Анастасия Братовская
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Теремок» Тема «Испытание магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе закрепления свойств магнита.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Задачи:
Образовательная область «Познание» :
• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
• познакомить с понятием «магнитное поле»
Публикация «Экспериментальная деятельность в подготовительной группе „Теремок“ Тема „Испытание магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге.
• Продолжать учить детей использовать в своей работе схемы, алгоритмы.
• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Образовательная область «Социализация» :
• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Учить выдвигать гипотезы.
• Создавать условия для выявления и проверки своих гипотез.
• Вызвать радость от открытий, полученных от опытов.
Образовательная область «Коммуникация» :
• Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
• Создать у детей радостное настроение.
• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
• Пополнить словарный запас детей за счет слов: магнетизм, магнетические, не магнетические, противоположные полюса, подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.
Образовательная область «Безопасность» :
• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Материалы и оборудование для опытов:
схема-алгоритм изучения материала, образцы различных материалов: резина, дерево, пластмасса, бумага, ткань; разные магниты, канцелярские скрепки.
На каждого ребенка: фартук, бейджик, карта - схема, образцы различных материалов: резина, дерево, пластмасса, бумага, ткань; разные магниты, пластиковая тарелочка, стакан с водой, пано с бабочкой и цветами, канцелярские скрепки.
Ход совместной деятельности:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Ребята давайте мы начнё м наш день с добрых слов благодарности:
Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед.
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам, и вам, и вам.
Стук в дверь, в группу заходит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте ребята! Узнали меня? Да я, Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел им помочь её отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а я не знаю, как их определить. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Поможем ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Незнайке? Как? (Нарисуем схему, напишем инструкцию, пошлём письмо, расскажем о железных деталях, отправим магнит, пригласим Незнайку в гости).
– Как мы сможем отличить железные детали от остальных? (Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит).
- Незнайка, а ты знаешь, что такое магнит и откуда он взялся?
Незнайка: нет.
Воспитатель: Ребята кто расскажет Незнайке о магните?
Дети рассказывают легенды:
-В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
-Существует и другое объяснение слова "магнит" — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление.
– Значит что мы знаем о свойствах магнита? (Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы). Как эти свойства можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент).
– Мы сейчас с вами отправимся в нашу мини-лабораторию и проведём эксперимент. На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только железные. Полученные результаты занесём в таблицу.
Дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно в парах. С отобранными предметами дети садятся на стульчики, результаты эксперимента заносят в таблицу при помощи знаков “+” и “-”.
Опыт: «о магнтических и не магнетических материалах».
Воспитатель: Кто мне может сделать вывод из проделанного опыта? (железные предметы притягиваются, а не железные нет)
Ребята, а вы знаете, что материалы которые притягиваются к магниту называются МАГНЕТИЧЕСКИЕ, а те, что не притягиваются называются не МАГНЕТИЧЕСКИЕ. Давайте вместе произнесем - материалы которые притягиваются к магниту называются МАГНЕТИЧЕСКИЕ, а те, что не притягиваются называются НЕ МАГНЕТИЧЕСКИЕ!
Воспитатель: Ребята, а что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?
Опыт: «взаимодействие двух магнитов»
Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся). Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
( Вывод: у магнита два полюса.)
Незнайка: Ой, ребята, что то я ноги отсидел и спина заболела! Может немного разомнемся?
Дети: ДА!
Физминутка от Незнайки:
Вот Незнайка потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Шурупчик, видно, не нашел.
Чтоб шурупчик нам достать,
Нужно на носочки встать.
-Ну вот после такой разминки можно снова в лабораторию…
Незнайка роняет нечаянно шуруп в стакан с водой.
Незнайка: ОЙ, как же его достать, он же там заржавеет…
Воспитатель: А вы знаете, что шуруп можно достать не намочив рук!
Дети: Как?
Воспитатель: С помощью эксперимента- прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
Самостоятельная деятельность детей
Дети: Магнит может действовать через стекло и воду (Вывод)
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь могут ли магниты притягиваться друг к другу через другие материалы?
Воспитатель: А давайте проверим, могут ли магниты притягиваться через ткань? пластмассу?
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Дети самостоятельно проводят опыт с помощью магнита, куска пластмассы и ткани.
Вывод: магнит может притягивать через ткань и пластмассу.
Воспитатель: Ребята, а послушайте загадку, о ком она?
А вы знаете цветы
небывалой красоты:
могут лепестки сложить
и мгновенно в воздух взмыть.
Что за цветы летают?
Как их называют? (бабочки)
Молодцы правильно отгадали, с наступлением тепла к нам прилетят бабочки и будут порхать с цветка на цветок, вот так-показ с помощью пано с цветами из картона.
А как бабочка порхает с цветка на цветок, ведь я ее руками не трогаю?
Дети: с помощью магнита.
Воспитатель: У вас на столе лежат такие же пано, повторите опыт.
Дети выполняют самостоятельно опыт.
Воспитатель: Какой вывод следует из этого опыта?
Дети: Магнит может действовать через бумагу.
Воспитатель: А сейчас мы проделаем с вами следующий опыт: «Магниты действуют на расстоянии». Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Проведите этот же опыт с другими магнитам.
Делаем вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния.
( Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".)
Воспитатель: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
( Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.)
Воспитатель: Ну что Незнайка сейчас ты знаешь с помощью чего можно определить железный это предмет или нет?
Незнайка: Ну да, это с помощью магнита можно сделать.
Воспитатель: А свойства магнита запомнил?
Незнайка: Мммммм…
Воспитатель: Ребята помогите Незнайке вспомнить свойства магнита.
Дети: - магнит притягивает железные предметы, а не железные нет;
- положительные полюса магнита притягиваются, а отрицательные отталкиваются;
- Магнит может притягивать через стекло, воду, бумагу, ткань, пластмассу;
- Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».
- Магнитное поле можно создать искусственно.
Незнайка: Ну теперь то я точно знаю все о магните! И смогу помочь моим друзьям Шпунтику и Винтику отремонтировать их машину. Спасибо ребята, досвидания!
Дети: Досвидания!