Получи документы

Экспериментирование в работе с детьми раннего возраста

Светлана Андронова
Экспериментирование в работе с детьми раннего возраста

Экспериментирование в работе с детьми раннего возраста

Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества (Большая Советская Энциклопедия).

Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком.

В процессе эксперимента обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Публикация «Экспериментирование в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома является такие материалы как песок и вода.

Вода

Игры с водой - одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и возможностям ребят. К тому же они способствуют оздоровлению закаливанию детей. Ребята знакомятся с водой, учатся действовать с ней. В итоги у них развиваются творческие, исследовательские способности, эстетический вкус. Игры с водой особенно полезны для детей с заболеваниями органов дыхания и с неврозами. Вода оказывает релаксационное действие, снимает излишнюю тревожность, агрессивность, ощущение эмоционального неблагополучия.

Ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр – занятий под наблюдением воспитателя. Вода возбуждает ребёнка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают ладошки в воду, шевелят пальчиками. Воспитатель контролирует: вода прозрачная, ласковая, теплая (t +18, +20; 5-8 минут).

Для организации игр детей с водой в группах раннего и младшего дошкольного возраста используются надувные бассейны (тазики). Устанавливаются так, чтобы ребенок имел возможность играть с водой стоя. Детей раннего возраста учат ловить сачками рыбок, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать ее в ситечки и наблюдать, как она течет в отверстие.

Значение таких игр подчеркивали Е. И. Тихеева, Л. И. Гулицкая, Е. А. Флерина.

Следует уделять большое внимание руководству данной игрой, заложены большие возможности для развития у детей умственных способностей.

Обращать внимание на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной. Интерес детей к играм с водой можно объяснить стремлением к познанию их свойств.

С. Л. Рубинштейн (1989) и А. М. Леушина показали, что совершенство связанных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. Поэтому поводу Р. К. Аралбаева и Н. К. Кочутенко (1990) пишут «…положение требует, чтобы развитие словаря ребенка - дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятий мышления: следовательно, без пополнения знаний, развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут явиться причиной травм детей. Необходимо соблюдение правил безопасности. Опыты лучше проводить индивидуально или небольшими группами.

В связи с играми детей я увидела, что особенностью детского экспериментирования является :

1. свобода;

2. продолжительность опыта не регламентируется, так как ребенок может играть как 5 минут, так и час;

3. беседа с детьми во время экспериментирования.

В моей группе есть центр «Песка и воды». Я свою работу начала с воды. В утренний отрезок времени пускали с детьми кораблики, наблюдали, как он плавает, через определенное время кораблик тонул. Почему? Бумага намокла. Так в процессе появилась игра «Тонет - не тонет». Когда у детей стал пропадать интерес к корабликам, стали опускать различные предметы, где у детей появился интерес к предметам, которые тонут, а какие нет. Появился вопрос, например, «Колесо, будет плавать?». Предлагала попробовать, где дети сами устанавливали причинно – следственные связи и делали вывод.

Также в процессе игры я обучала детей не только аккуратно налить воды, не пролив мимо, но и чтобы опять поддержать интерес, воду постоянно окрашивала в разные цвета: желтый, красный (сок, морс). Дальше я обыгрывала эту игру с куклами (брала 2 – 3 куклы по количеству кружки). Предложила детям попробовать самостоятельно налить воду в кружки куклам. Вода стала проливаться на стол, в результате игры появилась новая игра «Есть лужа - нет лужи». Перед детьми ставился вопрос : «Что нужно сделать, чтобы не было лужи?» Был вопрос «Чем можно вытереть?». Детям было предложено несколько вариантов (губка, тряпка, бумага, салфетка и т. д.). Делали вывод: что тряпкой и губкой можно вытирать - они впитывают воду. Также предлагала вытереть салфеткой, ватой, бумагой. Дети видели, что они не впитывают воду. Тем самым дети сами приходили к выводу о свойствах и качествах материалов.

Через короткий промежуток времени, когда детьми был накоплен определенный опыт игр с водой, предлагались более сложные игры. В процессе, которых провоцировала детей задавать вопросы, по возможности самостоятельно находить ответы на заданные вопросы.

На закрепление цвета с детьми играли в «Разноцветную воду» - в баночку с водой добавляли несколько капель краски и наблюдали, как меняется цвет, брала основные цвета - красный, синий, желтый. В результате этого появилась новая игра «Видно – не видно», где учила детей видеть и называть, что вода бывает прозрачной и не прозрачной. В процессе игр нужно постоянно поддерживать интерес. Благодаря этим играм развивается активный словарь детей, интерес к экспериментированию.

