Лучший педагог года

Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы) (8 фото)

Наталья Рябова
Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)

Одним из методов познания закономерностей и явлений окружающего мира в системе дошкольного образования является метод экспериментирования, который даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотноше-ниях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификация, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следует отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Исследования известного психолога Н. Н. Поддъякова указывают на ведущую роль детского экспериментирования в развитии ребёнка-дошкольника. Николай Николаевич отметил: "В течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели". В 90-ые годы в ходе исследовательской работы, он пришёл к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определенными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти. Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребёнок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу - изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные. Моделировать приобретенный опыт дети будут позже, в игре. Опираясь на труды Л. С. Выготского и Н. П. Поддъякова, стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребёнок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.» Процесс познания – творческий процесс, необычайно важный в личностном становлении ребёнка – дошкольника. Экспериментирование побуждает творческую и познавательную активность детей, стимулирует воображение ребёнка, включает его в творческую деятельность. Экспериментирование позволяет насытить атмосферу группы детского сада разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии. Кроме того, экспериментирование – это естественная, закономерная форма познания ребёнком окружающего мира, соответствующая его возрасту. Экспериментированием пронизана сама жизнь ребёнка – дошкольника. Соприкасаясь с окружающим миром, он ежеминутно, ежечасно исследует, экспериментирует и в итоге – познаёт.

Публикация «Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)» размещена в разделах

Развитие познавательной и творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования стало очень актуальным. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, начиная со средней группы, направлены на то, чтобы помочь ребёнку приобрести не только новые знания о том или ином предмете, но и развить у него навыки взаимодействия с объектом, познание его свойств, связей и т. п. Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребёнка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребёнка.

При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые ребёнком самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Метод детского экспериментирования не труден : он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

В своей группе я организовала кружок детского экспериментирования и исследовательской деятельности «Юные экспериментаторы». Стараюсь предоставлять своим воспитанникам возможность удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путём самостоятельного исследования мира.

Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)

Центр детского экспериментирования преобразовала в мини-лабораторию исследовательской деятельности. В нашей лаборатории имеются:

* приборы-помощники: увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, мерные ложки и др. ;

* сосуды разного объёма, изготовленные из различных материалов (стекло, пластмасса, металл);

* коллекции природного материала (образцы почвы - песок, глина, чернозём; камни, семена растений, мох, спил деревьев, опилки, ракушки, перья, гербарии и др.);

* технические материалы: гайки, скрепки, шурупы и др. ;

* разные виды бумаги (картон, гофрированная, салфетки);

* бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки и т. д.);

* красители (гуашь, акварельные краски);

* образно-символический материал (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические –наглядные модели, иллюстрированные схемы-таблицы, условные изображения в виде карт (глобус, карта Земли и т. п.);

* дополнительное оборудование: фартучки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Здесь же выращивают растения, ухаживают за ними, наблюдают за их изменениями в процессе роста.

Необходимость давать отчёт об увиденном формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи Исследования известного психолога Н Поддъякова указывают на ведущую роль детского экспериментирования в развитии ребёнка дошкольника Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления

Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности.

Типы экспериментов, проводимые мною в работе с дошкольниками :

* экспериментирование с предметами и их свойствами (освоение причинно- следственных связей и отношений);

*экспериментирование с растениями («Огород на окне», «Цветник»);

* экспериментирование с объектами неживой природы;

* коллекционирование (камни, гербарий, ракушки);

В результате у дошкольников формируются такие начально-ключевые компетентности, как социально-коммуникативные (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом, идёт подборка материалов для опытов, проговаривание результатов опыта, наблюдений); художественно-эстетические (оформление дневников наблюдений). Развивается информационная осведомлённость (через опыты, наблюдения дети получают знания).

В летний период экспериментальная деятельность проводится на улице. Дети сами выбирают, какой эксперимент они хотят провести.

Организация работы по экспериментированию ведётся по трё м взаимосвязанным направлениям:

* живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

* неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.);

* человек (функционирование организма, рукотворный мир, др.).

Основные аспекты экспериментальной деятельности, которые обязательно учитываются:

детское экспериментирование свободно от обязанности (во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы);

— не следует жёстко регламентировать продолжительность опыта;

— в процессе детского экспериментирования не придерживаться заранее намеченного плана, так как в данном процессе ребёнок начинает мыслить самостоятельно, в группе создается творческая атмосфера, способствующая умственному развитию ребёнка;

— поощрять детские высказывания и рабочий диалог;

— признавать право ребёнка на ошибку;

— учитывать индивидуальные способности каждого ребёнка.

Критериями оценки знаний и умений стали следующие показатели:

*проявление устойчивого интереса и эмоционального отклика на выбор опытно-экспериментальной деятельности;

* понимание проблемы исследования, умения чётко сформулировать цель (что нужно сделать);

*способность планировать свою деятельность, выделять этапы;

*использование разнообразных материалов и оборудования в проведении опытов и экспериментов; способность самостоятельно действовать по алгоритму или образцу, проявлять творческие способности;

*умение делать выводы, подводить итоги, сравнивать, обобщать.

При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:

– безопасность для жизни и здоровья детей

– доступность расположения

Работа с родителями.

Для повышения педагогической грамотности родителей подобраны консультации по исследовательской деятельности дошкольников, постоянно обновляется наглядная информация по проведению исследовательской деятельности, проводится анкетирование с целью выявить отношение родителей к вопросам экспериментирования, организуются родительские собрания по теме, организуются практикумы с родителями по экспериментированию. Привлекаем родителей к оформлению и пополнению уголка экспериментирования в группе. Также родителям детей рекомендуется создать дома уголки экспериментирования.

Когда мои воспитанники достигают старшего возраста, я начинаю внедрять в свою педагогическую практику метод проектной деятельности. Этот метод, основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. На своём опыте я убедилась, что более раннее внедрение этого метода не эффективно. К старшему дошкольному возрасту при грамотном сопровождении у детей появляется устойчивое внимание, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза, адекватной самооценке, а самое главное - стремление к совместной деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Фото №1 По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребёнок получает возможность ставить себе новые всё более сложные цели Фото №2 В ые годы в ходе Фото №3 Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением знакомятся с определенными предметами их свойствами а полученные сведения заносят в свой банк памяти
Публикации по теме:

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Доклад (из опыта работы) «Театрализованно-игровая деятельность детей в детском саду» Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Из опыта работы «География в детском саду» География в детском саду опыт работы Ларисы Ивановны Ждановой, воспитателя первой кв. категории «География» в детском саду, - Разве это возможно?.

Из опыта работы «Акробатика в детском саду»Из опыта работы «Акробатика в детском саду» Акробатика в детском саду Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников всегда было и остается главной задачей.

Из опыта работы воспитателя «Продуктивная деятельность из бумаги» " Ни одно дело в мире не захватывает меня так, как воспитание детей. " Л. Н. Толстой. Из уст итальянского философа Джордано Бруно еще в.

Мастер класс презентацией на тему: «Исследовательская деятельность в детском саду» Для современного этапа системы образования характерно использование новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного.

Метроритмика в детском саду (из опыта работы)Метроритмика в детском саду (из опыта работы) Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, эмоционально чувствовать выразительность музыкального ритма и точно.

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Воздушные шары» .

Родительское собрание «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду и дома» Родительское собрание на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду и дома» Бушуева Светлана Николаевна Воспитатель.

Сообщение из опыта работы воспитателя на тему «Организация работы воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС» В тексте стандарта (п. 1.4) прописаны основные принципы дошкольного образования. Данные принципы воспитатели нашего дошкольного учреждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)
Опубликовано: 15 мая 2016 в 21:24
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД