Получи документы

Исследовательская работа «Цветочные часы»

Наталья Павлова
Исследовательская работа «Цветочные часы»

Актуальность

Тысячи лет назад людям было не так уж важно знать точное время. Они вставали, когда солнце всходило, и ложились спать, когда оно закатывалось. Постепенно жизнь усложнялась, и в ней всё более важную роль начинали играть часы. Первые часы, нужны были, чтобы вовремя будить священников и монахов для совершения утренних молитв. А сегодня, кажется, что часы управляют всей нашей жизнью.

Публикация «Исследовательская работа „Цветочные часы“» размещена в разделах

Трудно представить нашу жизнь без часов. Мы каждый раз заглядываем на часы, чтобы не опоздать на работу, в школу, во время лечь спать, не пропустить любимую передачу по телевизору. Как можно узнать время, не имея под рукой часов? Ещё до того как человек изобрел, часы люди придумали много способов, как определить время.

Предмет исследования : дикорастущие растения нашей местности и культурные растения участка.

Формулировка проблемы:

1. Как можно узнать время по растениям?

2. Можно ли на территории детского сада вырастить «цветочные часы»?

Гипотеза:

Если вы пройдётесь ранним утром по росистому лугу и понаблюдаете за растениями, то заметите, что одни уже распустились, другие ещё еле раскрыли цветочные головки.

Третьи будто дремлют, не разжимая венчиков, а раскроют лишь тогда, когда солнце высушит капельки росы. Четвёртые раскроются только под вечер.

Значит, в природе существуют, своеобразные, цветочные часы и по ним можно определять время.

Проверка гипотезы:

1. Изучить научно-популярную литературу.

2. Провести наблюдение за растениями экспериментальной площадки.

3. Устроить цветочные часы.

Участники исследования : дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Место проведения работы : территория детского сада.

Время проведения работы : июнь – август.

Биологические часы» растений:

Даже маленькие дети знают, что когда «встает солнышко», цветы распускают свои лепестки. Но если вы приглядитесь к этому процессу, то окажется, что это не совсем так. Во-первых, есть цветы, которые, наоборот, распускаются только ночью, или те, которые однажды распустившись, уже больше не закрываются. А, во-вторых, цветы по утрам вовсе не все одновременно распускаются - в то время как одни уже давным-давно «проснулись», другие еще «спят».

У растений, как и у всех живых организмов, имеются «биологические часы», регулирующие их жизнь. Возникли они как результат развития многих поколений растений в условиях чередования периодов суток: утра, полудня, вечера, вечерних сумерек, ночи.

Эту ритмику особенно наглядно можно увидеть у растений, имеющих яркие цветки, отмечая время раскрытия и закрытия их на протяжении суток. Венчики цветков раскрываются с такой точностью, что по ним можно, как по часам, определять время суток. Цикличность, возникшая у растений на протяжении бесчисленных поколений, прочно закрепилась в наследственности. Все жизненные процессы подчинены суточным ритмам.

Такая периодичность цветения выработалась у растений постепенно и определяется не только солнечным ритмом, но и ритмом жизни насекомых, которые опыляют цветки. Когда насекомые находятся в состоянии покоя, цветки закрыты. Когда же насекомые начинают свой лёт, отрываются и цветки. К вечеру многие из них закрываются, чтобы предохранить нежные органы от переохлаждения и попадания на них ночной росы или дождя. Большинство растений цветет в дневное время, но есть среди них и такие, которые цветут только вечером или ночью. Ночная фиалка (правильнее называть ее любкой двулистной, так как она относится к семейству орхидных, а не фиалковых, например, выделяет ароматические вещества только после захода солнца. В это же время открываются и издают сильный аромат закрытые целый день крупные цветки табака. У ночных цветков всегда сильный запах, и обычно они белого цвета. Только благодаря этому насекомые находят их в темноте.

Способность растений «измерять» время была обнаружена очень давно. В Древней Греции и Риме на цветниках высаживались растения, цветки которых открывают и раскрывают венчики в разное время суток. По ним люди могли определять приблизительное время.

