Неля Беличенко
Экспериментальная деятельность. «Плавучесть предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с явлениями плавучести предметов.
Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире;
Познакомить со свойством газа увеличивать плавучесть предметов;
Развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение;
Учить отражать результаты эксперимента в схемах.
Предметно- развивающая среда : миска с водой, апельсин, стакан с газированной водой, виноград, лупы;
1\2 альбомного листа с нарисованными схематично стаканами,
Фломастеры.
Публикация «Экспериментальная деятельность, „Плавучесть предметов“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Ход эксперимента.
На столе стоит миска с водой. Рядом лежит апельсин.
-Ребята, давайте предположим, утонет апельсин, если его положить в воду или будет плавать.
Мнения детей расходятся.
Я предлагаю проверить и опускаю не крупный апельсин в воду- он не тонет.
- Почему?
Дети высказывают свои мнения. Одни предполагают, что апельсин накачали воздухом, другие говорят, что он просто слишком легкий. Я, заранее предвидев результаты ответов, предложила поместить в миску с водой очень крупный апельсин.
Дети делают вывод, что этот апельсин больше, а значит тяжелее.
По правилам должен утонуть, но не тонет. Почему?
Тогда я предлагаю очистить апельсины от кожуры. Мы вместе быстро справляемся с заданием и снова опускаем апельсины в воду- они утонули. Как же так, ведь апельсин стал легче?
Я предлагаю детям внимательно рассмотреть кожуру через лупу. Ребята отмечают, что она покрыта мелкими впадинками, точечками.
В них находятся маленькие пузырьки воздуха, а как мы уже знаем из предыдущих опытов, воздух легче воды и, поэтому апельсин без кожуры сразу утонул, а в кожуре плавал.
Физкультминутка.
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька для чижа,
Эта долька для ежа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра
Ну а волку кожура.
Я предложила ребятам сесть за столы и, теперь уже самостоятельно провести другой опыт с виноградинкой и минеральной водой.
Эксперимент состоит в том, что дети должны опустить виноградинку (или просто пластмассовый непустотный шарик) в стакан с минеральной водой и пронаблюдать, что произойдет с ней через некоторое время.
Дети отметили, что виноградинка стала покрываться пузырьками, затем она стала медленно покачиваться из стороны в сторону и, наконец, всплыла.
Теперь уже ребята самостоятельно сделали вывод, что помогло виноградинке всплыть. Это пузырьки газа, который находится в минеральной воде.
Все происходящее дети зарисовали и стали наблюдать дальше.
На виноградинке пузырьков становилось все меньше и, в конце концов, она опустилась на дно стакана.
Движение виноградинки ребята зарисовали.
Почему же она опустилась на дно? (Пузырьков стало мало и они уже не могли удержать ее на плаву)
Через время она снова покрылась пузырьками и всплыла.
Я спросила: «Как долго может продолжаться движение виноградинки?».
Дети уже с уверенностью ответили, что пока не кончится запас газа в стакане минеральной воды.
В конце экспериментальной ребята сделали вывод, что предметам помогал держаться на плаву воздух, т. к он легче воды.