Также игры с водой можно организовать на воздухе. Детское творчество здесь неиссякаемо – легко решаются самые смелые замыслы: проходят лодки, купаются игрушки, вертятся мельницы. Игры эти полезны тем, что дети знакомятся со свойствами материалов. С удовольствием играют с водой - выливая и наливая в ведерки, делая волны.

Играть с водой можно и в естественных и искусственных водоемах: у таза или в бассейне, но время, условия и игрушки везде разные и по-разному развертывается игра.

Игрушки для игр с водой разнообразны по возможностям использования, по формам и материалу. Это игрушки из резины, целлулоида, поролона, дерева, металла. Прежде всего, флот – лодки, корабли, катера. Малышей занимает просто плавание игрушек в воде. Маленьким детям можно давать резиновые фигурки людей и животных. Среди резиновых игрушек есть водоплавающие птицы – утки, гуси, есть рыбки.

Для детей всех возрастов вода всегда притягательна благодаря ее подвижности и доступности силам ребенка.

Песок

Вторым материалом, позволяющим лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства универсального строительного материала является песок. Любому ребенку игры с песком доставляет большое удовольствие.

Песок это идеальный материал для проведения экспериментов. Малышей может удовлетворять пересыпание и ссыпание песка в машины, ведерки, выкладыванием пирожков.

Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять психологические зажимы у пассивных детей, снимают тревожность, насыщает радостью.

С маленькими детьми мое участие в играх необходимо. В процессе игры я называю, уточняю, а иногда изменяю, состояние материалов, их свойства, показываю последовательность игровых действий.

Например: Я предлагаю полить песок, напоминаю, когда он сырой, с ним хорошо играть. «Что из влажного песка можно сделать?» Во время поливки песка задаю вопросы «Почему не видно в песке воды? Куда она делась?». Дети вместе со мной приходят к выводу, что песок сырой.

Обращаю внимание ребенка на то, что песок может быть сухим и влажным. Сухой песок рассыпается – из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Показываю, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже с бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку. На песке можно оставлять следы, отыскать в песке спрятанную игрушку, рисовать палочкой, пальцем. Из песка можно строить дороги, башни. Обыгрывать их.

Игры с песком относятся к любимым играм детей. Только на прогулке в тёплое время года дети имеют возможность полностью удовлетворить своё желание действовать с этим природным материалом. Дети могут подолгу играть с песком, исследовать его свойства.

Без руководства взрослого дети приобретают некоторый опыт по цвету и на ощупь различают качества песка (сухой или мокрый). Сухой песок дети оставляют без внимания, а из мокрого делают постройки, формируют куличики.

Детям было интересно играть с окрашенным песком. Я окрашивала песок краской для тканей в разные цвета, и мы работали с ним. Окрашенный песок мы использовали сухим.

С цветным песком мы играли в игры: «Радуга», «Цветные дорожки», «Цветной дождь»

Я считаю, что песочные игры очень актуальны в настоящее время и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а так же происходит развитие мыслительных операций, синтеза, сравнения и пр., обязательно речевое развитие, игры положительно влияют на эмоциональный настрой ребенка (тем более во время адаптации).

Вывод

Таким образом, у детей стала более развита мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, речь стала более активной, выразительной. В речи детей стали появляться такие слова как мокрый, сухой, сыпать, рыхлый, тяжелый, липкий, полная, песочная и др. В адаптационный период игра с песком благоприятно воздействовала на вновь поступивших детей. В этот период дети при игре с песком меньше скучают по родителям, игра вызывает у них положительные эмоции, дети могут длительное время перебирать пальцами песок. При игре с песком с легковозбудимыми детьми по моим наблюдениям было замечено, что дети во время игры более спокойные, пассивные дети становятся раскрепощенными. Эти игры насыщают ребенка радостью. В играх у детей стали более ярко выражены умственные и творческие способности, что заметно на занятиях и в повседневной жизни. Дети обыгрывают свои постройки, пытаются сами создать домик. Дети добавляют в свои постройки природный материал (шишки, камешки) без помощи взрослого.

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Педсовет по поисково-исследовательской деятельности Педсовет на тему: Интеграция образовательных областей в поисково-исследовательской деятельности. Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование в работе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 16 октября 2014 в 07:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД