МААМ-картинки

Экскурсия в музей «Трудный хлеб»

Татьяна Данищенко
Экскурсия в музей «Трудный хлеб»

Экскурсия в музей «Русская изба»

для воспитанников подготовительной группы

Цель: Познакомить детей с особенностями посева, выращивания, уборки и обработки хлеба в старину.

Задачи:

Познавательное развитие:

-рассказать детям о старинных орудиях труда, связанных с выращиванием и заготовлением хлеба;

Публикация «Экскурсия в музей „Трудный хлеб“» размещена в разделах

Художественно-эстетическое развитие:

Художественное творчество: познакомить с техникой изготовления хлебных изделий из солёного теста.

Художественная литература:

-познакомить с произведениями малого фольклорного жанра (пословицы, загадки, потешки) по теме «Хлеб»;

Социально -коммуникативное развитие:

-совершенствовать навыки общения детей друг с другом, с педагогом.

Физическое развитие:

-познакомить с русскими народными подвижными играми «Мельница», «Дятел».

Литература:

1) Лагутина Т. В. народные скороговорки, прибаутки, частушки, пословицы и загадки. М. : РИПОЛ классик, 2010. 2) Воспитатель, №5, 2010, с. 92. 3) Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 4) Соловьёва Е. В. Наследие. И быль и сказка. М. : Обруч, 2011.

Оборудование: иллюстративный материал по теме «Хлеб», экспонаты музея «Русская изба».

Ход экскурсии

1. Дети входят в изостудию по народную музыку, рассаживаются на лавки.

2. Хозяйка избы приветствует детей:

Заходи, честной народ!

Сегодня вас беседа ждёт,

Весёлая, пригожая,

На игру похожая.

Вместе с вами посидим,

О старине поговорим…

В старину-то говаривали: «Не красна изба углами, а красна пирогами». И у меня на столе хлеб : козули, жаворонки, сушки да баранки.

*Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай

*Хлеб всему голова

*Худ обед, когда хлеба нет

А вы, ребята, любите хлебные изделия? А знаете, как в старину хлеб добывали? Тогда я вам расскажу.

3. Дети знакомятся с тем, как в старину выращивали хлеб, заучивают поговорки и пословицы, знакомятся с загадками, рассматривают репродукции и иллюстрации, экспонаты.

У каждой семьи в старину была земля, которую он мог обрабатывать и собирать с неё урожай.

*Весной – в цветном сарафане лежит,

Зимой – в белой рубашке спит (поле).

Чтобы получить с поля зерно, нужно было весной вспахать землю, на эту работу выходили все взрослые мужчины, иногда помогали и женщины. Незаменимым помощником для человека была лошадь.

*В страду одна забота – не стояла бы работа.

Пахали сохой (мелко пашет) или плугом (глубоко пашет).

*Глубже пахать – больше хлеба жевать.

*Железный рог всё поле перерыл (плуг)

А потом разбивали крупные глыбы земли на небольшие кусочки специальным приспособлением – бороной.

*Ног много, а с поля на спине едет (борона).

Всё лето мужчины, женщины и дети ухаживали за хлебом, пололи посевы. Ждали дождя.

*На дороге грязь – так овёс князь

*Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает

*Что посеешь, то и пожнёшь

*Как в мае дождь, так и будет рожь

А осенью начинали убирать хлеб. Мужчины косили колосья косами, а женщины жали серпами. Женщины, которые жнут колосья, называются жницы (Дети рассматривают репродукции). Пучки сжатых колосьев складывали вместе и связывали сноп.

Лежит мужичок

В золотом кафтане,

Подпоясан, а не поясом,

Не поднимешь, так не встанет (сноп).

Снопы свозили к дому на телегах.

4. Дети знакомятся с потешкой «Жнеи».

А мы жнеи молодые,

У нас серпы золотые.

Мы всё поле пожали

И в копны поклали.

В поле копнами,

На гумне стогами,

На столе пирогами!

Дети тоже помогали, как могли, чтобы не потерять не зёрнышка из урожая, дети ходили и собирали по полю упавшие колоски.

5. Дети знакомятся с русской народной игрой «Дятел».

Водящий – дятел, играющие поют:

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зёрнышко пшеницы,

Не нашёл и долбит сук,

Раздаё тся в лесу стук:

Тук, тук, тук, тук!

Дятел палкой стучит. Играющие считают, подбегают и говорят, сколько раз, кто угадал, становится дятлом.

После того, как хлеб был привезён к дому, его сушили в специальной постройке – рига или гумно, где специально для сушки была устроена печка. Высохшие снопы выкладывали на чисто подметенную землю и начинали выбивать из колосьев зерно при помощи специального приспособления, которое называлось цеп. Он представлял собой две палки с подвижным соединением. После того, как зерно обмолачивалось, убирали солому, а зерно провеивали на ветру и ссыпали в мешки. Часть готового зерна ссыпали в амбар, а другую отвозили на мельницу, чтобы смолоть муку.

6. Дети знакомятся с потешкой, вспоминают о ремесле мельника, рассматривают изображение мельниц.

Трах,тарарах,

Стоит дед на горах.

Воду пьёт,

Рукавом трясёт,

Зёрна трёт,

Белый ручеёк течёт. (мельница).

7. Дети играют в игру «Мели, мели, мельница».

Мели, мели, мельница,

Жерновочки вертятся,

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай!

(Дети кружатся вокруг себя, когда останавливаются, водящий смотрит – тот, кто пошатнулся, становится водящим).

8. Дети знакомятся с приготовлением хлебных изделий.

Посмотрите, у меня в избе есть такой мешочек, как вы думаете, с чем он? (дети рассматривают мешочек с хмелем, делятся предположениями). В старину хмель выращивали в огороде или собирали по берегам рек, его сушили и делали из него отвар, который добавляли в тесто. В хмеле содержатся вещества, которые заставляют тесто киснуть и подниматься, как современные дрожжи. А из готового теста хозяйка пекла хлебы, пироги.

9. Дети отгадывают загадки об орудиях труда и хлебных изделиях.

Дорогие ребятки,

Отгадайте загадки.

В мешочек руку опустите,

Мудрую загадку отыщите.

*Что в сковороду наливают

И вчетверо сгибают? (Блин)

*Возьму пыльно,

Сделаю жидко,

Брошу в пламень –

Будет, как камень. (Пирог)

*Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

*Я тебя одна не съем,

Разделю ребятам всем. (Бублик)

10. А у меня, ребята в избе приготовлено для вас тесто. И я вам предлагаю из него сделать для нашего стола различные хлебные изделия.

11. Дети вылепливают хлебные изделия и приносят их в красный угол.

-Вы уже, наверное, поняли, ребята, что «лёгкого» хлеба не бывает. Выращивание хлеба – это трудоёмкий и долгий процесс. Скажите, как мы должны с вами относиться к труду тех, кто выращивает, убирает и печёт для нас хлеб и к самому хлебу (дети отвечают на вопрос и прощаются с педагогом).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Экскурсия в музей»Фотоотчет «Экскурсия в музей» Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен.

Фотоотчет «Экскурсия в музей»Фотоотчет «Экскурсия в музей» Музей…как много смысла в этом слове. Сколько труда вложено и продолжают вкладывать в пополнение и расширение музеев ученые, краеведы и историки.

Фотоотчет «Экскурсия в музей наперстков»Фотоотчет «Экскурсия в музей наперстков» Фотоотчет "Экскурсия в музей наперстков". В рамках реализации темы недели "Профессии" дети, родители и педагоги группы "Василёк" посетили.

Экскурсия в Лысьвенский музей Первая встреча с лысьвенским драматическим театром им. А. Савина Хочу отметить, что в нашем городке есть драматический театр имени А. Савина,.

Экскурсия в Лысьвенский музей Первая встреча с лысьвенским драматическим театром им. А. Савина Хочу отметить, что в нашем городке есть драматический театр имени А. Савина,.

Экскурсия в Мемориальный музей космонавтикиЭкскурсия в Мемориальный музей космонавтики Смысл нашей жизни на земле и смысл полета – рук человеческих великая стыковка. (Е. Евтушенко) В рамках проекта "Космос и люди" мы с детьми.

Экскурсия в музей  (фотоотчет)Экскурсия в музей  (фотоотчет) Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских.

Экскурсия в музей игрушекЭкскурсия в музей игрушек Посещение музея- это всегда интересно, трогательно, много впечатлений и эмоций. В музеи можно узнать много нового. Я люблю посещать со своим.

Экскурсия в музей космонавтики.Экскурсия в музей космонавтики. В рамках муниципального проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю», в преддверии «Дня космонавтики» воспитанники МБДОУ «Детский сад № 42».

Экскурсия в музей природыЭкскурсия в музей природы Целью данной экскурсии было познакомить детей с особенностями диких животных, разновидностей птиц обитающих в родном крае. Дать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия в музей «Трудный хлеб»
Опубликовано: 27 сентября 2017 в 22:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД