юлия соколова
Экскурсия «Лесные насекомые» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель экскурсии : «Создание интерактивной среды для интеллектуального обогащения представлений детей о мире насекомых, реализуя направление музейной педагогики по теме: «Мир насекомых».
Задачи:
- создавать условия для личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка.
- развивать эмоциональную отзывчивость, чуткое отношение ко всему живому в природе, готовности познавать и сопереживать.
-формировать основы безопасного поведения в природе
Публикация «Экскурсия „Лесные насекомые“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- воспитывать у детей умение вести разговор на заданную тему, обогащая монологическую речь и совершенствуя диалогическую;
-пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о насекомых;
- создавать интерактивную среду для интеллектуального обогащения представлений детей о мире насекомых;
-расширять первичные представления о свойствах окружающего мира природы – части и целом, формируя познавательный интерес к жизни насекомых.
Группа: старшая.
Форма организации детей на экскурсию : подгрупповая.
Форма проведения: интерактивная экскурсия.
Предварительная работа:
- беседы на тему «Лес и его обитатели», «Муравей- полезное насекомое», «Роль муравья в природе», «Зачем нужна жужелица», «Роль жужелицы в природе»,«Зачем нужны насекомые»;
- рассматривание иллюстраций в энциклопедиях «Насекомые», «Насекомые - природные сообщества»;
- чтение книг Д. Мамин-Сибиряк «Насекомьи сказки», Н. Романова «Муравей Красная точка», В. Бианки «Путешествие муравьишки», М. Пишвин «Пень- муравейник»;
-просмотр научно-популярных фильмов: «Микрокосмос. Жители травы»;
мультфильмов «Путешествие муравьишки», «Лунтик», «Букашки», «Баранкин, будь человеком!»;
- сравнение моделей разных насекомых;
-рисование «Муравьи у муравейника», «Жужелица»; лепка «Муравьи за работой», аппликация «Лесные насекомые»;
-составление описательных рассказов;
- дидактические игры «Угадай насекомое», «Собери целое», «Четвертый лишний», «Кто где живет», «Расскажи про насекомое», «Найди различия между насекомыми»;
-театрализованные игры «Путешествие муравьишки», «Превращение муравьишки», «Путешествие по саду».
Оборудование и материалы:
Основной фонд музея:
- экспонаты насекомых (муравей, жужелица).
Вспомогательный фонд:
-пластмассовые модели насекомых;
- фотографии;
- работы детей;
-макеты муравейник, лесная полянка;
-презентации «Муравьи», «Жужелица».
Рекомендации по работе с родителями:
-организация выставки поделок «Как насекомые готовятся к зиме»;
-создание книги «Насекомые леса»;
-изготовление макета «Лесная поляна».
Методы и приемы:
Словесные методы:
-рассказ ребенка.
Наглядные методы:
-рассматривание экспонатов, слайдов.
Ход экскурсии:
Встречающий (в костюме жука) : Здравствуйте! Добро пожаловать в наш музей «Мир насекомых». Чтобы получить билет, нужно назвать любое насекомое.
(Экскурсанты с билетами проходят в музей.)
Звучит аудиозапись: «Шум леса»
Ведущий 1: Добро пожаловать в наш музей «Мир насекомых».
(Экскурсанты подходят к столу, на котором стоит макет леса).
Сегодня экскурсоводы познакомят вас с лесными насекомыми. В лесу насекомые живут на деревьях, под корягами, под листочками, в муравейниках, возле болот и водоемов. (Показывает)
Присаживайтесь, пожалуйста.
Про муравья вам расскажет наш экскурсовод.
1 вариант (технологическая карта №1 с усложнением).
Экскурсовод 1 :
Здравствуйте, ребята. Я расскажу вам про муравья. (Достает модель муравья)
Муравей – это насекомое маленького размера черного или коричневого цвета. Тело муравья состоит из частей: голова, грудь и брюшко. На голове есть глаза и усики. Также у муравья есть 6 ножек.
Муравьи живут большой семьей: муравьиная царица, рабочие муравьи, муравьи - солдаты, куколки. Дом муравья – это муравейник. Муравьи строят его из хвоинок, песчинок. В муравейнике есть кухня, кладовка, детские комнаты и даже туалет.
Самой главной в муравейнике является муравьиная царица.
Охраняют муравейник муравьи - солдаты. Но больше всего в муравейнике рабочих муравьев. Муравьи питаются другими насекомыми и молочком тли.
