Приложение МААМ

Проект «Экономическое воспитание дошкольников»

Оксана Пузанкевич
Проект «Экономическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Структурное подразделение МБУ ДПО «ИМЦ г. Юрга»

Экономическое воспитание дошкольников

Итоговая работа

Срок обучения с «28» сентября 2018г. по «23» ноября 2018г.

Исполнитель:

Пузанкевич Оксана Руслановна

Воспитатель

МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»

г. Юрга

Консультант:

Публикация «Проект „Экономическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Ротэрмель Виктория Александровна,

преподаватель кафедры

дошкольного образования КРИПК и ПРО

Юрга 2018г

Содержание

Введение…3

1. Паспорт …. 4

2. Описание проектной деятельности…. 6

3. Этапы работы над проектом….9

Список литературы…. 11

Приложение…. 12

Введение

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада, а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями : деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т. п., о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности : бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Паспорт проекта

Наименование проекта «Экономическое воспитание дошкольников»

Основновные разработчик проекта Пузанкевич Оксана Руслановна,

Некрашевич Татьяна Геннадьевна,

Кольцова Анастасия Александровна- воспитатели МБДОУ ДСКВ №35 «Звездочка».

Основание для проекта Развитие у детей любознательности и познавательной мотивации

Вид проекта Исследовательско – познавательный проект

Продолжительность проекта 1 месяц

Участники проекта Воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатель, педагоги дополнительного образования

Социальное партнерство Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Юргинский районный краеведческий музей».

Цели проекта Помочь детям шести-семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи проекта -понимать и ценить окружающий предметный мир

(мир вещей как результат труда людей);

-уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимость от его качества», видеть красоту человеческого творения;

- Признавать авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры материальной взаимопомощи и поддержки)

- Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать временную перспективу реализации.

- Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Актуальность проекта Ведущей деятельностью детей – дошкольников, является игра. Поэтому в последнее время определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий. В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, а так же складываются первичные представление о труде взрослых, его роль в обществе и жизни каждого человека. У детей формируется представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и тд., о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги». В детях воспитывается уважение к людям, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются качества экономической деятельности : бережливость, экономность, трудолюбие, деловитость.

Ценность проекта Создание условий, развитие любознательности и познавательной мотивации; развитию воображения и творческой активности; развитию коммуникативных навыков.

Проблема проекта Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Сроки и этапы реализации проекта Проект рассчитан на 1 месяца.

I. Организационно – диагностический этап (Октябрь вторая неделя 2018г.) – изучение и определение проблемы, подбор; литературы, составление плана мероприятий; разработка занятий, консультаций; приобретение материала для создания РППС для сюжетно ролевой игры, составление проекта.

II. Практико – ориентированный этап (Октябрь третья-четвертая неделя 2018 г.) – создание РППС в группе; размещение консультаций; проведение занятий и игр с детьми.

III. Заключительный этап (Ноябрь первая неделя 2018 г.) – подведение итогов реализации проекта, соотнесение результатов реализации проекта с поставленными целями, анализ.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта 1. приобретение дошкольниками первичного экономического опыта, учатся

устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

2. дети усваивают основные экономические понятия : экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.

3. родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

4. педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.

5. обогащение развивающей предметно – пространственной среды в группе.

Описание проектной деятельности

Продолжительность проекта : краткосрочный

Тип проекта : творчески - познавательный.

Участники проекта : дети подготовительной группы; воспитатели группы; работники детского сада; родители.

Актуальность проблемы

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи : сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях в своей жизни, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Поэтому цель данного проекта – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта : способствование формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи и города.

Расширять знания детей о потребностях, чем отличаются потребности от желаний.

Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Этапы работы над проектом

• Подготовительный этап

• Основной этап

• Заключительный этап

В ходе подготовительного этапа проводится предварительная работа:

1) Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,

2) Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями

3) Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (дидактических)

4) Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых.

Сотрудничество с родителями: беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, консультации по теме проекта, помощь в оформлении выставки на тему «Старинные деньги».

В задачи основного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта :

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций, беседы, экскурсии, наблюдения, рисование, дидактические игры, развлечение. (Приложение)

Мероприятия по работе с педагогами и родителями: использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта, использование мультимедийной презентации, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр.

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:

Поставленные цели и задачи были достигнуты:

- дошкольники приобрели первичный экономический опыт; научились

устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах

жизнедеятельности;

- дети усвоили основные экономические понятия : экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.

- родители получили дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

- дошкольное учебное заведение приобрело обобщенный опыт по данной

проблемы;

- педагоги получили систему работы по формированию экономического опыта детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации [Текст] / А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9. - С. 3-6.

2. Горяев, А. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам [Текст] -2010 - С. 42.

3. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика [Текст] / А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.

4. Крючкова, Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» [Текст] (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

5. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159с.

6. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / М., 2002.- 65с.

7. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким [Текст] / М. :ТЦ Сфера, 1994.-157с.

8. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] / М. - 1997.- 78с.

9. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику [Текст] : Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

10. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок : Практическое пособие [Текст] / М. :АРКТИ, 2006.-88с.

11. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников [Текст] / А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16.

12. Шатова, А. Д. Экономика для взрослых и детей Сборник [Текст] / М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.

13. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст]. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256с.

14. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике : Методические рекомендации [Текст] - М. :ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

Публикации по теме:

Игра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаИгра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Инновационный проект с использованием 3D технологий на тему «Воспитание нравственности у дошкольников. Православная религия»Инновационный проект с использованием 3D технологий на тему «Воспитание нравственности у дошкольников. Православная религия» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Северо-Западный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города.

Экономическое воспитание дошкольниковЭкономическое воспитание дошкольников В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Проект «Экономическое воспитание» в средней группе Проект экономическое воспитание «Бережливые» Вид проекта: Информационно-творческий Продолжительность: с 14 января по 12февраля 2020 года.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Экономическое воспитание дошкольников в форме квест-игры «В царство Кощея»Экономическое воспитание дошкольников в форме квест-игры «В царство Кощея» Искандирова Елена Квест-игра «В царство Кощея». Преемственность в формировании начальных экономических представлений у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экономическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 17 октября 2022 в 15:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Экономическое воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Пузанкевич (УИ 618195) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД