Экскурсия в музей «Трудный хлеб»

Татьяна Данищенко
Экскурсия в музей «Трудный хлеб»

Экскурсия в музей «Русская изба»

для воспитанников подготовительной группы

Цель: Познакомить детей с особенностями посева, выращивания, уборки и обработки хлеба в старину.

Задачи:

Познавательное развитие:

-рассказать детям о старинных орудиях труда, связанных с выращиванием и заготовлением хлеба;

Художественно-эстетическое развитие:

Художественное творчество: познакомить с техникой изготовления хлебных изделий из солёного теста.

Художественная литература:

-познакомить с произведениями малого фольклорного жанра (пословицы, загадки, потешки) по теме «Хлеб»;

Социально -коммуникативное развитие:

-совершенствовать навыки общения детей друг с другом, с педагогом.

Физическое развитие:

-познакомить с русскими народными подвижными играми «Мельница», «Дятел».

Литература:

1) Лагутина Т. В. народные скороговорки, прибаутки, частушки, пословицы и загадки. М.: РИПОЛ классик, 2010. 2) Воспитатель, №5, 2010, с. 92. 3) Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 4) Соловьёва Е. В. Наследие. И быль и сказка. М.: Обруч, 2011.

Оборудование: иллюстративный материал по теме «Хлеб», экспонаты музея «Русская изба».

Ход экскурсии

1. Дети входят в изостудию по народную музыку, рассаживаются на лавки.

2. Хозяйка избы приветствует детей:

Заходи, честной народ!

Сегодня вас беседа ждёт,

Весёлая, пригожая,

На игру похожая.

Вместе с вами посидим,

О старине поговорим…

В старину-то говаривали: «Не красна изба углами, а красна пирогами». И у меня на столе хлеб: козули, жаворонки, сушки да баранки.

*Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай

*Хлеб всему голова

*Худ обед, когда хлеба нет

А вы, ребята, любите хлебные изделия? А знаете, как в старину хлеб добывали? Тогда я вам расскажу.

3. Дети знакомятся с тем, как в старину выращивали хлеб, заучивают поговорки и пословицы, знакомятся с загадками, рассматривают репродукции и иллюстрации, экспонаты.

У каждой семьи в старину была земля, которую он мог обрабатывать и собирать с неё урожай.

*Весной – в цветном сарафане лежит,

Зимой – в белой рубашке спит (поле).

Чтобы получить с поля зерно, нужно было весной вспахать землю, на эту работу выходили все взрослые мужчины, иногда помогали и женщины. Незаменимым помощником для человека была лошадь.

*В страду одна забота – не стояла бы работа.

Пахали сохой (мелко пашет) или плугом (глубоко пашет).

*Глубже пахать – больше хлеба жевать.

*Железный рог всё поле перерыл (плуг)

А потом разбивали крупные глыбы земли на небольшие кусочки специальным приспособлением – бороной.

*Ног много, а с поля на спине едет (борона).

Всё лето мужчины, женщины и дети ухаживали за хлебом, пололи посевы. Ждали дождя.

*На дороге грязь – так овёс князь

*Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает

*Что посеешь, то и пожнёшь

*Как в мае дождь, так и будет рожь

А осенью начинали убирать хлеб. Мужчины косили колосья косами, а женщины жали серпами. Женщины, которые жнут колосья, называются жницы (Дети рассматривают репродукции). Пучки сжатых колосьев складывали вместе и связывали сноп.

Лежит мужичок

В золотом кафтане,

Подпоясан, а не поясом,

Не поднимешь, так не встанет (сноп).

Снопы свозили к дому на телегах.

4. Дети знакомятся с потешкой «Жнеи».

А мы жнеи молодые,

У нас серпы золотые.

Мы всё поле пожали

И в копны поклали.

В поле копнами,

На гумне стогами,

На столе пирогами!

Дети тоже помогали, как могли, чтобы не потерять не зёрнышка из урожая, дети ходили и собирали по полю упавшие колоски.

5. Дети знакомятся с русской народной игрой «Дятел».

Водящий – дятел, играющие поют:

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зёрнышко пшеницы,

Не нашёл и долбит сук,

Раздаётся в лесу стук:

Тук, тук, тук, тук!

Дятел палкой стучит. Играющие считают, подбегают и говорят, сколько раз, кто угадал, становится дятлом.

После того, как хлеб был привезён к дому, его сушили в специальной постройке – рига или гумно, где специально для сушки была устроена печка. Высохшие снопы выкладывали на чисто подметенную землю и начинали выбивать из колосьев зерно при помощи специального приспособления, которое называлось цеп. Он представлял собой две палки с подвижным соединением. После того, как зерно обмолачивалось, убирали солому, а зерно провеивали на ветру и ссыпали в мешки. Часть готового зерна ссыпали в амбар, а другую отвозили на мельницу, чтобы смолоть муку.

6. Дети знакомятся с потешкой, вспоминают о ремесле мельника, рассматривают изображение мельниц.

Трах,тарарах,

Стоит дед на горах.

Воду пьёт,

Рукавом трясёт,

Зёрна трёт,

Белый ручеёк течёт. (мельница).

7. Дети играют в игру «Мели, мели, мельница».

Мели, мели, мельница,

Жерновочки вертятся,

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай!

(Дети кружатся вокруг себя, когда останавливаются, водящий смотрит – тот, кто пошатнулся, становится водящим).

8. Дети знакомятся с приготовлением хлебных изделий.

Посмотрите, у меня в избе есть такой мешочек, как вы думаете, с чем он? (дети рассматривают мешочек с хмелем, делятся предположениями). В старину хмель выращивали в огороде или собирали по берегам рек, его сушили и делали из него отвар, который добавляли в тесто. В хмеле содержатся вещества, которые заставляют тесто киснуть и подниматься, как современные дрожжи. А из готового теста хозяйка пекла хлебы, пироги.

9. Дети отгадывают загадки об орудиях труда и хлебных изделиях.

Дорогие ребятки,

Отгадайте загадки.

В мешочек руку опустите,

Мудрую загадку отыщите.

*Что в сковороду наливают

И вчетверо сгибают? (Блин)

*Возьму пыльно,

Сделаю жидко,

Брошу в пламень –

Будет, как камень. (Пирог)

*Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

*Я тебя одна не съем,

Разделю ребятам всем. (Бублик)

10. А у меня, ребята в избе приготовлено для вас тесто. И я вам предлагаю из него сделать для нашего стола различные хлебные изделия.

11. Дети вылепливают хлебные изделия и приносят их в красный угол.

-Вы уже, наверное, поняли, ребята, что «лёгкого» хлеба не бывает. Выращивание хлеба – это трудоёмкий и долгий процесс. Скажите, как мы должны с вами относиться к труду тех, кто выращивает, убирает и печёт для нас хлеб и к самому хлебу (дети отвечают на вопрос и прощаются с педагогом).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Экскурсия в музей»Фотоотчет «Экскурсия в музей» Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен.

Фотоотчет «Экскурсия в музей»Фотоотчет «Экскурсия в музей» Музей…как много смысла в этом слове. Сколько труда вложено и продолжают вкладывать в пополнение и расширение музеев ученые, краеведы и историки.

Фотоотчет «Экскурсия в музей наперстков»Фотоотчет «Экскурсия в музей наперстков» Фотоотчет "Экскурсия в музей наперстков". В рамках реализации темы недели "Профессии" дети, родители и педагоги группы "Василёк" посетили.

Экскурсия в Лысьвенский музей Первая встреча с лысьвенским драматическим театром им. А. Савина Хочу отметить, что в нашем городке есть драматический театр имени А. Савина,.

Экскурсия в Лысьвенский музей Первая встреча с лысьвенским драматическим театром им. А. Савина Хочу отметить, что в нашем городке есть драматический театр имени А. Савина,.

Экскурсия в Мемориальный музей космонавтикиЭкскурсия в Мемориальный музей космонавтики Смысл нашей жизни на земле и смысл полета – рук человеческих великая стыковка. (Е. Евтушенко) В рамках проекта "Космос и люди" мы с детьми.

Экскурсия в музей  (фотоотчет)Экскурсия в музей  (фотоотчет) Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских.

Экскурсия в музей игрушекЭкскурсия в музей игрушек Посещение музея- это всегда интересно, трогательно, много впечатлений и эмоций. В музеи можно узнать много нового. Я люблю посещать со своим.

Экскурсия в музей космонавтики.Экскурсия в музей космонавтики. В рамках муниципального проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю», в преддверии «Дня космонавтики» воспитанники МБДОУ «Детский сад № 42».

Экскурсия в музей природыЭкскурсия в музей природы Целью данной экскурсии было познакомить детей с особенностями диких животных, разновидностей птиц обитающих в родном крае. Дать представление.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Экскурсия в музей «Трудный хлеб»
Опубликовано: 27 сентября 2017 в 22:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «о посткроссинге или «Совершите чудо-руку протяните! Надо, чтобы в дружбу...
Вот наконец и мы доросли до осознания что мир очень большой и в нем много разных интересных мест и людей! И я очень благодарна за предложение Татьяне...
Конспект занятия. Тема: Измерение объема жидкостей и сыпучих веществ. Дидактическая...
Образовательная область: « Познавательное развитие»; формирование элементарных математических представлений Педагогическая цель: учить измерять сыпучие...
Фотоотчет спортивного праздника посвященного празднованию 23 февраля
Фотоотчет спортивного праздника посвященного празднованию 23 февраля [/b] Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» для детей 3–4 лет
Сюжет №1«Готовим обед» Задачи: Знакомить детей со способом приготовления блюда: суп. Учить проговаривать качества продукта и действия с ним ( посолить,...
Фотоотчет с занятий «День защитника Отечества»
Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины,...