Однако, первые «Цветочные часы» были созданы знаменитым швейцарским ученым Карлом Линнеем.

Карл Линней и его цветочные часы :

Карл Линней (1707 - 1778гг) - известный шведский естествоиспытатель и врач, создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в которой были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития биологической науки.

В Швеции его ценят также как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну, изучил своеобразие шведских провинций и увидел, «как одна провинция может помочь другой», вот так написано о нем в Википедии.

Карл Линней в 1720 году впервые в мире создал цветочные часы. Находятся они в городе Упсала (Швеция). Часы были созданы на основе трактата «Сон растений». Карл Линней посвятил всю свою жизнь изучению и систематизации цветов и растений.

Во время исследований он заметил, что цветы можно группировать по времени закрытия и для проверки своей теории Линней и создает цветочные часы. А перед созданием этих часов он наблюдал около 50 растений и отмечал реакцию цветка растения утром и вечером, то есть, какие открывались утром и закрывались вечером.

Вечером - лен, шафран (крокус, вьюнок, отметил и те, которые наоборот - раскрывались на ночь и закрывались днем - мирабилис, дурман, душистый табак, энотера. А, также обратил внимание, что в определенные часы суток интенсивность освещения заметно изменяется и на это реагируют цветы одуванчика, тюльпанов - они распускались при увеличении интенсивности и смыкали бутоны при ослаблении света. Цветки некоторых растений - наоборот, в течение дня при ослаблении света распускались, а при сильно ярких лучах, закрывались, как будто «щурились» от солнца. И вот после такого труда, он и решил создать такие цветочные часы.

Время, указанное на этих цветочных часах, относится только к ясным и солнечным дням. В пасмурную, дождливую погоду или при сильном тумане цветы либо вовсе не раскрываются, либо раскрываются «не по расписанию».

Таблицей Линнея можно пользоваться только там, где она была составлена, - в шведском городе Упсала.

Дело в том, что у цветочных часов есть одно любопытное свойство: в разных местах они ходят по-разному. Так, например, соцветия осота огородного в Московской области открываются в то же время, что и у Линнея в таблице, - в 6-7 часов утра, но закрываются позже - не в 12, а в 1-2 часа дня. У Линнея цикорий раскрывался в 4-5 часов утра. А у нас он открывается в 6-7 утра. Разница на два часа. А разница в закрывании почему-то на 5-6 часов. У Линнея цикорий закрывался в 10 утра, а у нас - в 3-4 часа дня. Таких несовпадений много.

Полный список растений, использованных им, приводится в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Можно попытаться повторить опыт ученого на собственном участке. Правда, многие виды из линнеевского списка у нас в России не растут, так что сделать часы точно по его образцу не получится.

Как же объяснить способность цветов растений раскрываться и закрываться в определенное время?

Как смогли растения так приспособиться к условиям жизни? Прежде всего, это связано с влиянием солнечных лучей. Именно восход и заход солнца определяют характер жизни и деятельности, или функционирование, всех живых существ — животных, растений и людей. В процессе эволюционного развития у них развилась способность ориентироваться во времени и погружаться в сон или просыпаться. Иначе говоря, появились так называемые внутренние биологические часы, которые регулируют их суточную активность. Определенное влияние на суточные ритмы оказывают также влажность и температура воздуха.

В средней полосе России растения раскрывают свои цветы в такое время :

• в 5 утра — шиповник, цикорий;

• в 6 — одуванчик, полевая гвоздика, рыжеватый лилейник;

• в 7 — колокольчики, картофель;

• в 8-м часу утра — ноготки и бархатцы;

• в 9-м — розовые цветы смолевки;

• в 10-м — мать-и-мачеха;

• около 11-ти часов утра раскрывает свои цветы мокрица — мелкий сорняк, который аккуратно указывает время на протяжении целого лета, с весны до осени; в полдень из водных глубин прудов и озер поднимаются на поверхность большие зеленые бутоны белой водяной лилии и под ласковыми лучами солнца разворачиваются в белоснежные цветки.

Цветущие растения, как правило, любят тепло и солнце. Поэтому так ярко переливаются их цветы утром и днем.

А некоторые растения не терпят жары и яркого солнца и спешат закрыть свои цветы. Именно так и поступает лен. Утром он просыпается одним из первых и раскрывает лепестки еще до восхода солнца, на рассвете, но уже в 9-10-м часу утра закрывает их.

-в 14-15 часов закрываются цветы картофеля, одуванчиков.

-в 15-16 часов «засыпает» торица.

-около 16-17-ти часов сворачивают свои оранжевые лепестки ноготки.

-в 17-18 часов закрываются цветы мать-и-мачехи, лютика.

-в 19 часов белая водяная лилия смыкает свои зеленые чашелистики, закрывает цветок и погружается в воду.

-в 20-м часу, ощущая прохладу, закрывают цветы лилейник и шиповник.

Под вечер уменьшается освещенность, температура воздуха снижается, потому теплолюбивые растения и закрывают свои цветы. В связи с этим прекращают полеты и дневные насекомые, а затем обосновываются на ночевку и птицы, которые питаются ими. Но на этом цепь взаимосвязей в природе не обрывается. После 20-ти часов вечера раскрываются белые цветки душистого табака. Их хорошо видно в темноте, они резко пахнут и этим привлекают ночных мотыльков-опылителей. В это же время раскрываются бутоны энотерии. Ее яркие желтые цветы имеют резкий запах, живут они лишь одну ночь, а потом вянут. После 21-го часа раскрываются цветы адониса.

Биологические часы растений разных часовых поясов имеют собственный «ход», связанный с местным временем, географическим положением и климатическими условиями.

Практическая работа :

На территории детского сада мы выбрали освещенное место, разбили 14 небольших клумб и посадили садовые и луговые растения, характерные для нашей местности: бархатцы, герань луговую, календулу, картофель, кислицу, колокольчик садовый, лен, лилейник, незабудку, одуванчик, осот огородный, фиалку трехцветную, цикорий, эшшольцию. В течение лета мы ухаживали за растениями, регулярно вели наблюдения и фиксировали их в таблице. В работе нам большую помощь оказали сторожа, которые отмечали раскрывание цветов рано утром, когда дети еще не пришли в детский сад

Вывод:

Цель нашей исследовательской работы была достигнута. В результате наблюдений в разное время суток и при разных погодных условиях мы выяснили, что такие красивые и душистые цветы позволят только приблизительно определить время. Точность их зависит от погодных условий – определять время по цветочным часам можно только в ясные солнечные дни, когда же небо покрыто тучами, в дождливую погоду или сильный туман цветы либо вовсе не раскрываются, либо раскрываются в другое время. Существует погрешность на определенные биоритмы цветов, географическое положение местности.

«Цветочные часы» станут украшением нашей экологической тропы, к тому же и мы будем наблюдать за ними, как за растениями-барометрами.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос»Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос» Автор: С. Дарья воспитанница подготовительной группы Руководитель: Шарова Валентина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.

Исследовательский проект учащихся 4 класса «Цветочные часы» Конкурс исследовательских проектов младших школьников «Юный первооткрыватель» Номинация «Растения вокруг нас» Тема: «Цветочные часы.

НОД «Вы видите, идут цветочные часы». Методика проведения наблюдений с детьми в природе (фотоотчёт)НОД «Вы видите, идут цветочные часы». Методика проведения наблюдений с детьми в природе (фотоотчёт) В течение лета стараемся периодически организовывать целевые прогулки к цветнику и на луг. Детям такие прогулки доставляют большую радость,.

Детская исследовательская работа «Замечательный нос»Детская исследовательская работа «Замечательный нос» Здравствуйте! Меня зовут Дарья. Сегодня я расскажу вам о носе. Взрослые постоянно говорят: «Дыши носом. Дыши носом». Вот у меня возник вопрос:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Цветочные часы»
Опубликовано: 29 января 2023 в 15:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД