Иночкина Надежда
Экономика в сказках
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучить возможности сказки в обучении детей азам экономики и формирование экономических представлений, внедрить в работу с детьми.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Именно в семье он впервые познает цену, доходов и расходов, преимущества материального благополучия. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Экономико-образовательная деятельность помогает детям понимать и ценить окружающий и предметный мир, приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Публикация «Экономика в сказках» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Сказка расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей.
Основными условиями экономического воспитания на основе сказок является :
- использование сказки, не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;
- организация комплексной работы со сказкой;
- создание экономически-развивающей среды в дошкольном учреждении.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
1. Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в
новую – экономическую сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.
2. Разработать методику использования сказок с целью экономического образования старших дошкольников.
Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские, что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.
Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые, вобравшие в себя вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.
В каждой сказке выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.
Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
У сказки множество функций :
• сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
• пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
• помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
• помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т. д.
Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников, математического развития, экологического образования.
Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др., в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).
Группа сказок, ориентированная на освоение экономических понятий.
Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения.
• «Сказка о рыбаке и рыбке»
• К. И. Чуковский «Телефон»
• «Как коза избушку построила»
• «Иван царевич и серый волк»
Сказки, отражающие труд людей.
• «Терем теремок»
• «Хаврошечка»
• «Морозко»
• «Петушок и бобовое зернышко»
Сказки, знакомящие с понятиями: «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями : труд, распределение, обмен, производство.
• К. И. Чуковский «Муха цокотуха»
• Г. Х. Андерсен «Огниво»
Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчетливость, практичность. Хозяйственность, бережливость.
• «Лисичка со скалочкой»
• Л. Толстой «Приключения Буратино»
• Ш. Перро «Кот в сапогах»
• В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Сказки, знакомящие с понятием «реклама»
• Г. Х. Андерсен «Новое платье короля»
• Ш. Перро «Кот в сапогах»
• С. Михайлов «Как старик корову продавал»
В качестве средств экономического воспитания использовались:
- сказочные персонажи,
- игровые формы,
- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,
- создание проблемных ситуаций и проекта выхода из них.
Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.