологическое воспитание в средней группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.
Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.
Экологическое воспитание :
вырабатывает ответственность за сохранение природы;
воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;
дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;
предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;
направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор
Окружающий мир – это самый богатый источник знаний для ребенка. Маленький человечек бережно и с интересом относится к цветочкам, бабочкам, яркому солнышку да ко всему, что он видит вокруг себя. Взрослым, поддерживая вот такой искренний интерес ребенка к природе, важно помнить о воспитании бережного отношения к ней. Любовь к окружающему миру взрослые должны прививать ребенку с самого раннего детства с пеленок, своим личным примером. С самого рождения ребенок любит природу, стремится к единению с природой. Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения в природе. (Не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).
Дети должны знать, комнатным растениям нужна вода, воздух, птичке – семена, вода и тоже воздух, животным – корм и вода, воздух.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.
Если ребёнок не знает и не понимает ничего то, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может. Дети должны понимать,что растения и животные, птицы - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, заводят потомство, а самое главное, чувствуют боль.
Форма работы с детьми дошкольного возраста:
- привлечение дошкольников к наблюдениям и сравнениям.
Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение, а затем нарисовать растение с натуры. Затем сравнить растение, нарисованное с растением с «фотографии». Обязательно сделать вывод, что изменилось, какие несовпадения. Такие действия способствуют развитию наблюдательности, внимательности к некоторым деталям.
- метод демонстрации.
Этот метод заключается в том, что ребенку необходимо демонстрировать натуральные предметы, их изображения с помощью картинок, фотографий, кинофильмов.
Метод демонстрации используют для того чтобы уточнить, обобщить, систематизировать знания детей дошкольного возраста о предметах, явлениях в окружающей действительности.
- метод рассказывания.
Рассказывая ребенку о явлениях, предметах окружающей действительности., мы обогащаем впечатления у ребенка, оказываем влияние на его ум, воображения ребенка, на его чувства, его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Рассказ должен иметь четко определенную тему, художественную форму, основываться на близких и интересных для детей фактах, можно привести примеры или случаи из своего личного опыта.
- чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы.
Этот метод способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сочувствия и сопереживания.
- беседа.
Беседу используют для обобщения и систематизации знаний у детей дошкольного возраста. Беседуя ребенок должен знать, о чем идет речь, чтобы включиться в диалог, поддержать беседу, слушать и понимать собеседника, иметь возможность ответить на какие-то вопросы, задаваемые по ходу беседы.
- игра.
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является – игра, поэтому играя, ребенок учиться взаимодействовать с природой, учиться общаться с птицами, животными, растениями, учиться взаимодействовать с предметами неживой природы. Дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.
Задачи по воспитанию экологической культуры.
Продолжать учить детей замечать состояние погоды и понимать связь между явлениями.
Продолжать приучать детей к труду в уголке природы.
Продолжать воспитывать у детей экологическую культуру, любовь к природе.
Закрепить знание об овощах, их вкусовых качествах, о животных.
Познакомить детей с круговоротом в природе (времена года).
Учить различать деревья, кустарники, травы.
Закрепить понятия: ствол, ветки, стебель, листья, цветы. Учить детей рассуждать, делать предположения, выводы.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач, как:
— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения. Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.
В группе должен быть оборудован экологический центр, где будут представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.
Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам и др.
Вариантов и форм воспитания экологической культуры у дошкольников множество. Все зависит от нашего желания и нашей фантазии. Но научить ребенка с ранних лет жить в ладу с окружающей средой – это не простая, но очень важная задача.
Приметы:
Лето сухое и жаркое – зима малоснежная, морозная.
Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно.
Во время восхода солнца стоит духота – к ненастью.
Лучи солнца темнеют – к грозе.
Погода будет жаркой и солнечной:
- если на закате небо голубое, золотистое или ярко-розовое,
- если перед восходом солнца выпадает роса
- если при восходе солнце белого цвета
Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.
Снега осенью нанесет рано, и весна будет ранняя.
Первый снег, легший на сухую землю, обещает хорошее лето.
Первый снег упал на мокрую землю – останется, на сухую – скоро сойдет.
Первый снег выпадает за сорок дней до зимы
Зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Теплая зима – к холодному лету.
Зима снежная – лето дождливое.
Если весной много летит паутины – лето будет жаркое.
Если облака быстро движутся в одну сторону – будет жарко.
Птицы садятся на землю – к теплу, сидят на нижних ветках деревьев – к ветру.
Кукушка кукует весной сильно и часто – тепло не за горами.
Загадки:
1. Я шариком пушистым. Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -Остался стебелёк. Ответ: Одуванчик.
2. Так маленького Васю называют
И те цветы, что в поле собирают. Ответ: Василёк.
3. Звоночек синенький висел. Ни разу в жизни не звенел. Ответ. Колокольчик.
4. Золотая шапочка, белая рубашка. Как зовут цветок?Ответ. Ромашка.
5. Кувшинчики и блюдцаНе тонут и не бьются. Ответ: Кувшинки.
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.
Василий Александрович Сухомлинский.
Что значишь ты без трав и птиц
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Врубаясь в мёртвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец!
Семен Исаакович Кирсанов
Дидактические игры по экологии средняя группа
“Что надо для гнезда»
Программное содержание:
1. Учить детей понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.
2. Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах. Активизировать словарь по теме «Птицы» : перелётные – аист, скворец, утка; зимующие – воробей, ворона, сова, дятел, синица.
3. Побуждать различать голоса птиц в грамзаписи.
4. Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное, заботливое отношение к птицам.
Игра предназначена для детей 4-7 лет.
Дидактические игры: "Кто где зимует?", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Дидактические игра:"докажи, что это птица".
Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.
.Дидактическая игра"Кто чей?".
Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.