Елена Киселева
Экспериментально-исследовательское занятие в старшей группе «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада
по теме «Вулканы».
Программные задачи:
1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.
2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
Публикация «Экспериментально-исследовательское занятие в старшей группе „Вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
4. Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.
5. Закрепить умение выявлять свойства материалов.
6. Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
7. Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы. Познакомить с профессией ученого-вулканолога.
8. Активизировать словарь детей: минерал, твёрдый, плотный, не впитывает, вулкан, наковальня, лава, кратер, жерло.
Материалы и оборудование:
Проектор, ноутбук, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка, глубокая тарелка, сода, моющая жидкость (любая, краситель, уксус, макет вулкана, маленькие ложечки (на каждого ребенка, поддон, пипетка. минералы вулканического происхождения, посылка.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется.
Дети: Земля.
Воспитатель: К нам в садик пришла посылка от геологов. Ребята, а вы знаете кто такие геологи?
Дети: Геологи – это люди, которые изучают богатства Земли.
Воспитатель: Ребята, вы хотите сегодня стать геологами и узнать что-то новое о недрах нашей Земли?
Дети: Да, хотим!
-Давайте расскажем, что вы уже знаете о богатствах нашей Земли. (дети рассказывают о глине, нефти, песке, меле, воде).
Воспитатель: Молодцы ребята давайте откроем посылку, что там. (Достает мешочек с камнями и раздает детям камни). Как называются эти камни.
Дети: минералы
Проводят исследования с камнями.
Воспитатель: А здесь есть еще камни (раздает детям пемзу).
Давайте их сравним.
Воспитатель: Отгадайте загадку
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам
По пустыне шел отважно-
На одном листе отважно.
(географическая карта).
Дети: карта.
Воспитатель: Дети, что изображено на карте?
Дети: реки….
Воспитатель: Правильно, на карте изображены реки, моря, суша, горы разными цветами. Давайте рассмотрим её и вспомним, каким цветом изображены моря, океаны, реки.
Дети: синим.
Воспитатель; Суша? Горы?
Дети: зеленым, желтым, коричневым.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?
Дети: Это высокие холмы.
Воспитатель: А из чего состоят горы?
Дети: из камней.
Физ-минутка:
«Стоит гора старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на носочках)
Ее ветер обдувает, (обмахивают себя руками)
Ее дождик поливает, (встряхивают кисти рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изображать камни).
Катятся, катятся камешки прочь».
Воспитатель: А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются». Саша загадай нам загадку о таких горах.
Саша Ростов:
«Я плююсь огнем и лавой,
Я — опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?» (Вулкан)
Презентация. Слайд 1 «Извергающийся вулкан».
Воспитатель: Проходите, присаживайтесь на свои стульчики. (Слайд 1).
-Сегодня мы посмотрим фильм о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Послушайте легенду:
«Жил на свете бог по имени Вулкан (слайд 2). И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами».
Воспитатель: Дети Слово «вулкан» означает «бог огня» (слайд 2).
Когда вулканы «спят» (слайд 3, то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» (слайд 4). И тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни. Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. (Слайд 5). Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно» (слайд 6).
Воспитатель: Посмотрите на последствия извержения вулкана (слайд 7). Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. (Слайд 8)
Воспитатель: Давайте заглянем внутрь вулкана (слайд 9). На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана, лава из - под земли поднимается по жерлу Вулкана и выброс происходит из кратера вулкана.
Воспитатель: какой формы вулкана?
Дети: конус
Воспитатель: Как называется вершина вулкана?
Дети: кратер
Воспитатель: Как называется жидкость, вытекающая из кратера?
Дети: лава
Воспитатель: Из чего состоит лава?
Дети, расплавленный камень.
Воспитатель: Молодцы ребята. Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. А пепел от вулкана позволяет растить очень хороший урожай (слайд 10). Вулканы, несмотря на их грозность, очень красивые горы. В нашей стране вулканы есть на Дальнем Востоке, Камчатке. Самый большой вулкан находится у нас в стране, и называют его Ключевская сопка. (Слайд 11)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называются ученые, которые изучают вулканы.
Дети: вулканологи
Воспитатель: Правильно. Для того чтобы узнать, когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи (слайд 12). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется» (слайд 13). Посмотрите, какая это опасная профессия (слайд 13).А теперь посмотрим фильм с извержением вулкана (видео).
Воспитатель: Хотите самостоятельно, проделать опыт: извержение вулкана?
Дети: да.
Воспитатель: Но прежде до вулкана нужно дойти.
Физ-минутка:
«По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали,
Смело, мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1, 2, 3».
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.
- Посмотрите ребята, геологи прислали нам макет горы и схему.
Достает из посылки соду, жидкость, «Ферри» и уксус с запрещающим знаком.
- А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Дети, что это за знак?
Дети: детям нельзя трогать
Воспитатель: это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.
Воспитатель: это схема этого опыта + + + + =
: в пластиковый стаканчик кладем чайную ложку соды, каплю моющего средства, добавляем окрашенную воду. Перемешиваем аккуратно. После чего содержимое стаканов выливается в наше жерло вулкана, и я сама добавляю уксус. Дети проходят к столу, и проводится опыт по извержению вулкана. (Звучит громкая музыка).
-Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение вулкана)
«Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
По склонам лава потекла. И землю сильно обожгла.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул. И на десятки лет уснул».
Итог. (Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха)
Воспитатель: Ребята, наше исследование подошло к концу, помогите мне продолжить фразы:
Мне понравилось….
Я узнал (а…
Меня удивило….
Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными!
Воспитатель: Ребята, на столе в углу комнаты стоит еще какой - то подарок и сверток от геологов. Подходят, открывают. В коробке макет вулкана, а внутри конфеты. А из свертка достаются кусочки пемзы