Муравьи – полезные насекомые, они поедают гусениц и других вредных насекомых. Муравьи являются самыми сильными на земле, потому что могут поднять вес в 10 раз больше своего веса.
Брать муравьев в руки нельзя - они могут укусить.
У вас вопросы есть?
Спасибо!
2 вариант (технологическая карта №2).
Здравствуйте, ребята. Я расскажу вам про муравья. (достает модель муравья)
Муравей – это насекомое маленького размера черного или коричневого цвета. Тело муравья состоит из частей: голова, грудь и брюшко. На голове есть глаза и усики. Также у муравья есть 6 ножек.
Муравьи живут большой семьей. Дом муравья – это муравейник. Самой главной в муравейнике является муравьиная царица. В муравейнике есть кухня, кладовка, детские комнаты и даже туалет.
Охраняют муравейник муравьи - солдаты. Но больше всего в муравейнике рабочих муравьев. Муравьи питаются другими насекомыми и молочком тли.
Муравьи – полезные насекомые, они поедают гусениц и других вредных насекомых.
Брать муравьев в руки нельзя - они могут укусить.
У вас есть вопросы?
Спасибо!
Ведущий 1:
1 вариант (технологическая карта №1 с усложнением).
Про жужелицу вам расскажет наш экскурсовод.
Экскурсовод 2 :
Я расскажу вам про жужелицу. (достает модель жужелицы и передает ребятам)
Она небольшого размера. Жужелица бывает черного или зеленого цвета. Тело состоит из частей :голова, брюшко и грудка. На голове есть усики и челюсти. На спинке- крылышки. Еще есть 6 длинных ножек. Жужелица хорошо и быстро бегает. Днем жужелица сидит в ямках, под поваленными деревьями или под камнями, а с наступлением ночи выходит на охоту. Жужелица- хищник, она поедает улиток, червяков и вредных насекомых.
Жужелица занесена в Красную книгу, потому что их мало осталось.
Жужелица для человека является помощницей в борьбе с вредными насекомыми.
У вас есть вопросы?
Спасибо!
2 вариант (технологическая карта №2).
Про жужелицу вам расскажет наш экскурсовод. (четвертый ребенок)
Рассказ: (показ слайдов)
Я расскажу вам про жужелицу. (достает модель жужелицы и передает ребятам)
Она небольшого размера. Жужелица бывает черного или зеленого цвета. Тело состоит из частей :голова, брюшко и грудка. На голове есть усики и челюсти. На спинке- крылышки. Еще есть 6 длинных ножек. Жужелица хорошо и быстро бегает. Живет под поваленными деревьями. Питается гусеницами и другими вредными насекомыми.
У вас есть вопросы?
Спасибо!
Подвижная игра: «Замри!»
Ведущий 2: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Замри!» Врагами всех лесных насекомых являются птицы. Пока звучит музыка- все насекомые летают, когда музыка закончится – насекомые замирают, не двигаются. Если вы пошевелились, то птица вас съедает. Я буду птицей, а вы насекомыми. (ведущий раздает детям усики, крылышки)
Дети играют 3 раза.
Д/ и: «Кому что надо» на интерактивной доске.
Ведущий 3: А теперь давайте поиграем. У вас билеты разного цвета. Разделитесь на две команды по цветам. Вам нужно собрать картинку из частей. (экскурсанты собирают картинку муравья и жужелицы) Кто у вас получился?
А теперь вы должны подобрать картинки, которые относятся к вашим насекомым.
(Ведущий 3 проверяет правильность выполнения задания)
Ведущий 1:
А на память о нашей экскурсии предлагаем вам слепить жужелиц и муравьев.
Давайте рассмотрим схему изготовления жужелицы: сначала лепим мы части тела: голова - самый маленький круг коричневого цвета, грудь - круг побольше черного цвета, брюшко- большой овал зеленого цвета; соединяем все части тела; добавляем шесть ножек, глаза, усики-проволочки.
Давайте рассмотрим схему изготовления муравья: сначала лепим части тела: грудь - самый маленький овал, голова- овал побольше, брюшко- самый большой овал; соединяем все части тела; добавляем ножки- проволочки., усики, глазки.
Ваши поделки вы можете забрать с собой.
Ведущий: Спасибо, что посетили наш мини-музей насекомых.
До свидания.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11
Конспект экскурсии
по музейной педагогике по направлению
«Насекомые и их знакомые»
Тема экскурсии : «Лесные насекомые»
Для детей старшей группы
Конспект составлен:
Соколовой Ю. В. ,
воспитателем 1 кв. категории
Санкт-Петербург
2015 г.